Открыть бизнес
PEST-анализ: зачем нужен бизнесу и как провести
Статья

PEST-анализ: зачем нужен бизнесу и как провести

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Планирование в бизнесе невозможно без учета различных факторов. Изучить их помогает PEST-анализ. Еще он необходим, чтобы прогнозировать риски. В результате такой анализ позволяет выстроить верную стратегию и не потерять прибыль

Содержание

Что такое PEST-анализ
Что исследуют с его помощью
Зачем проводить PEST-анализ
В чем разница между PEST- и SWOT-анализом
Какие виды PEST-анализа существуют и когда их применяют
Классический PEST-анализ: алгоритм
Как использовать результаты анализа


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум

Вступайте в клуб и получите доступ к 1000 идей для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!

Оформить на 14 дней бесплатно

Что такое PEST-анализ

PEST-анализ — модель, которая помогает изучить внешнее окружение, влияющее на организацию или проект. Автор методики — профессор Фрэнсис Агилар. Он разработал ее в 1967 году, тогда дал имя ETPS. Позже аббревиатуру изменили, чтобы было удобнее произносить. Теперь называют STEP или PEST.

Что исследуют с его помощью

ПЕСТ помогает в долгосрочном планировании. В ходе исследования можно найти возможности, оценить риски для проекта или компании на ближайшие несколько лет.

PEST-анализ подойдет и при разработке нового продукта, ведь в этом случае тоже важно посмотреть на тенденции и исследовать потенциальный рынок, на который собираетесь выходить.

Для анализа нужно описать 4 группы факторов, по первым буквам аббревиатуры PEST:

  1. Political — политические. Обращают внимание на изменения в налоговом законодательстве, механизмы государственного урегулирования отрасли, в которой развивают дело. Смотрят на субсидирование.

  2. Economic — экономические. Оценивают рост или стагнацию экономики. Обращают внимание на курс рубля, инфляцию.

  3. Social — социальные или социально-культурные. Смотрят, как сейчас живет население, какие у людей в стране социальные потребности, что с рождаемостью и смертностью.

  4. Technological — технологические. Фиксируют, какое влияние на жизнь населения оказывают технологии. Какие инновации в сфере, в которой развивают бизнес. Что нового в этом плане у конкурентов.

Дальше подробнее рассмотрим каждую группу факторов для анализа.

💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум

Вступайте в клуб и получите доступ к 1000 идей для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!

Оформить на 14 дней бесплатно

Политические факторы

Брать во внимание политическую повестку важно для дальнейшей работы. Новый закон может повлиять на перспективы развития: для одних компаний появятся ограничения, у других — новые возможности.

Что именно стоит мониторить, когда проводите ПЕСТ-анализ:

  • политическая ситуация в мире — между какими странами хорошие отношения, где есть разногласия;

  • внешняя политика страны;

  • в какие союзы, сообщества входит страна, из каких выходит;

  • как ведется внутриполитическая деятельность, в том числе в регионах;

  • что с налогами;

  • инвестиционные процессы;

  • какие государство выделяет субсидии, какие есть послабления в законодательстве, в том числе для субъектов Федерации.

Экономические факторы

На что конкретно обращать внимание при проведении анализа:

  • динамика ВВП,

  • инфляция,

  • цены на нефть,

  • ставка рефинансирования и динамика в банковской сфере,

  • курс основной валюты,

  • изменение доходов населения и уровень безработицы,

  • специфика отраслевых рынков,

  • что происходит в смежных сегментах и как это может повлиять на расходы фирмы,

  • конкуренция в сфере.

Социально-культурные факторы

Эти факторы влияют на развитие бизнеса не напрямую, а косвенно. Поэтому в любом случае стоит смотреть:

  • демографию — рождаемость, возрастной состав населения, смертность, динамику миграции;

  • зарплатные ожидания на предприятиях в вашей сфере;

  • образованность, трудоспособность населения.

Нас больше 10 000 — присоединяйтесь!

Бесплатные мероприятия для предпринимателей и полезные материалы в нашем Telegram-канале!

Подписаться на телеграм-канал

Технологические факторы

Степень влияния технологий на все сферы предпринимательства растет с каждым годом. Когда проводите ПЕСТ-анализ, стоит учитывать:

  • новые технологии, научные открытия, которые могут сказаться на развитии отрасли;

  • особенности патентного законодательства;

  • воздействие интернета, мобильных технологий;

  • расходы конкурентов на внедрение технологий.

Для удобства все факторы выписывают на лист и делят его на квадраты.

Факторы для PEST-анализа.

Рассматривать названные факторы в совокупности полезно, чтобы оценить ситуацию на рынке с разных сторон и представить, как будут развиваться события в ближайшее время. Понимая это, можно минимизировать воздействие внешних событий, снизить риски и в результате получить больше прибыли.

💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум

Вступайте в клуб и получите доступ к 1000 идей для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!

Оформить на 14 дней бесплатно

Зачем проводить PEST-анализ

PEST-анализ поможет:

  1. Лучше понимать внешнюю среду организации, какие у нее есть возможности для развития и роста, масштабирования, а что может угрожать. Если вести дела вслепую, слушая только себя, использовать ограниченный круг информации, это может привести к критичным ошибкам. Если для стартап-проектов и малого бизнеса допустимо на каких-то этапах следовать интуиции, то средним и крупным предпринимателям, серьезным инвестиционным проектам важно просчитывать любые риски. Это позволит сохранить деньги и преумножить их.

  2. Выстраивать стратегию. Разрабатывать ее нужно, чтобы выигрывать в конкурентной борьбе, а это возможно за счет принятия не противоречащих друг другу решений. По результатам анализа вы сможете определить круг действий на ближайшие годы, решить, какие продукты будете запускать, в каких регионах увеличивать или сокращать присутствие, какие инвестиции совершать или привлекать.

  3. Управлять рисками. Для этого нужно их определить, оценить, а затем разработать меры, которые помогут сократить или минимизировать воздействие негативных факторов на ваше дело.

У инструмента есть плюсы и минусы.

Достоинства и недостатки метода.

В чем разница между PEST- и SWOT-анализом

Визуально эти методики похожи. Но они не взаимозаменяемы. PEST может быть частью SWOT-анализа. В рамках PEST-анализа смотрят на внешние факторы, на которые невозможно воздействовать. Получится лишь спрогнозировать ход событий и продумать свои действия на случай тех или иных сценариев.

В ходе SWOT во внимание берут и внешние, и внутренние факторы. Аббревиатура расшифровывается так:

  • Strengths — сильные стороны (компании, проекта);

  • Weaknesses — слабые стороны;

  • Opportunities — возможности;

  • Threats — угрозы.

На сильные и слабые стороны предприятия можно повлиять. Например, слишком высокие цены можно снизить, а скорость доставки увеличить. Возможности и угрозы — это уже внешние факторы, подобные тем, что оценивают в PEST-анализе.

💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум

Вступайте в клуб и получите доступ к 1000 идей для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!

Оформить на 14 дней бесплатно

Какие виды PEST-анализа существуют и когда их применяют

Существует несколько разновидностей методики, они отличаются набором факторов для исследования. Выбирать стоит с учетом того, что действительно может оказать воздействие на конкретную компанию или проект. Смотрят на нишу, цели исследования.

В числе расширенных версий можно назвать:

  • SLEPT — добавлена еще одна группа факторов для исследования, Legal — правовые;

  • PESTEL — включает, помимо правовых, дополнительно изучение экологических (Ecological) факторов;

  • PESTELI предполагает еще и оценку отрасли — Industry Analysis;

  • STEEPLE — плюсом к экологическим и правовым факторам идут этические (Ethical);

  • LONGPEST — рассмотрение всех факторов в местном, государственном и мировом масштабе: Local + National + Global.

Классический PEST-анализ: алгоритм

Стандартный PEST-анализ выполняется в 6 шагов:

  1. Выявляют факторы, которые могут влиять на организацию или проект, фиксируют все это в таблице. Для каждой компании — свой набор факторов, и не всегда их много. Находить помогает мозговой штурм: когда эксперты предприятия собираются и обсуждают.

  2. Собирают данные о состоянии факторов. Допустим, если на компанию может повлиять курс валют, нужно посмотреть на текущий курс, взять график изменений за несколько лет, изучить прогнозы аналитиков. Информацию можно брать из публикаций в профильных изданиях, опросов поставщиков, клиентов.

  3. Оценивают, как все эти факторы влияют. Можно ставить баллы по шкале: 1 (незначительное воздействие) — 2 (умеренное) — 3 (критическое). Так, 3 балла фактору стоит ставить, если любые его изменения отразятся на продажах и заработке.

  4. Прогнозируют вероятность изменения факторов. Здесь на помощь приходят эксперты. Каждый должен поставить оценку по 5-балльной шкале. Высокий балл ставят при риске больших изменений. Считают среднее арифметическое из оценок всех экспертов.

  5. Сопоставляют факторы и вероятность их изменений. Формул для таких расчетов несколько. Например, проще всего найти среднее арифметическое из оценок вероятности изменений. И к этой цифре прибавить балл из колонки с влиянием факторов. Значимость фактора определяется по тому, насколько большая цифра получилась.

  6. Формируют матрицу, в которой все факторы выписывают в порядке приоритетности. И фиксируют решения. Это помогает понять, что делать, если какое-либо событие случится.

💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум

Вступайте в клуб и получите доступ к 1000 идей для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!

Оформить на 14 дней бесплатно

Рассмотрим на примере, как искать и оценивать факторы влияния в рамках ПЕСТ-анализа. Возьмем ситуацию, которая сложилась во время пандемии коронавируса, так как сейчас уже можно сделать выводы, как это отразилось на предпринимателях.

Допустим, PEST-анализ решил провести владелец кофейни. Ему нужно выполнить ряд шагов.

Шаг 1. Расписать все факторы, поделить их на группы.

Политические: отношения нашей страны с поставщиками зерен в мире, ограничения сферы питания в условиях пандемии.

Экономические: курсы валют нестабильны, пандемия ухудшает покупательскую способность.

Социальные: у потребителей изменились предпочтения, повысились требования к качеству, чаще стали заказывать доставку, меньше посетителей в самом заведении.

Технологические: инновационные технологии обжарки зерен, новые технологии в сфере обслуживания, такие как безналичный расчет и чаевые по QR-коду, приложения.

📌 Советы
Рассматривать следует только факторы, которые влияют на конкретный бизнес. Если взять те, которые мало на него воздействуют, в сводной таблице напротив этих пунктов придется поставить 0 баллов, и средний балл будет некорректен.

Лучше оценить текущую ситуацию и спрогнозировать проблемы могут помочь эксперты. Бывает полезно пригласить сотрудников, чтобы провести PEST-анализ.

Интересную информацию можно получить, изучив, как развивается эта же сфера в других странах. Это дает видение рисков и вариантов развития, какие пока не взяли на вооружение конкуренты.

Шаг 2. Собрать данные о положении вещей по каждому из обозначенных факторов.

Шаг 3. Составить таблицу. Оценить каждый фактор во всех четырех группах и поставить баллы по шкале от одного до трех.

Факторам из Первой и второй групп можно поставить самые высокие баллы, так как они способны сильно повлиять на развитие бизнеса. Если снова введут ограничения, связанные с пандемией, есть вероятность, что продажи в кофейне существенно снизятся или что работа встанет.

Шаг 4. Оценить вероятность того, что факторы могут измениться. Об этом спрашивают у экспертов, которые в соответствии с вероятностью, что изменения наступят, проставляют баллы от одного до пяти. Чем выше вероятность, тем больше балл. Оценки разных экспертов для каждого фактора могут отличаться, поэтому выводят средний показатель.

Шаг 5. Сопоставить факторы и вероятность, что они изменятся. Для этого складывают среднеарифметический показатель по каждому от экспертов с баллом, проставленным в шаге 3. Затем по получившимся значениям определить приоритетные факторы.

Шаг 6. Составить матрицу, внести в нее приоритетные факторы. Сделать выводы. Продумать, какие нововведения потребуются, если усугубится влияние политических и экономических факторов: какие акции, скидки, спецпредложения внести. Как проработать доставку, чтобы вызвать у покупателей желание вернуться.

Выводы, которые сделали участники анализа, стоит включить в план развития. Таким образом, появится алгоритм действий на случай, если неблагоприятные прогнозы начнут сбываться.

После того как мы показали на практике, что такое PEST-анализ, расскажем, как действовать дальше.

Как использовать результаты анализа

Итак, по результатам исследования можно разработать план продвижения. Для этого следует:

  • оценить, вписывается ли выбранная стратегия в изменения рынка;

  • выполнить SWOT-анализ или другое маркетинговое исследование на более глубоком уровне;

  • принять взвешенные решения по выходу на новый рынок, выпуску новых продуктов, изменению курса развития.

Автор: Ольга Лаврикова

🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды

Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую

Подать заявку онлайн

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии