Как управлять логистикой в меняющихся условиях
Статья

Как управлять логистикой в меняющихся условиях

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Логистика — сложный процесс, на который влияет множество факторов. В статье подробно рассказали, как управлять логистикой в условиях неопределенности и минимизировать связанные с ней риски

Содержание

Функции и принципы логистики
Закупочная логистика
Логистические издержки и их учет
Логистический сервис
Управление логистикой в меняющихся условиях
Способы минимизации рисков


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Деловая среда Премиум

Вступайте в закрытый клуб и получите доступ к материалам по развитию бизнеса

Попробовать бесплатно на 14 дней

В менеджменте есть несколько определений термина «логистика». Их суть сводится к тому, что логистика — это деятельность по управлению материальными, финансовыми, информационными потоками и движением продуктов от финальной стадии производственного цикла до покупателя.

Задачи логистики:

  • создать систему управления и контроля потоков, которая будет обеспечивать высокое качество поставок; 

  • планировать запасы на основе прогнозирования спроса; 

  • определять необходимые производственные и транспортные мощности; 

  • разрабатывать методы снабжения, производства, распределения, складирования, сбыта, отгрузки, транспортировки продукции. 

Функции и принципы логистики

Логистика — инструмент получения прибыли и устойчивого развития компании. В логистически организованных цепях себестоимость продукции в пункте назначения ниже, чем себестоимость при отсутствии логистики. Несогласованность бизнес-процессов логистики приводит к задержкам производства, увеличению затрат и цен, репутационным потерям.

Выделяют следующие функции логистики:

  1. Координационная — обеспечивает «стыковку» спроса, который предъявляет рыночная ситуация, и предложения, разработанного организацией. 

  2. Системообразующая. Логистика — это система технологий, обеспечивающих эффективное управление ресурсами. 

  3. Интегрирующая — обеспечивает синхронизацию логистических процессов.

  4. Регулирующая — управление потоками призвано сокращать затраты.

  5. Результирующая — работает на основную цель: доставку товара в нужном количестве в нужное время и место. 

Основные принципы логистики:

  1. Синергичность и системность. Логистика подразумевает комплексный, системный подход к достижению целей. 

  2. Динамичность. Логистические системы должны охватывать процессы, происходящие на рынке в режиме реального времени. 

  3. Инициативность. Принцип подразумевает способность гибкого реагирования на происходящие события, возможность создавать такие условия, которые будут положительно влиять на бизнес-процессы. 

  4. Комплексность. Логистические системы должны строиться как общность взаимосвязанных элементов. 

  5. Целесообразность. Важно привлекать потенциал и ресурсы, способствующие достижению поставленных целей и помогающие уменьшать расходы.

Telegram Деловой среды

Больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Telegram-канале

Подписаться на Telegram

Закупочная логистика

Закупочная логистика, или логистика снабжения организует вход материального потока в логистическую цепь. Закупки необходимы для бесперебойного функционирования производства и сервиса.

Все предприятия вне зависимости от вида деятельности закупают материалы, сырье, различные товары и услуги для их последующей переработки или перепродажи. Основные задачи закупочной логистики:

  • обеспечить согласованность бизнес-процессов у участников макрологистической системы: производства, поставщиков, транспортных компаний, складов, магазинов; 

  • обеспечить движение потока в цепи «снабжение — производство — сбыт»; 

  • определить, что закупить, сколько, у кого, на каких условиях.

Закупочная логистика решает задачи по поиску поставщиков, анализу и оценке их работы, по организации доставки, складирования, заключению и контролю исполнения договоров.

Если компания заключает договор с малоизученным поставщиком, возникают риски. Так, в случае недобросовестности контрагента возможны срывы сроков, финансовые потери.

От сложности конечного продукта, его комплектующих, материалов зависит выбор формы организации закупочной логистики:

  1. Оптовые закупки большими партиями. Документы обрабатываются быстро, есть гарантии поставки всей партии, можно работать с повышенными скидками. Но требуются большие склады, оборачиваемость капитала медленная. 

  2. Периодические закупки небольшими партиями. Оборачиваемость ускоряется, поскольку заказчик оплачивает товар по мере его поступления; получается экономить на хранении. Вместе с тем появляется вероятность заказа излишков. 

  3. Закупки по котировочным ведомостям. Форма подходит для закупок быстро используемых товарах. В котировочной ведомости указывают полный перечень товаров, количество единиц на складе. Оборачиваемость капитала быстрая, поставки приходят своевременно, сокращаются затраты на складские операции. 

  4. Получение товара по мере необходимости, система «Точно в срок». Количество закупок определяется примерно. Поставщики должны связываться с заказчиком перед выполнением каждого заказа. Обязательства по покупке установленного количества отсутствуют, оборот ускоряется.

Логистические издержки и их учет

Логистические издержки подразделяют:

  • на затраты на движение материалов; 

  • затраты на запасы. 

Примеры издержек:

  • затраты на применение материалов, инструментов, обеспечивающих сами логистические процессы; 

  • оплата труда персонала; 

  • затраты, относящиеся к добавленной стоимости, — налоги на транспорт, недвижимость; 

  • убытки из-за низкой эффективности процессов, например за поставки товаров ненадлежащего качества, несвоевременность поставок.

Величина логистических издержек рассчитывается по формуле.

  • 3n — размер трат сферы снабжения; 

  • n — количество статей убытков; 

  • Ci — эксплуатационные, транспортные расходы, затраты на управление складами, содержание ресурсов; 

  • K — вложения в создание склада с учетом ставки дисконтирования;

  • T — период окупаемости. 

Учет логистических издержек также проводится с помощью:

  • стратегического анализа — уровень расходов на обслуживание в компании сравнивается с уровнем расходов конкурентов; 

  • функционального и стоимостного анализа — происходит уменьшение инвестиций в обслуживание клиентов по результатам изучения процессов обработки заказов и определения узких мест убытков. 

Для оптимизации издержек применяются следующие подходы:

  1. Поиск и устранение невостребованных, повторяющихся, наносящих вред функций внутри организации. 

  2. Использование аутсорсинга — привлечение сторонних логистических партнеров.

  3. Оптимизация снабженческих поставок. 

  4. Переговоры с контрагентами по формированию более низких расценок. 

  5. Поиск доступных и более бюджетных аналогов товаров. 

  6. Применение автоматизации и инновационных технологий. 

Закрытый клуб

Вступайте в клуб Деловая среда Премиум и получите знания по развитию бизнеса

Попробовать бесплатно на 14 дней

Логистический сервис

Современный рынок, на котором главенствует не продавец, а покупатель, требует выявлять индивидуальные потребности клиента и направлять деятельность компании на их удовлетворение.

Покупатели встречаются с равноценными предложениями от разных компаний и предъявляют требования, связанные с процессом обслуживания. Они выбирают ту компанию, которая покажет себя более надежной в плане сроков доставки, качества, своевременного информирования.

Логистический сервис подразумевает обслуживание клиентов в процессе реализации заказов. Это инструмент маркетинга, помогающий усилить конкурентоспособность компании на рынке.

Логистический сервис включает комплексное предложение: покупатель не просто получает товар как материальный объект, но и сопутствующие услуги, такие как комплектация, доставка точно и в срок, гарантийное обслуживание. Если покупателю понравился товар, его качество и состав предлагаемых услуг, он с большей вероятностью совершит повторный заказ у того же продавца.

Логистический сервис может осуществляться самим предприятием-производителем, либо для оказания таких услуг оно может привлекать сторонних партнеров — складской комплекс или транспортно-экспедиционную компанию.

В логистическом сервисе представлены такие типы услуг:

  • маркетинговое сопровождение — работы, направленные на формирование спроса, например информирование клиентов о преимуществах товара, условиях поставки; 

  • предпродажное обслуживание — товар приводят в состояние, необходимое для продажи, выполняют адаптацию, дополнительную настройку, устраняют незначительные дефекты, полученные товаром при транспортировке; 

  • сервис в процессе реализации — работы, обеспечивающие эффективное движение материальных потоков, доставку в точном соответствии с ожиданиями клиента; 

  • послепродажное обслуживание — работа с претензиями, возвратами, гарантийным обслуживанием, обеспечение запчастями, ремонт.

При создании и развитии логистического сервиса важно соблюдать баланс между сокращением издержек и удовлетворением потребностей клиентов. Приближенный к идеальному сервис может снизить прибыль. Поэтому важна оценка экономической обоснованности целей по обслуживанию клиентов.

Стратегическая задача поставщика — определить оптимальный объем услуг и предусмотреть возможность премиального сервиса для ключевых клиентов.

Управление логистикой в меняющихся условиях

Логистический рынок гибок, поэтому меняющиеся условия не всегда негативно отражаются на логистических процессах. При этом бизнесу приходится регулярно искать решения типовых задач и находить возможные точки роста.

С весны 2022 года некоторые небольшие логистические компании, работающие на «последней миле», закрылись, так как оказались неспособны перестроить процессы. Другие компании приостановили деятельность.

Сильные игроки занялись оптимизацией расходов. Они применяют контроль рентабельности, анализируют маршруты, консолидируют заявки на региональных складах и доставляют большие партии товаров.

Компании стали тщательнее комплектовать грузы, из-за чего сроки доставки увеличились. Внедряются системы планирования для избежания неполной загрузки, когда машина едет обратно. Не все заказчики готовы к такому изменению логистического сервиса как увеличение сроков, поэтому бизнесу следует проявлять гибкость, предлагать бонусы.

Деловая среда Премиум

Вступайте в закрытый клуб предпринимателей и получите поддержку бизнес-сообщества

Попробовать бесплатно на 14 дней

Способы минимизации рисков

Рост цен. Растет стоимость автомобилей, запчастей, обслуживания. В связи с этим увеличивается себестоимость рейсов и цены для заказчиков. В результате заказчики вынуждены повышать цены на свою продукцию.

Рост цен можно сдерживать, привлекая перевозчиков, оставшихся без заказов из-за ухода с рынка иностранных компаний, выбирая партнеров с выгодными условиями.

Зависимость от одного поставщика. В периоды относительной экономической стабильности владельцы компаний борются за поставщиков, рост объемов закупок, чтобы получать скидки.

Сейчас рациональнее распределять закупки между несколькими поставщиками, чтобы не зависеть от одного и не остаться без сырья или товара. Чтобы склады были заполнены, следует по возможности не прекращать закупки, даже при увеличении стоимости продукции.

Уход клиентов, разрыв привычных цепочек. Логистические компании теряют клиентов, уходящих с рынка. Приостановлены морские и авиаперевозки, в результате возросла нагрузка на наземный транспорт. В такой ситуации стоит продумывать новые маршруты, привлекать новых партнеров к поставкам.

Оптимизация логистических процессов возможна благодаря новым технологиям. Они могут выстраивать и контролировать логистическую цепочку для всех видов перевозок, в том числе мультимодальных. Цифровая логистика опирается на инновации: интернет вещей, управление большими данными, искусственный интеллект, системы бизнес-аналитики, облачные сервисы.

💼 Пример
Онлайн-расчет стоимости перевозки работает на основе искусственного интеллекта. Заказчик может узнать актуальные тарифы, планировать затраты на логистику максимально точно. Сервис в режиме реального времени анализирует статистику рейсов, учитывает параметры: сезонность, загруженность маршрута, количество точек погрузки, выгрузки.

Резкие изменения курса валют. Если заказан импортный груз и, пока он в пути, курс валюты растет, курс можно зафиксировать с помощью предварительного таможенного декларирования, ПТД.

Участники ВЭД могут провести таможенные платежи заранее. Чтобы зафиксировать курс, нужно подать декларацию, в которой указан курс ЦБ на дату подачи. Когда таможня примет декларацию, средства спишутся. Принимая груз, необходимо подать закрывающую декларацию. Если до прихода груза курс стал выгоднее, допустимо отозвать декларацию и подать новую.

Автор: Ксения Воловик

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Зарегистрируйте бизнес удаленно и бесплатно — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии