Где и как искать сотрудников
Статья

Где и как искать сотрудников

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Для подбора новых кадров в компанию необходимо определить, какого именно сотрудника требуется нанять и для какой работы. Рассказываем о площадках, где можно разместить вакансии, и их особенностях, а также о способах отобрать нужного кандидата

Содержание
Как определить, какой специалист нужен
Площадки для подбора персонала
Требования к объявлениям о вакансиях
Правила проверки кандидатов
Алгоритм выбора специалиста


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

💸 Зарплатный проект

Подключите зарплатный проект в Сбербанке и платите сотрудникам онлайн в любой день

Подать заявку онлайн

Как определить, какой специалист нужен

Набор специалистов на работу начинают с детализации требований к должностным лицам в компании. В заявке для отдела кадров на наем персонала указывают необходимую специализацию будущего сотрудника и дополнительные требования к нему. Прописывают личностные качества, условия работы, порядок оплаты труда и размер зарплаты.

Если в компании нет отдела кадров или сотрудника, отвечающего за поиск и подбор персонала, этим занимается владелец бизнеса или руководитель, которому в команду нужен человек.

Подготовить объявление о вакансии помогут следующие источники:

  • нормативные документы компании — должностные инструкции, положения о работе подразделений;

  • стандарты для сотрудников аналогичных специальностей;

  • интервьюирование или опрос руководителя отдела;

  • анализ существующих вакансий на профильных сайтах и в тематических интернет-сообществах.

Если нужно составить заявку на подбор специалиста, указывают:

  • действительный функционал,

  • объем работ,

  • требования к кандидату,

  • условия на трудовом месте,

  • дополнительные обязанности,

  • предполагаемую ставку — это может быть конкретная сумма, нижний или верхний предел, зарплатная вилка.

Искать сотрудника в компанию необходимо с учетом трудового режима:

  • стандартная пятидневка,

  • удаленная работа,

  • гибридный режим,

  • сменный график,

  • проектная или сдельная работа.

Какие требования к специалистам важны

Сотрудника нанимают на работу с учетом установленных законодательством и компанией требований к образованию, профессиональным навыкам и знаниям. Обращают внимание на личностные качества, а в некоторых сферах — и на состояние здоровья.

Специалисты отдела кадров или владелец бизнеса соотносят заявленные в требования к будущим сотрудникам с теми знаниями и навыками, которые указали откликнувшиеся соискатели в резюме.

Кандидата, который идеально подходит на должность, не всегда получается найти. Искать будет проще, если сразу отметить для себя, какие навыки принципиальны, а каким нового сотрудника несложно обучить уже на рабочем месте.

Чаще критически важны специфические требования, например наличие водительских прав и собственного автомобиля, возможность работать сверхурочно, готовность к дальним командировкам.

Профессиональные навыки тестируют разными способами. Их выбор зависит от сферы. Где-то достаточно дать тестовое задание, а где-то оценить кандидата можно только в течение испытательного срока. О том, что кандидатам нужно будет выполнить задание или поработать на испытательном сроке, необходимо отметить в объявлении о вакансии.

❗️ Внимание
Недопустимы требования к сотрудникам, не связанные с деловыми характеристиками и ограничивающие права кандидатов в соответствии с возрастом, полом, расой, национальностью, семейным, социальным положением, местом проживания.

Площадки для подбора персонала

Среди привычных способов набора специалистов на работу — публикация объявления о вакансии на сайтах:

  • HH.ru,

  • Работа.ру,

  • SuperJob.ru,

  • Зарплата.ру,

  • Яндекс.Работа,

  • Avito.

У портала HeadHunter хорошая посещаемость. Ежедневно на площадке бесплатно публикуются десятки новых резюме от соискателей с разным опытом. Стоимость объявлений от работодателей на 30 дней составляет от 1500 рублей.

Главная страница портала HH.ru

На SuperJob размещают вакансии прямые работодатели и представители кадровых агентств России и стран СНГ. Специалиста, ищущие работу, также могут собрать на площадке свое резюме и разослать его представителям компаний. Стоимость публикации для работодателей на 1 месяц начинается от 2000 рублей.

Агрегатор вакансий Яндекс.Работа собирает объявления с крупных порталов. Сайт интегрирован с сотней российских баз кандидатов и мест работы, в том числе со отраслевыми ресурсами. Площадка позволяет потенциальным сотрудникам оперативно находить лучшие предложения.

Работа.ру позволяет кандидатам искать работу, а компаниям — набирать персонал. Объявления о вакансиях и потенциальных сотрудниках обновляются ежедневно. В базе данных портала — свыше 250 000 вакансий и больше 19 000 000 резюме.

Главная страница портала Работа.ру

Поиск сотрудников доступен через региональные центры занятости. Нужно передать туда данные о вакансии, и специалисты центра проведут отбор среди зарегистрированных там кандидатов и направят их в компанию на собеседование.

Специалистов можно набирать через социальные сети, например ВКонтакте или Одноклассники. Работодатели публикуют объявления о вакантных должностях в профильных группах. Здесь важно правильно выбрать площадку, где будет размещено объявление. Ключевые критерии отбора: численность группы; регион, на который ориентировано сообщество; сфера бизнеса — IT, производство, образование, маркетинг.

Группы предназначены для бесплатного и платного размещения вакансий. Стоимость публикации зависит от популярности площадки. Если у компании есть раскрученные аккаунты в соцсетях, постить вакансии можно там.

Объявления о наборе специалистов нередко публикуют в специализированных Телеграм-каналах:

  • NodeJS Jobs;

  • Работа — в Москве и Питере;

  • PR-работа;

  • Работа в IT;

  • Норм работа и другие.

Каналы-биржи в Телеграме

Такие каналы удобны тем, что на них подписаны профильные специалисты, а значит, больше вероятность, что будут откликаться кандидаты с релевантным опытом.

В перечне дополнительных способов поиска работников:

  • участие в ярмарках вакансий;

  • сообщение о вакансии в профессиональных сообществах — на форумах бухгалтеров, ИТ-специалистов, HR-менеджеров;

  • публикация объявлений на городских и региональных порталах;

  • размещение вакансии на сайте компании;

  • заказ услуг кадровых агентств или хедхантеров-фрилансеров;

  • публикация объявлений в презентационных каталогах.

Telegram Деловой среды

Больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Telegram-канале

Подписаться на Telegram

Требования к объявлениям о вакансиях

В тексте объявления необходимо указать:

  • название должности,

  • рабочие обязанности,

  • сферу деятельности,

  • требования к сотруднику,

  • размер вознаграждения,

  • условия оформления трудовых отношений,

  • рабочий график,

  • где располагается офис.

Привести вакансию в соответствие с требованиями помогает модерация на рекрутинговых порталах. Так, объявления на HH.ru проходят ручную модерацию. Специалисты проверяют, соответствует ли описание вакансии ее описанию. Следят, чтобы требования к соискателям и условия труда были указаны в соответствующих блоках. Не допускают дискриминации кандидатов по тому или иному признаку.

Вакансия, на какой бы площадке она ни публиковалась, должна быть аккуратно оформлена, иметь четкую структуру. Пункты разделов обычно оформляют с помощью маркированных списков, а текст делят на тематические блоки.

При публикации вакансий в ТГ-каналах учитывают условия и особенности площадки. В одних каналах можно разместить объявление бесплатно, в других — за деньги. Как правило, перед публикацией текст можно проверить и согласовать с администратором группы.

У объявлений в ТГ есть структура, ее предлагает администратор канала. В ряде случаев за дополнительную плату можно разместить вакансию в любом формате, который работодателю кажется удачным.

Если нужно найти сотрудника, который будет работать в офисе, необходимо указать в вакансии это условие и локацию, так как в ТГ-каналах отсутствует геотаргетинг. Еще важно четко прописать, как и куда откликаться соискателям. В отличие от рекрутинговых порталов, у ТГ-каналов нет автоматизированных откликов по заданной форме.

Если что-то меняется в списке требований к кандидатам и условиях их работы, следует оперативно обновлять вакансию. Это поможет избежать недопонимания.

💸 Зарплатный проект

Подключите зарплатный проект в Сбербанке и платите сотрудникам онлайн в любой день

Подать заявку онлайн

Правила проверки кандидатов

На первом этапе сотрудник на должность выбирается по резюме. Специалисты рекомендуют учитывать:

  1. Период занятости. На профессионализм и стремление к росту в сфере деятельности укажет продолжительная работа на одном предприятии. Смена нескольких трудовых мест в течение года может говорить о непостоянстве кандидата или его отношении к работе.

  2. Для продолжительного перерыва в деятельности в трудовой книжке должны быть основания, например отпуск по уходу за ребенком. Если кандидат работал несколько лет не по трудовой книжке, необходимо взять у него контакты руководителей с предыдущих мест, которые смогут подтвердить сотрудничество.

  3. Опыт заявителя должен соответствовать требованиям вакансии.

  4. Качество заполнения заявки, детализация достижений указывает на профессионализм, трудолюбие кандидата.

  5. Отклик на объявление должен быть написан грамотно, иметь понятную структуру.

📌 Совет
При оценке откликнувшихся специалистов можно изучить их профили в социальных сетях, содержание личных блогов. Это позволит составить представление об увлечениях работников, их характерах, взглядах.

Последующие проверки включают:

  • собеседование с кадровым специалистом, руководителем отдела или владельцем бизнеса;

  • различные тесты на профессиональные компетенции;

  • проверку службой безопасности, если это необходимо.

Общая проверка

После того как кандидаты будут отобраны по их резюме, необходимо выяснить, что это за люди, как они себя презентуют, как строят коммуникацию. Для этого проводят собеседование. Оно может быть одного из двух типов или включать в себя элементы обоих:

  1. Структурированное. Предполагает детальное обсуждение сведений, указанных специалистом в резюме, уточняющие вопросы об опыте, завершенных проектах, образовании. Собеседование проводят в офисе либо по видеосвязи.

  2. Стрессовое. Кандидату задают неожиданные, сложные, иногда даже провокационные вопросы, чтобы проверить его стрессоустойчивость.

На собеседовании оценивают общее поведение специалиста. Смотрят, как он реагирует на вопросы и просьбы, может ли скрыть волнение или оно выбивает человека из колеи. Если должность предполагает регулярное общение с клиентами, отмечают грамотность речи и умение поддержать разговор.

Оценка уровня профессионализма

Профессионализм оценивают на дополнительных собеседованиях, с помощью тестов или специально подготовленных заданий.

Ситуационное собеседование проводят, если нужно увидеть, как соискатель будет искать выход из сложной ситуации, решать нестандартные задачи. Сотрудники кадровых служб или руководители на таких собеседованиях, как правило, оценивают опыт продаж, умение отрабатывать возражения, умение вести переговоры.

Тестовое задание дает возможность увидеть кандидата в деле. Такое задание стараются делать максимально близким к рабочим задачам. Иногда соискателю предлагают самому проанализировать деятельность компании, найти одну проблему и предложить ее решение. Есть вероятность, что успешный кандидат, взявший такой кейс, выступит с интересной инициативой. Среди параметров, по которым проверяют тестовые, — соблюдение дедлайна.

Оценка службой безопасности

Проверка сотрудниками службы безопасности проводится в следующих случая:

  1. Трудоустройство в государственные органы — правоохранительные службы, ведомства.

  2. Оформление в финансовую организацию — банк, страховую компанию, инвестиционный фонд и другие.

На деле собственные службы безопасности могут быть в разных крупных компаниях. Если кандидату предстоит такая проверка, ему обязательно об этом сообщают и берут у него согласие.

Проверке подлежат:

  • личные данные;

  • документы — ИНН, дипломы, трудовая книжка;

  • рабочая биография;

  • сведения из социальных сетей.

Алгоритм выбора специалиста

Этапы подбора персонала:

  1. Детализация требований к должности и кандидату.

  2. Формирование заявки в отдел кадров. Если его нет, владелец бизнеса пропускает этот этап.

  3. Публикация объявления о вакансии.

  4. Поиск кандидатов. Формирование базы специалистов.

  5. Первичное собеседование кандидатов, заполнение анкеты, оценка деловых и личных качеств.

  6. Стрессовое и/или структурированное интервью.

  7. Оценка выполнения кандидатами тестового задания.

  8. Рекомендация отобранного кандидата начальнику. Если предприниматель ищет сотрудников сам, то он пропускает этот этап.

  9. Заполнение документов, проверка рекомендаций и сведений.

  10. Утверждение кандидатуры.

Список этапов можно дополнять повторными собеседованиями. Новому сотруднику назначают испытательный срок, условия указывают в договоре.

💸 Зарплатный проект

Подключите зарплатный проект в Сбербанке и платите сотрудникам онлайн в любой день

Подать заявку онлайн

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии