Предприниматель Александр рассказывает о своих ошибках по ведению бизнеса, которые привели к блокировке счета. Также вы узнаете, как отвечать на запрос банка, чтобы он снял ограничения по счету.
Как избежать ограничений в проведении операций по счету
Какие действия привели к блокировке счета
Я торгую фермерскими продуктами, есть собственный небольшой продуктовый магазинчик. Еще, увлекаюсь реставрацией старой мебели в стиле «Прованс».
Однажды решил, что хобби нужно превратить в отдельный бизнес: зарегистрировать сына в качестве ИП и вместе реставрировать мебель в пригороде недалеко от Москвы. ИП оформлено, помещение арендовано, и куплены все необходимые инструменты, осталось только оплатить перевозку и дело сделано, можно начинать. Все расходы на новый бизнес я производил со счета продуктового магазина.
Вечером зайдя в интернет-банк, чтобы оплатить очередную доставку товаров я увидел запрос из банка с формулировкой – «В связи с тем, что операции организации не имеют явного экономического смысла, просим предоставить подтверждающие документы».
Ответ на запрос занял у меня около 7 дней. Сначала я несерьезно отнесся к запросу подумав, что у меня реальный бизнес и блокировка мне не грозит. Я направил те документы, которые у меня были в наличии, не уделяя внимания каждому пункту запроса. Из-за того, что я предоставил не все документы банк ограничил работу интернет-банка. В итоге, пришлось несколько раз отправлять дополнительные документы и ждать снятия ограничительных мер.
Как правильно отвечать на запросы банка
Вот несколько советов из моего опыта, как правильно отвечать на запросы банка:
1. Внимательно ознакомьтесь с перечнем документов, которые запрашивает банк. Если вы предоставите не все документы, есть большая вероятность, что банк ограничит работу по счету. Тогда придется тратить дополнительное время на сбор недостающих документов и повторную отправку их в банк.
2. В запросе банки просят обосновать схему ведения бизнеса и характер платежей – не игнорируйте этот пункт. Описывайте краткую характеристику предприятия, информацию об уплате налоговых платежей с данных счетов, экономический смысл операций, проводимых с контрагентами, указанными в запросе банка и применяемую систему налогообложения. Не забудьте вложить подтверждение того, что заявленные виды деятельности соответствуют характеру отношений с данными контрагентами и проинформируйте о наличие счетов в других банках.
3. Предоставляйте документы по каждому пункту запроса, если какие-либо документы вы не ведете или они отсутствуют, обязательно указывайте это в пояснении к запросу.
4. Придерживайтесь срока предоставления документов, установленных банком. Важно сохранять любые документы, которые смогут подтвердить факт наличия деятельности организации.
Внимание! ИП на упрощенке чаще всего думают, что если у них нет обязанности вести бухгалтерию, то договоры, акты и чеки хранить тоже не обязательно. Ведешь книгу учета расходов и доходов, и этого достаточно. Однако советую сохранять все документы.
Перечень основных документов
Любому предпринимателю стоит стоит сохранять следующие документы:
– договор и все приложения к нему
– документы, подтверждающие выполнение обязательств по договору
– документы, подтверждающие факт поставки товара
– документы, подтверждающие качество товаров
– документы, свидетельствующие о наличии работников в организации
– документы, подтверждающие владение (собственность/аренду/лизинг) материально-технической базой для осуществления деятельности
Вот еще несколько советов:
При использовании типовых форм документов из сети интернет будьте внимательны: форма документа может предусматривать наличие приложений и специальных сертификаций, которых у вас в последствии может не оказаться.
Важно оформлять с партнером все виды документов, которые будут прописаны в договоре.
Вы можете оформлять документы самостоятельно, поручить бухгалтеру, или отдать ведение бухгалтерии на аутсорсинг.
В текущих реалиях, документы лучше хранить в электронном виде не менее 5 лет.
Как можно было избежать ограничений
Рекомендации для всех предпринимателей:
Обращайте внимание на письма от банка, чтобы не пропустить запрос и успеть собрать все документы. Сроки предоставления документов у всех банков разные. В среднем от 3 до 7 дней. А список документов зачастую очень большой.
Сохраняйте все документы, чтобы исключить ответ на запрос с неполным списком документов. Если у банка не будет полной картины по вашему бизнесу, операции могут быть признаны сомнительными, а доступ в интернет-банк останется ограниченным.
Внимание!
В каждом банке свой порядок работы с запросами. Если у вас появились вопросы, в самом запросе зачастую вы найдете контактную информацию, как правило она указана в самом запросе.
В нашей ситуации после разбирательства и предоставления подтверждающих документов, выяснилось, что у меня по счету присутствовали операции с признаком сомнительности, а именно:
1. Большой объем операций, не соответствующих заявленному виду деятельности – в конкретном случае, оплата расходов бизнеса по реставрации мебели производилась со счета фермерского магазина.
2. Большой объем снятия наличных средств.
3. Низкий коэффициент налоговой нагрузки.
4. Переводы физическому лицу.
Если банк-клиент всё же заблокировали…
Если вы всё-таки пропустили запрос и не ответили на него, интернет-банк будет заблокирован. Но не отчаивайтесь. У вас есть право предоставить документы и сведения, которые могут свидетельствовать о том, что ваши операции и деятельность в целом чисты.
Для этого соберите весь перечень требуемых документов, и также, через систему интернет-банка направьте их. Это займет больше времени, но, если вы будете убедительны, банк-клиент разблокируют, и вы сможете продолжить свою работу.
Я описал главное, на что нужно обратить внимание при работе с запросами. После случившейся ситуации, для контроля рисков, я использую сервисы СберБизнеса, которые помогают контролировать риски блокировки счета:
Проверить свой бизнес на соответствие нормам 115-ФЗ поможет сервис – Риск блокировки
Проконсультироваться по результатам мониторинга операций за последние 12 месяцев – Комплаенс-помощник