Постковид: предприниматели рассказывают, что происходит в малом бизнесе
Статья

Постковид: предприниматели рассказывают, что происходит в малом бизнесе

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

В этом материале предприниматели из разных сфер отвечают на вопросы о том, как пережили кризис, какой опыт они извлекли и что изменилось в бизнесе.


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Можно эффективно работать и на удаленке

Екатерина Донцова, операционный директор кешбэк-сервиса Backit и партнерской сети ePN Affiliate

👨🏼‍💻 Что изменил карантин. Мы изначально делали ставку на инновационные сервисы, и ковид стал катализатором роста. Перераспределение покупателей и потребительский спрос менялись неравномерно: после ажиотажа с конца марта наступил спад, особенно остро его ощутили крупные игроки рынка – настолько, что некоторые гипермаркеты запускали акцию для посетителей с бесплатной поездкой на такси. Помогало это не всегда.

Ситуация вскрыла проблему: слишком долго многие торговые точки откладывали выход в интернет. И те, кто готовился и занимался модернизацией процессов давно, оказались в выигрыше.

📊 Тенденции рынка. Одна из тенденций периода самоизоляции и выхода из нее – боязнь посещения общественных мест. Обратите внимание: во многих городах ТЦ уже открыты, но ажиотажа, на который так рассчитывали продавцы, нет.

Второй тренд — расширение покупательской аудитории интернет-магазинов. Ритейлеры сделали ставку на тех, кто раньше не покупал ничего онлайн. Поэтому появились дополнительные сервисы на сайтах:

  • видеообзоры от экспертов

  •  возможность получить консультацию онлайн

  • бесплатно сделать проект и «примерить» в него интересующие предметы интерьера или технику 

Третий тренд обусловлен экономической ситуацией: люди вынуждены оптимизировать бюджет. И теперь покупкам подходят иначе — возрастает спрос на кешбэк-сервисы. И сейчас мы ощущаем всплеск интереса от компаний, стремящихся работать над привлечением покупателей.

☝🏻Какой опыт извлекли? Что касается внутреннего устройства компании, то за период самоизоляции мы осознали, насколько эффективно можем функционировать удаленно. Более того, желание остаться работать выявили многие сотрудники, и мы пошли им навстречу. Движемся в одном направлении с такими гигантами, как Google и Facebook — сохраняем персонал, но даем им возможность выбора: приезжать в офис или работать с ноутбуком на даче.

Важно предлагать уникальный набор услуг/продуктов

Кристина Курмышова, управляющая сети салонов Cabinet Group

👨🏼‍💻 Что изменил карантин. Конечно, поначалу было непросто, но спустя время нам удалось найти решение. Мы решили привлечь женскую аудиторию в наш салон для мужчин. Это сработало. Ни сдержанный интерьер, ни консервативность «мужского пространства» не сковывал женщин. Тогда мы решились на смену концепции: салон «только для мужчин» превратился в универсальный. Это помогло нам улучшить свое положение.

Также в период пандемии мы освоились в проведении прямых эфиров в «Инстаграме»: рассказывали, как наши мастера проходят онлайн-обучение, освещали разные темы, например «Как поддерживать волосы в форме», проводили онлайн-консультации со стилистами. Кроме того, мы начали сотрудничать с ресторанами, добавляя к заказам для доставки наши сертификаты.

📊 Тенденции рынка. В целом, конечно, многие перебрались в онлайн: импровизировали с форматами взаимодействия, проводили удаленные фотосъемки, видео-консультации по стрижкам и укладками. Сейчас индустрия постепенно начинает оживать. Самое ценное — это аудитория, которую удалось сохранить, необходимо поддерживать связь со всеми клиентами. Очень остро стоит вопрос о сохранении безопасной дистанции, дезинфекции рабочих мест и инструментов.

☝🏻Какой опыт извлекли?

  1. Мы поняли, что первостепенная вещь — это осознание уникальности своих услуг. Если вы знаете, чем отличаетесь от других салонов на рынке, вам всегда будет что предложить. 

  2. Также очень важно уметь адаптироваться, быть гибкими, стараться мыслить стратегически и поддерживать настроение внутри коллектива. 

  3. Идейная, сплоченная команда остается эффективной даже в самой сложной ситуации. Общие ценности — это важно. Если каждый участник команды будет думать только об индивидуальном развитии, бизнесу будет намного сложнее. В течение этого периода мы еще более активно поддерживали друг друга, перенесли профессиональную коммуникацию в онлайн (благодаря Зуму), а еще не переставали планировать — рабочий план на две недели вперед помогал всем оставаться в тонусе.

Бесплатный курс

Лидерство и формирование команд

Смотреть курс

Стоит задуматься о совместных проектах

Николай Хорт – основатель и СЕО сервиса быстрой курьерской доставки Take’N’Go

👨🏼‍💻 Что изменил карантин. Наша IT-платформа соединяет курьеров и заказчиков. Первые с нашей помощью зарабатывают, а вторые получают качественный сервис.

Во время пандемии мы зафиксировали рост среднего чека и увеличение оборотов в два раза. Думаем, это связано с тем, что мы запустили автодоставку (до этого все курьеры были пешими). К моменту запуска у нас уже было несколько хороших заказчиков, готовых размещать первые автозаказы, поэтому проблем с их поиском не возникло.

Заключили ряд партнерств: например, с сервисом Kidsway. Это сервис, где водители-няни развозят детей по школам и кружкам. Во время самоизоляции все дети сидели дома, поэтому водители остались без заказов, но мы их «подхватили» и таким образом у нас появился целый штат водителей-нянь.

📊 Тенденции рынка. Что касается тенденций, сейчас можно прогнозировать рост сервисов, основанных на дистанционных продажах. Люди уже привыкли покупать все в онлайне и вряд ли захотят отказываться от новой удобной привычки.

☝🏻Какой опыт извлекли? За карантин мы сейчас увидели особенно хорошую динамику роста по некоторым категориям доставки. В ближайшие месяцы мы планируем привлечь раунд, чтобы кратно вырасти. Сейчас мы видим, что инвесторы интересуются нашим сервисом и надеемся, что в ближайшее время найдем партнеров, с которыми уже вместе придем к общей цели.

Статья

Как с помощью акций привлечь покупателей

Хочу узнать

Иметь финансовую подушку — необходимое условие для выживания

Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner

👨🏼‍💻 Что изменил карантин. Наш ивент-отдел все еще работает над онлайн-проектами: квесты, пресс-конференции, пресс-завтраки и т.д. Например, сейчас в самом разгаре трехмесячная «Война кланов» для сотрудников ИБС Платформикс. Разработали индивидуальный сценарий и серию посылок, которые помогают выполнять задания онлайн-квеста.

📊 Тенденции рынка. Рынок пиара и маркетинга постепенно отмерзает. Но не очень стремительно. К примеру, падение выручки агентства за июнь составило 15%. Сейчас вкладываемся в маркетинг в 3 раза больше, усиленно работаем и надеемся на рост (в плюс, конечно же). Специалисты ощущают больше стресса, чем прежде — некоторые старые клиенты уходят, появляются новые — на «притирку» и знакомство нужно как минимум 1-2 месяца общения. Несмотря на то, что многие ограничения уже сняты, не все клиенты готовы к офлайн-встречам.

☝🏻Какой опыт извлекли? Пандемия ещё раз убедила нас, что к кризисам нужно готовиться — иметь козыри в рукавах, гибкость и финансовую подушку безопасности.

Важно развивать не только основные виды услуг

Игорь Полонский, руководитель Director’s Cut

👨🏼‍💻 Что изменил карантин. Мы решили сделать ставку на те компетенции, которые у нас всегда были не основными, и попробовать генерировать выручку новыми видами услуг. Чтобы продавать новые виды услуг, приходится создавать новые коммуникационные инструменты — новые сайты и портфолио, агрессивно предлагать себя в холодных продажах, использовать все возможные контакты.

📊 Тенденции рынка. Уже несколько месяцев многие ивент-агентства оказывают услуги по организации онлайн-событий, профессиональных интерактивных мультипотоковых трансляций. Сегодняшние мероприятия состоят из разработки онлайн-платформ для стриминга, многокамерной съемки, прямых включений — всего этого не существовало на рынке всего три месяца назад.

Многие агентства, которые раньше специализировались на событийном маркетинге, активно развивают новые виды услуг. Рекламное видеопроизводство, участие в BTL-тендерах, создание собственных проектов под спонсорскую или билетную продажу.

☝🏻Какой опыт извлекли?

  1.  Наш рынок очень хрупкий и зависит от разных факторов. Специализация только на одном виде коммуникации — живых мероприятиях — слишком рискованна. Необходимо расширять линейку услуг, превращаться в полноценное креативное коммуникационное агентство. 

  2. Конечно, впредь мы будем более осторожно и практично управлять финансами компании, ведь этот кризис не последний, и нужно заботиться о создании финансовой подушки, снижать долговые обязательства, чтобы положение компании оставалось как можно более прочным в затяжных экономических коллапсах.

Вебинар

Как взять новую нишу с сохранением командного опыта

Узнайте, как в кризис быстро перестроить бизнес

Быть готовым к нестабильности и резким изменениям

Алексей Войтов, владелец суши-баров Capibara, сеть кофеен Coffee-Like и сеть детских парикмахерских «Воображуля»

👨🏼‍💻 Что изменил карантин. Наша сеть суши-баров состоит из 27 точек, расположенных преимущественно в регионах. На данном этапе мы вышли на уровень 80% от докризисного. Часть выручек мы продолжаем терять из-за закрытых для гостей залов, с нетерпением ждем их открытия.

Вторую часть мы потеряли из-за сильно раздувшегося рынка доставка. Только в Смоленске за время самоизоляции открылось 4 новых службы доставки суши и это не считая ресторанов, которые доставляют свою еду. В целом же пандемения пошла нам на пользу, так как показала истинную картину в бизнесе, мы сделали выводы и стали лучше.

Еще один мой бизнес — это сеть уличных баров в формате «возьми с собой», сейчас у нас семь заведений. И тут совершенно обратная картина, за время самоизоляции наш оборот вырос на 30% и продолжает расти. Это связано с тем, что мы находимся преимущественно в парках и прогулочных улицах, а традиционные кофейни по-прежнему закрыты. Люди привыкли покупать вкусный и доступный кофе. Не было счастья, да несчастье помогло.

📊 Тенденции рынка. Сейчас в сфере общепита предложение сильно превышает спрос. Поэтому нужно увеличивать маркетинговые бюджеты, как мы и делаем. Уже сейчас мы повысили наши маркетинговые бюджеты по всем проектам до уровня «мирного» времени и даже выше. Используем в основом digital -маркетинг и начинаем возвращать офлайн-каналы, так как трафик на улицах восстановился.

☝🏻Какой опыт извлекли. Из ситуации пандемии сделали такие выводы:

  1. Не класть все яйца в одну концепцию. Необходимо создавать мультиформатные проекты/заведения способные гибко передвигаться с места на место, оперативно без вложений менять формат — доставка/самовывоз/зал.

  2. Обязательная подушка безопасности в три месяца для управляющей компании и два месяца для общепита. 

  3. Быть готовым ко всему — это эпоха нового VUCA-мир (это бизнес-подход, который помогает предпринимателям работать в ситуации нестабильности и быстрых перемен).

Топ-5 статей, обязательных к прочтению

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии