История предпринимательницы. Как начать бизнес во время декрета и уйти из найма
История предпринимателя

История предпринимательницы. Как начать бизнес во время декрета и уйти из найма

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

В этом материале Екатерина Шишкова, владелица СММ-агентства, рассказывает, как она прошла путь от фрилансера до руководителя агентства со штатом в 20 сотрудников. Для нее одним из переломных моментов в жизни стало рождение ребенка: «Во время декрета я поняла, что один из важнейших моих приоритетов — свобода. Свобода в планировании времени, свобода передвижения, свобода выбора людей в компанию». В этом материале Екатерина рассказала, как начинала и как развивает свой бизнес сейчас. Материал подготовлен совместно с проектом РБиДОС, уникальным сервисом по регистрации бизнеса.

Содержание
Как ушла из найма
Первое испытание — ковид
Кризис делегирования
Организация бизнес-процессов
Теперь я выбираю клиентов
Стоит ли давать скидки
Бизнес — это мой второй ребенок
Что сейчас
Советы начинающим


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Компания: СММ-агентство E-Shishkova
Основатель: Екатерина Шишкова
Год открытия бизнеса: 2019
Стартовый капитал: 0
Локация: Санкт-Петербург
Команда: 20
Выручка в год: 9 000 000
Организационно-правовая форма: ИП
Сайт: https://e-shishkova.ru
Телеграм: https://t.me/shishkova_agency

Как ушла из найма

Я работала в найме 7 лет в разных ролях: PR-менеджер, менеджер по рекламе, маркетолог. Всегда занималась тем, что привлекала клиентов в бизнес из разных каналов. Работа в красивом офисе с 9:00 до 18:00, своевременная зарплата, не всегда любимый начальник — это была норма для меня. Руководящих должностей я никогда не занимала и была замечательным исполнителем.

Работая в найме, я мечтала не сидеть в офисе с утра до вечера. Например, ходить в зал по утрам и не стоять в питерских пробках в час пик. Это были скорее мечты, чем цели. Поэтому я не делала ничего для того, чтобы что-то изменить.

Так я проработала до апреля 2017 года пока не ушла в декрет. Родила сына в июле 2017 года и о предпринимательстве даже не задумывалась. Хотела вернуться на работу через 3 года.

Но судьба распорядилась по-другому и когда сыну исполнилось 8 месяцев, я начала работать интернет-маркетологом дистанционно. Я была счастлива заниматься любимым и интересным делом из дома. В 2019 году стартап, в котором я работала, закрылся. Моя начальница, с которой мы остались в хороших отношениях, предложила пройти обучение по продвижению в соцсетях.

В найме я занималась СММ, но не очень глубоко погружалась в эту сферу из-за ограниченности функционала соцсетей в то время. Привычного сейчас таргета еще не было, о контент-стратегиях еще не задумывались. Но представление о ведении соцсетей имела, и 7 лет работы в маркетинге помогли мне решиться на обучение довольно быстро.

Я сняла с декретной карты последние 11 000 рублей и заплатила за самый дешевый тариф в онлайн-школе.

Прошла обучение и начала брать первых клиентов. Как обычно, первые клиенты для начинающих экспертов — это ближний круг. Так случилось и со мной. Первыми клиентами стали люди, которых я лично знала. Потом меня начала рекомендовать клиенты и мои друзья. И просто везде я громогласно заявляла: «Я СММ-специалист!»

Результаты были очень хорошие. Кстати, с одним из первых клиентов — клиникой пластической хирургии — я работаю до сих пор. Уже более 3 лет.

Тогда впервые у меня возникла мысль: «А не уйти ли из найма? Может, попробовать фриланс?». Тогда я решила, что если до окончания декрета я выйду на доход, который получала в офисе, то уйду из найма. Так и случилось. Уже через 2 года с начала декрета я вышла на доход в 60 000 рублей, который получала в офисе.

Очень облегчило ситуацию введения налога на профессиональный доход — самозанятость. Так я могла работать на себя, платить налоги и работать в белую.

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Первое испытание — ковид

Первый удар по еще зарождающемуся бизнесу пришелся на начало пандемии. Двое из трех клиентов ушли от меня. И казалось, все кончено. Погоревав с этими мыслями пару дней, я разработала план привлечения клиентов.

Поскольку денег на рекламу не было вообще, я использовала бесплатные методы продвижения. Активно вела свой аккаунт в соцсетях, публиковала успешные кейсы на Яндекс.Дзен. И ко мне начали приходить новые клиенты. А с ослаблением карантинных мер начали возвращаться и ушедшие.

Из этой ситуации я сделала вывод — нужно быть проактивным в любой ситуации. Опустить руки можно всегда, но это будет последнее, что я сделаю. Сначала я перепробую все 100+ вариантов, и каждый провал сделает меня чуть-чуть ближе к победе.

Очень важно (особенно сейчас) использовать по максимуму интернет-пространство. Не бойтесь рассказывать о себе, демонстрировать свои победы, делиться опытом. Сейчас время, когда нужно быть везде и по максимуму. Во главе угла контент.

В октябре 2020 года я встала на рельсы и постепенно спрос превысил количество свободных часов в сутках, которые у меня оставались на работу. Днем я занималась сыном и домом, а по ночам настраивала таргетированную рекламу и писала тексты.

Кризис делегирования

Самым сложным в этот момент для меня было разрешить себе делегировать. Даже не так. Разрешить (в своей голове) другим людям делать что-то не хуже, чем я.

В этот период мне очень помогла работа с коучем. Я ей благодарна за то, что мы вместе выработали вектор моего развития. Стало очевидно, что мне нужно строить команду. Во-первых, это поможет масштабироваться. Во-вторых, это поможет зарабатывать больше.

Я оценила, на какую работу я трачу больше всего времени. И что мне больше всего не хочется делать самой. Этой работой стало написание постов. И я начала искать копирайтеров.

Опыта в найме сотрудников у меня никогда не было. Поэтому я начала свой путь проб и ошибок. Поработав с несколькими копирайтерами, я поняла, что многие люди не такие ответственные и честные, как я представляла. Я все же нашла копирайтера Екатерину, с которой мы работаем до сих пор. За время работы в команде Катя перешла из копирайтера в контент-менеджеры, а сейчас она занимает роль проектного менеджера и управляет командой специалистов.

После успешного опыта по найму копирайтера я продолжила набор. Сейчас в команде 20 специалистов: маркетологи, проектные менеджеры, копирайтеры, таргетологи, дизайнеры, аниматоры и т. д. Я подбираю уникальную команду под каждый проект, поэтому при необходимости могу найти специалиста с любыми диджитал-компетенциями. Главное для меня — удовлетворенность клиента нашей работой.

Экспертам очень часто бывает страшно делегировать что-то другому специалисту. Кажется, что эту работу никто не выполнит лучше самого эксперта. Но это абсолютно не так. Делегирование помогает развивать бизнес, фокусироваться на стратегии, а не на операционных задачах. Становится больше свободного времени, а зарабатывать начинаешь больше.

Организация бизнес-процессов

С ростом проектов и команды логично возникает следующий вопрос — организация внутренних процессов. Моя задача была организовать работу в агентстве так, чтобы специалистам было удобно работать, а клиенту — комфортно с нами взаимодействовать.

💡Инсайт от Екатерины
Если не знаешь, что делать дальше, ищи специалиста, который уже это сделал до тебя. Так я нашла наставника, которая помогла мне выстроить бизнес-процессы, выйти из операционки, прописать регламенты и создать нематериальную мотивацию сотрудников. Учиться на собственных ошибках, конечно, хорошо, но намного продуктивнее обратиться к профессионалам по какому-то вопросу.

Теперь я выбираю клиентов

В моем опыте случались и ошибки, которые было сложно предвидеть. Только несколько раз упав, можно понять, как в будущем перескочить очередную ямку. У меня была проблема с выбором клиентов. Да-да, именно мысль о том, что я выбираю клиентов, а не они меня стала еще одним инсайтом.

Все дело в том, что в СММ мы работаем в команде не только с сотрудниками, но и с нашим клиентом. От того, насколько клиент нам доверяет, зависит результат работы. На старте, когда еще не было опыта ведения большого количества клиентов, я брала все проекты подряд.

Сейчас я уже на первом созвоне с потенциальным клиентом стараюсь понять, сработаемся ли понимаю, сможем ли мы сработаться или все же нам не по пути. Так я отсекаю токсичных и не всегда адекватных клиентов.

🔥 Хотите, как героиня материала, заниматься своим делом?
Регистрируйте бизнес через сервис Деловой среды и вперед!
Вы откроете бизнес:
Полностью онлайн: быстро и без очередей в налоговой.
Без нотариусов и доверенностей: экономия до 6 000 ₽, мы передаем все документы в ФНС и в банк сами, без посредников.
Без лишних трат: при подаче документов в электронной форме регистрация бизнеса и открытие счета — бесплатно.
С помощью в выборе ОКВЭД и режиму налогообложения.

Зарегистрируйте свой бизнес>>>

Стоит ли давать скидки

Выступление Екатерины Шишковой на конференции «Суровый Питерский СММ 2021».

Очень часто для привлечения клиентов предприниматели используют скидки. И порой это играет злую шутку. Делая скидки, режешь свою маржу, то есть зарабатываешь меньше.

И еще одна моя большая ошибка — держать низкие цены и при этом не дополучать прибыль. Я работала с некоторыми клиентами больше 2 лет и ни разу не поднимала цены. При этом мы приносили бизнесу миллионы, а работали за 25 000 рублей. И я боялась поднимать цены!

Осознать этот парадокс мне тоже помогла наставница. Какой смысл держать в портфеле клиентов, которые не приносят прибыли?

Страх потерять клиента меня парализовал и не давал двигаться дальше. Но в то же время я понимала, что поднятие цен с моей стороны скорее всего не оборвет нашу работу.

По рекомендации наставника я написала клиентам, с которыми работала больше года, что через 1 месяц поднимаю цены на 30–50% в зависимости от сложности проекта. И, к моему удивлению, все клиенты остались с нами. Важный вывод — не нужно бояться поднимать цены, если выполняешь свою работу качественно.

Бизнес — это мой второй ребенок

Вместе с изменениями в бизнесе меняюсь и я. Верно и обратное: меняюсь я, меняется и бизнес. Это параллельное развитие, скорее всего, не закончится никогда.

Бизнес, как маленький ребенок, он требует поддержки и внимания, и в ответ он дает тебе заряд энергии и импульс на дальнейшие достижения. Причем старт и рост бизнеса напрямую зависит от установок, которые сидят в голове у владельца. Я прочувствовала это на себе, а также часто слышу эту мысль от других предпринимателей.

💡 Инсайт от Екатерины
Всегда нужно начинать изменения с себя. Не ждать завершения изоляции, стабилизации экономики или южного ветра. Просто начать что-то делать в нужном направлении. Хотя бы лечь в сторону цели. Это уже что-то.

Что сейчас

Агентство сейчас находится на этапе ясельной группы, раз уж я сравниваю свой бизнес с ребенком. У нас впереди еще много испытаний и достижений.

В команде 20 человек, мы работаем полностью удаленно и это делает нас счастливыми. Мы не зависим от дорожного трафика и рабочего графика. Мы работаем в удовольствие, когда удобно нам. При этом мы работаем командой и создаем интересные проекты.

В портфеле агентства сейчас 15 проектов и десятки успешных кейсов. Мы делаем результат для наших клиентов. И этот результат всегда выражается в цифрах: росте выручки и открытии новых точек. И именно от этого мы получаем максимальное удовольствие.

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Советы начинающим

Что я хочу пожелать начинающим предпринимателям или специалистам в найме, которые еще только планируют уйти в свободное плавание?

  1. Откажитесь от затяжных стратегий, которые могут растянуться на годы. От мечтаний и планирований. Начните с малого.

  2. Лучше сделать что-то не очень хорошо, чем долго мечтать о чем-то идеальном. Мне очень нравится термин «выпустить свинью». По этому принципу я строю бизнес — делаю что-то не идеально, тестирую, анализирую результаты, а потом уже дорабатываю.

  3. Нужно помнить о времени, в котором мы живем. Сейчас информация мгновенно распространяется. Тенденции очень быстро меняются. И если хочется что-то делать нужно выбрать проактивную позицию, когда вы что-то делаете. Не мечтать и строить планы, а делать.

  4. Еще одна рекомендация, которой бы я хотела поделиться: сила в команде. Я работаю с сотрудниками, которые в чем-то сильнее, умнее, сообразительнее, профессиональней меня. Беру сотрудников с опытом или же с потенциалом роста. Людей, которые хотят развиваться, учиться, пробовать.

  5. С теми, кто хочет просто получать зарплату и чтобы его не трогали, я не работаю. Мы просто расстаемся. Я объясняю свою позицию и мы мирно расходимся. «Нанимай медленно, увольняй быстро», — написал в своей книге Дэн Кеннеди в своей книге. Мне кажется, что это правильный принцип.  

  6. Очень часто предприниматели нанимают быстро, потому что человек просто понравился на собеседовании. Дают простые тестовые задания и не проверяют опыт и знания. А нерадивого сотрудника, из-за которого буксует проект, тянут на себе и боятся сказать правду. У меня тоже такое бывало. На самом деле, честность с самим собой и сотрудниками помогает выстраивать прозрачную систему взаимоотношений. Взаимоотношения не дружеские и панибратские, а партнерские и рабочие.

  7. Держите связь с командой. У меня в команде каждый сотрудник может связаться со мной в любое время и назначить встречу. Мы обсуждает проблемы в коммуникации, повышение зарплаты, идеи и ошибки. Все это помогает выстраивать доверительные отношения. Потому что доверие и поддержка очень важны в построении крепкой команды.

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии