Как проверить контрагента до начала сотрудничества с учетом требований ФНС
Статья

Как проверить контрагента до начала сотрудничества с учетом требований ФНС

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Перед началом сотрудничества с контрагентом важно удостовериться в его надежности: это обезопасит компанию от различных рисков, в том числе налоговых. Александр Диянов, налоговый консультант и предприниматель, рассказал, как проверить нового контрагента

Содержание

Какие данные нужно проверять
— Регистрационные данные
— Полномочия должностных лиц
— Штатная численность
— Материально-техническая база
— Лицензии и сертификаты
— Показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности
— Деловая репутация

Порядок действий предпринимателя при проверке контрагента


Налоговый консультант

Сервис

Здесь вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую

Подать заявку

Работа с недобросовестными контрагентами может обернуться реализацией не только предпринимательских рисков, когда контрагент не выполняет обязательства, но и налоговых рисков — компанию могут обвинить в получении необоснованной налоговой выгоды.

В августе 2017 года начала действовать статья 54.1 Налогового кодекса РФ, которая изменила подход к методам проверки и оценки добросовестности налогоплательщика. Был установлен ряд критериев, по которым оценивают операцию. На первый план вышли:

  • реальность сделки (операции);

  • действительный экономический смысл операции;

  • исполнение обязательств стороной по договору;

  • деловая цель.

Поэтому сейчас недостаточно наличия одних только регистрационных (учредительных) документов контрагента. Предпринимателю необходимо убедиться, что у партнера есть ресурсы для выполнения обязательств, он обладает правоспособностью, а его должностные лица всеми необходимыми полномочиями.

Какие данные нужно проверять

Рассмотрим, какие данные нужно запросить у партнера, а какие вы можете собрать самостоятельно. Всю информацию, которую вы соберете о контрагенте, сохраняйте в специальном досье. При необходимости делайте скриншоты сайтов, заверяйте данные у нотариусов и пр.

Также сохраняйте направленные контрагентом коммерческие предложения, прайс-листы, визитки должностных лиц, деловую переписку (как в бумажном виде, так и электронном).

Instagram Деловой среды

Деловая среда в Instagram — подписывайтесь, чтобы получать порцию пользы каждый день!

Подписаться на Instagram

Регистрационные данные

В первую очередь предпринимателю необходимо убедиться, что «потенциальный» контрагент зарегистрирован в установленном законом порядке, ведет свою финансово-хозяйственную деятельность и у него отсутствуют:

  • решения о начале процедуры ликвидации, реорганизации;

  • признаки недействующего юридического лица с возможным последующим исключением из ЕГРЮЛ;

  • признак «адрес массовой регистрации».

Какие документы запросить у контрагента
1. Свидетельство о постановке на налоговый учет по месту юридического адреса
2. Устав
3. Выписку из ЕГРЮЛ с кодами ОКВЭД, которые отражают направление деятельности
4. Протокол или решение о создании юридического лица
5. Протокол и приказ о назначении руководителя
6. Копию договора аренда офиса (складского помещения)

Полномочия должностных лиц

Если первичные документы по сделке (договор, счет-фактура, акт выполненных работ и пр.) со стороны контрагента подпишет неустановленное лицо, то налоговые органы смогут обвинить предпринимателя в получении необоснованной налоговой выгоды.

Чтобы минимизировать этот риск до начала сотрудничества с контрагентом нужно проверить и подтвердить полномочия его должностных лиц.

Какие документы запросить у контрагента
1. Свидетельство о постановке на налоговый учет по месту юридического адреса
2. Протокол внеочередного общего собрания участников общества или решение единственного участника общества о назначении генерального директора
3. Приказ о вступлении в должность генерального директора общества
4. Приказ о вступлении в должность главного бухгалтера общества (при наличии)
5. Копию паспорта генерального директора
6. Доверенности на лиц, уполномоченных подписывать финансовые и иные документы (при наличии)

Штатная численность

Один из критериев, на который обращают внимание налоговые органы при проведении проверок и анализе сделок, — это наличие у контрагентов штатной численности и трудовых ресурсов. При этом контролеры обращают внимание на должности сотрудников и их должностные обязанности, на наличие у них документов о квалификации сотрудников (дипломов, аттестатов, удостоверений о повышении квалификации и прочее).

Перед началом сотрудничества с контрагентом нужно оценить, может ли тот выполнить заявленный объем работ (услуг) собственными силами или с привлечением субподрядных организаций (исполнителей).

Какие документы запросить у контрагента
1. Штатное расписание с указание занимаемых должностей
2. Документы, подтверждающие квалификации сотрудников (дипломы, аттестаты, удостоверения о повышении квалификации и прочее)

Материально-техническая база

Если у контрагента нет материально-технической базы (имущества, транспортных средств), то контролеров настораживает этот факт. Они могут усомниться в экономической целесообразности сделки. Поэтому предпринимателю нужно уделить внимание материально-технической базе контрагента, которая понадобится для выполнения работ, оказания услуг или поставке товара собственными силами.

Какие документы запросить у контрагента
1. Справка об основных средствах, которые находятся на балансе контрагента

Лицензии и сертификаты

Иногда для выполнения работ или оказания услуг нужно иметь специальные лицензии (свидетельства), которые выдают государственные органы. В случае с поставкой товаров необходимо наличие сертификатов соответствия товара.

Какие документы запросить у контрагента
1. Лицензии или свидетельства на выполнение определенных видов работ или оказания услуг
2. Сертификаты соответствия товаров

Показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность — важный инструмент для анализа контрагента. На основе данных бухгалтерской отчетности можно составить финансовый анализ, который покажет динамику деятельности компании и позволит оценить ее финансовую устойчивость.

Какие документы запросить у контрагента
1. Бухгалтерскую и налоговую отчетность за последний отчетный (налоговый) период
2. Справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов

Расчетный счет + бонусы

Откройте расчетный счет в Сбербанке и получите бонусы

Подать заявку онлайн

Деловая репутация

Перед началом сотрудничества нужно оценить деловую репутацию партнера. Информацию (отзывы) можно получить как из общедоступных открытых источников, так и через партнеров. Наличие у контрагента сайта и положительных отзывов, ведение социальных сетей вызывает больше доверия к контрагенту.

Если не изучить деловую репутацию контрагента, налоговый орган может расценить это как проявление организацией неосмотрительности и, как следствие, обвинить организацию в получении необоснованной налоговой выгоды.

Какие документы запросить у контрагента
1. Свидетельства о рекламе в средствах массовой информации
2. Рекомендации партнеров
3. Отзывы в интернете
4. Наличие сайта
5. Наличие социальных сетей
6. Членство в профессиональных сообществах (ассоциациях)

Порядок действий предпринимателя при проверке контрагента

1. Разработать и утвердить внутренний Регламент выбора контрагента и заключения договора.

2. Подготовить внутренний приказ об утверждении Регламента выбора контрагента и заключения договора.

3. Запросить у контрагентов, с которыми планируется заключение договоров, учредительные и иные документы.

4. Получить о контрагентах, с которыми планируется заключение договоров, информацию из открытых источников.

5. Провести анализ рынка и коммерческих предложений.

6. Сформировать досье контрагента с приложениями документов, фиксирующими результаты поиска, мониторинга и отбора контрагента.

Информационные ресурсы (открытые источники)

СведенияАдрес ресурсов в интернете
Сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном видеhttps://egrul.nalog.ru/index.html
Проверка юридического адреса контрагента на предмет наличия или отсутствия признака «адрес массовой регистрации»https://service.nalog.ru/addrfind.do
Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрацииhttps://service.nalog.ru/uwsfind.do
Значимые факты финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей (можно узнать из Вестника государственной регистрации)https://www.vestnik-gosreg.ru
Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более годаhttps://service.nalog.ru/zd.do
Сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лицhttps://service.nalog.ru/mru.do
Сведений о дисквалифицированных лицах в отношении должностных лиц контрагентаhttps://service.nalog.ru/disqualified.do
Сведения о действующих решениях о приостановлении операций по счетамhttps://service.nalog.ru/bi.do
Сведения о финансовой отчетности — государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой отчетности)https://bo.nalog.ru
Сведения о контрагенте через сервис ФНС «Прозрачный бизнес»https://pb.nalog.ru/index.html
Сведения о субъектах экономической деятельностиhttps://fedresurs.ru
Сведения из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и реестра недобросовестных подрядных организацийhttps://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/search/results.html
Сведения о членах СРО (саморегулируемая организация для строительной сферы)http://reestr.nostroy.ru
Сведения о специалистах — Национальный реестр специалистовhttp://nrs.nopriz.ru
Проверка по списку недействительных российских паспортовhttp://services.fms.gov.ru
Сведения об исполнительных производствах в отношении партнера — через Федеральную службу судебных исполнителейhttps://fssp.gov.ru
Сведения об арбитражных делах с участием партнера — в картотеке арбитражных делhttps://kad.arbitr.ru

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии