Как предпринимателю превращать мечты в цели
Статья

Как предпринимателю превращать мечты в цели

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Создавать в воображении мечты о будущем легче, чем ставить цели. Мечта ни к чему не обязывает, цель подразумевает готовность и необходимость действовать. Рассказываем, как владельцам бизнеса и тем, кто только собирается его открыть, превратить желание в план движения к успеху

Содержание

Почему трудно превращать мечты в цели
Почему предпринимателю полезно мечтать
Когда мечты могут мешать
Чем цель отличается от мечты
Как мечту превратить в цель
Почему важно записывать цели
Как предпринимателю правильно формулировать цели


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Закрытый клуб

Вступайте в клуб Деловая среда Премиум и получите знания по старту и развитию бизнеса

Попробовать бесплатно на 14 дней

Почему трудно превращать мечты в цели

Когда человек мечтает, у него преимущественно работает правое полушарие мозга, отвечающее за воображение и эмоции. Постановка цели требует подключения логики, аналитического мышления, расчета сроков и ресурсов, необходимых для достижения результата. За это отвечает левое полушарие мозга.

Существуют ограничивающие убеждения и стереотипы в отношении самих терминов «мечты» и «цели»:

  • слово «мечты» ассоциируется с детством, легкостью, иногда — с инфантильностью, сигналом, что пора спуститься на землю и жить в реальности; 

  • слово «цели» и сочетание «достигать цель» некоторые люди воспринимают как нечто обязывающее, должное, трудновыполнимое либо как давление. 

Цели нередко навязывает общество. Человек может жить не своими целями и не своей жизнью, стремиться соответствовать чьим-то ожиданиям и представлениям. В итоге необходимость достигать очередной цели вызывает сопротивление: «Мечтать о своем деле хорошо, но составить план и реализовывать его шаг за шагом — уже при одной мысли об этом ничего делать не хочется».

Мечты и цели у владельцев бизнеса — действующих и будущих, — должны быть своими, учитывающими личные интересы, желания, потребности, а не желания и потребности окружающих, например родителей или близких.

📌 Совет
Чтобы определить, какие цели личные, а какие навязанные, нужно прислушаться к эмоциям. Психологи рекомендуют произнести цель или желание вслух и определить после этого свое состояние. Личные цели вдохновляют, дают эмоциональный подъем.

Почему предпринимателю полезно мечтать

Мечты развивают креативность, творческие способности, помогают при стрессах, позволяют мозгу переключиться. Когда человек мечтает, у него вырабатываются гормоны удовольствия дофамин, эндорфины, его настрой и эмоциональное состояние становятся благоприятными.

Мозг в этом плане не делит события на воображаемые и реальные, согласно исследованиям.

💼 Примеры

Ученый Джо Диспенза попал в аварию и оказался парализован. Врачи говорили, что навсегда. Но Диспенза, помимо традиционной терапии, проводил внутреннюю мысленную работу, представляя, как снова научится ходить. Он вернулся к способности нормально передвигаться через 9 месяцев.

Результаты похожего исследования были опубликованы в журнале «Нейрофизиология»: одна группа занималась физическими упражнениями, вторая проделывала упражнения умозрительно, третья группа была контрольной и вообще не занималась. В результате мышцы стали сильнее у первой и второй групп.

Мечта заряжает энергией и энтузиазмом, вдохновляет на свершения. Таким образом, мечта — это мощная внутренняя мотивация, «путеводная звезда». Мечта задает направление, призвание и предназначение в жизни.

Когда владелец бизнеса горит своей мечтой, он заражает команду. За увлеченным человеком интересно идти. Мечта — двигатель бизнеса. Мечта — это то, с чего бизнес начинается. Чтобы построить большой бизнес, нужна большая мечта.

Мечта помогает обнаружить новые возможности и варианты. Благодаря ей человек перестает бояться рисковать, готов поставить на карту многое и при этом берет на себя полную ответственность за успех или неудачу.

Еще мечта помогает узнать истинные устремления, узнать себя, свои возможности, убеждения. Воплощение мечты в реальность повышает самооценку и уверенность в себе.

Telegram Деловой среды

Больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Telegram-канале

Подписаться на Telegram

Когда мечты могут мешать

Мечты могут мешать в следующих случаях:

  1. Человек надеется, что все само собой сложится и перекладывает ответственность на других людей, внешние события. 

  2. Мечты представляют собой пассивное фантазирование, и человек не делает никаких действий, чтобы приблизиться к ее исполнению или хотя бы оформить свои мысли в четкий план.

  3. Человек убегает в мечты, скрываясь от проблем, использует свои мысли и фантазии только как психологическую защиту.

  4. Человек переоценивает силы и возможности, впадает в самообман. Например, предприниматель просто мечтает, что его бизнес-идея «выстрелит», но не пытается это проверить, например путем учета расходов на аренду, закупку необходимого, поиск персонала. 

  5. Из-за завышенных ожиданий и отсутствия реальных действий снижается уверенность в себе, и появляется разочарование. Так, владелец бизнеса мечтает стать номером один в отрасли, не знает, как к этому прийти, и много месяцев еле сводит концы с концами. 

  6. Человек не видит возможностей для осуществления мечты или не верит в нее. Между тем многие мечты можно реализовать всего за несколько дней. 

Чем цель отличается от мечты

И мечта, и цель устремлены в будущее. Но разница между существенна. Если мечта подразумевает размышления, в том числе абстрактные, то цель всегда сопряжена с действиями. Цель — сформулированный образ желаемого результата. Постановка цели учитывает поиск ресурсов для достижения и выстраивание пошагового алгоритма задач.

💼 Примеры

Пример мечты: «Хорошо бы жить на берегу моря, и чтобы при этом было много денег».

Пример цели: «Создать и наладить бизнес таким образом, чтобы доходы позволил приобрести и содержать дом в городе N на побережье моря. Стать акционером, делегировать большую часть управленческих задач топ-менеджерам, чтобы участвовать в управлении дистанционно».

Цели могут быть:

  1. Оперативными — поставленными на день, неделю. Их важно достичь в настоящем времени. Пример: провести переговоры с партнером о более выгодной цене поставки. 

  2. Тактическими — на месяц, ближайшие 1–3 года. Они выступают частью жизненных целей, самореализации. Пример: внедрить в компании CRM-систему для повышения лояльности клиентов и эффективности продаж. 

  3. Стратегическими — на 10–20 лет. Относятся к области смысла жизни, предназначения. Пример: выйти на международный рынок, вывести компанию в топ-3 мировых корпораций в отрасли. 

Как мечту превратить в цель

Чтобы превратить мечту в цель, ее нужно перевести из правого эмоционального полушария в левое логическое. Для этого полезно задать себе вопросы:

  • Как этого достичь? 

  • Что уже сейчас можно сделать? 

  • Что понадобится для реализации, где это взять? 

  • Чему я должен научиться, какие навыки и личные качества подтянуть, чтобы у меня получилось? 

  • С кем пообщаться и проконсультироваться? 

  • Если я начну заниматься этим вопросом, то к какому сроку реально увидеть первые результаты? 

Ответы на эти вопросы помогут конкретизировать мысли относительно того, что хотелось бы получить, приобрести, и наметить первые шаги.

📌 Совет
Выполнять задачи, ведущие к цели, рекомендуется каждый день. Это могут быть совсем маленькие шаги, но должна быть регулярность.

То, что на реализацию большой цели не хватает времени — ограничивающее убеждение. Если цель поставить в приоритет, время всегда будет. Желательно анализировать каждое свое действие на предмет, приводит ли оно к цели, и отсекать все лишнее, но без фанатизма. Баланс работы и отдыха также необходимо соблюдать.

Важно создать плодотворную среду: окружать себя единомышленниками, искать наставников и общаться с ними, получать новые знания, заручиться моральной поддержкой близких людей, помощью специалистов.

Мечта служит путеводителем к конечному результату. Психологи рекомендуют визуализировать мечту, чтобы помочь мозгу настроиться. Шаги к цели подкреплять внутренней мотивацией.

Мозг начинает замечать возможности и ресурсы, которые не видел раньше. В жизнь приходят люди с нужными связями и опытом, открываются двери, которые были закрыты. Все это — результат работы мозга: восприятие обостряется, затачивается на поиск путей достижения цели.

📌 Совет
Техники визуализации следует применять только в совокупности с конкретными действиями. Если ничего не делать и представлять себе, как все само собой случилось, посылая сигналы во Вселенную, мечта так и останется мечтой.

Почему важно записывать цели

Некоторые предприниматели считают, что записывать цели не нужно. Согласно исследованию, проведенному Гарвардским университетом, свои цели записывают всего 3% людей. Зато у этих 3% совокупные доходы выше, чем у остальных.

Интересно, что, если люди забывают о списке и возвращаются к нему спустя несколько месяцев, обнаруживается, что большинство пунктов реализовано. Записи активизируют зоны мозга, отвечающие за память, мышление, волю, намерение.

Ведение записей повышает мотивацию и предотвращает бездействие. Записывая, человек словно заключает контракт с самим собой, дает себе обещание.

Можно записывать саму цель, список подпунктов — шагов по достижению, критерии, по которым станет ясно, что цель достигнута. К записям удобно возвращаться, пересматривать шаги, менять местами, добавлять, убирать, корректировать по мере изменения ситуации и приоритетов.

Вести записи лучше в удобном для себя формате — в бумажном или электронном. По мнению психологов, записывать от руки эффективнее, так как дополнительно активизируется моторная память.

Первые шаги после формулировки цели желательно предпринимать в ближайшие 72 часа. Это могут быть простые действия, которые подтвердят мозгу серьезность намерений.

💼 Пример
Цель — научиться привлекать клиентов по новым каналам. В ближайшие трое суток для этого можно изучить, какие каналы уже задействованы, а какие — еще нет. Начать искать информацию о новых каналах и их возможностях. Подумать, можно ли самостоятельно их освоить или придется привлекать специалистов. Составить список нужных людей.

Как предпринимателю правильно формулировать цели

Цель должна быть поставлена в позитивном ключе, поскольку частица «не» не воспринимается подсознанием, и мозг читает формулировку так, как если бы этой частицы там не было.

❌ Неправильно
Не разориться в кризис, выжить как-нибудь. Мозг читает: «Цель — разориться в кризис».

✅ Правильно
Найти новые возможности и ниши, выйти на уровень дохода на N% выше по сравнению с докризисным периодом.

Для формулировки можно использовать методику SMART. Это концепция постановки целей, подразумевающая, что цель должна быть:

  1. Specific — конкретная. Формулировка должна содержать ответы на вопросы: где, когда, зачем, кто, что — и глаголы действия. Пример: «Увеличить свой ежемесячный доход на 25%».

  2. Measurable — измеримая, то есть включать сведения о показателях, которые позволят оценить степень достижения цели. Без них нельзя будет понять, достигнута цель или нет. 

  3. Achievable — реально достижимая, предполагающая наличие необходимых ресурсов. Если их нет, следует поставить предваряющую цель — получить эти ресурсы. 

  4. Relevant, иногда Realistic — релевантная. Необходимо иметь умения, навыки, квалификацию, мотивацию, чтобы достичь результата. Также нужно продумать, соответствует ли цель устремлениям, внутренним личным потребностям, важна ли она и ради чего затевается ее реализация. 

  5. Timely — отслеживаемая. Цель включает в себя сроки достижения. 

Примеры целей, поставленных по SMART:

  • Открыть новый магазин на улице N к дате N, не превышая бюджет в один миллион рублей.

  • За три месяца повысить конверсию лидов в продажи до 15%, обучив команду менеджеров. 

  • Увеличить количество заключенных договоров с новыми клиентами на N% за N месяцев за счет внедрения CRM-системы. 

Иногда к аббревиатуре SMART добавляют еще окончание -ER, и получается SMARTER.

Слово Evaluate переводится как «оцениваемая», то есть каждый этап подвергается анализу, в том числе с точки зрения эмоций, экологичности. Цель должна быть этична, не наносить вред и урон другим людям, не противоречить ценностям компании, не конфликтовать с другими целями.

Readjust означает «изменяемая». При планировании важно учитывать происходящие изменения во внешней среде, на рынке. Появляются новые знания, опыт и технологии, которые помогут ускорить процессы. Или, наоборот, возникают сложности, и для их преодоления приходится искать новые пути.

Деловая среда Премиум

Вступайте в закрытый клуб предпринимателей и получите поддержку бизнес-сообщества

Попробовать бесплатно на 14 дней

Методика SMART не работает для глобальных стратегических целей, а также в период нестабильности и катаклизмов. Прогнозировать что-либо в это время очень сложно. Цели ставить можно, но корректировать их придется регулярно.

Существуют другие методики формулирования целей.

PACT — подходит для длительных целей, которые можно разбить на подзадачи:

  • Purposeful — осмысленная, имеющая значение в долгосрочной перспективе;

  • Actionable — осуществимая, зависящая от самостоятельных усилий, от того, на что можно напрямую повлиять;

  • Continuous — продолжительная, достигается регулярными действиями;

  • Trackable — отслеживаемая, имеющая критерии измерения, которые показывают, достигнута цель или нет. 

Пример: разместить 30 гостевых рекламных постов о компании в популярных пабликах в соцсетях в ближайшие 30 недель.

WISE — подходит для постановки нескольких целей. Аббревиатура расшифровывается так:

  • Written — записанная, четко сформулированная;

  • Integrated — соответствующая другим целям, не входящая с ними в конфликт;

  • Synergistic — способствующая тому, чтобы другие цели тоже достигались;

  • Expansive — масштабная, вдохновляющая. 

Пример: объединить сотрудников в вовлеченную команду, «зажечь» их с помощью тимбилдинга, и так обеспечить развитие бизнеса и рост продаж.

Автор: Ксения Воловик

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Зарегистрируйте бизнес без визита в налоговую и пошлины — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии


НП
Не удачное раскрытие темы в примерах, по целям, которые пишутся существительными, т.к. цель отвечает на вопрос что?. А тут примеры - задачи, а цели. Написаны все примеры в глагольной форме.