Логотип — это тот случай, когда небольшая деталь имеет значение для компании. Клиенты постоянно видят его на сайте, упаковке продукции, вывеске. Рассказываем, из-за чего некоторые компании из малого бизнеса меняют логотип, как найти дизайнера и что нужно учитывать при смене.
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Maxima: технически сложно использовать в полиграфии
Роман Лагутенков, дизайнер IT-компании Maxima
Летом 2018 года компания начала активно расширять штат, развивать новые проекты и направления работы.
Однако когда решили обновить сайт, брендировать сувенирку, то столкнулись с проблемами: логотип был плохо выполнен технически — на нем присутствовали градиент и много мелких деталей. Из-за его было тяжело использовать в полиграфии.
Решение. Мы упростили логотип и постарались привнести концепцию. Оформлением нового лого занимались сами. У нас появилась идея связать логотип с несколькими ассоциациями: информационные технологии, постоянный рост и развитие, экологичность и уверенность, инновации. Новый логотип позволил нам и дальше развивать фирменный стиль, а еще он стал визуально приятнее: у логотипа присутствует не только текстовая часть, но и знак.
Теперь у пользователей появилось видение бренда и компании. Мы смогли создать единую линию развития бренда: стилизовали сайт и все социальные сети, создали брендбук, оформили корпоративный магазин Maxima Store, сделали свой мерч.
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнPURE PROTEIN: изменилась целевая аудитория
Алексей Аникин, эксперт по маркетингу
Несколько лет назад я работал директором по маркетингу компании-производителя спортивного питания. Изначально логотип разрабатывался по подобию американских брендов, которые формировали сегмент протеиновых смесей для культуристов — основных покупателей продукции.
Проведя маркетинговый аудит, я отметил, что потребители стали меняться: появилась женская аудитория. Бренд уже не должен был быть сугубо мужским. Чтобы быть к ним максимально ближе, мы тоже должны были стать другими.
Решение. Незадолго до ребрендинга мы ушли от классической черной гаммы упаковки, традиционной для сегмента спортивного питания тех лет, и сделали упаковку оранжевой. Теперь требовалось обновить фирменную айдентику (визуальное отражение корпоративного стиля). В основе нашего логотипа остался стилизованный атлет, поднимающий руки вверх в победном жесте. А название компании PURE PROTEIN теперь было написано современным энергичным курсивом с новой гарнитурой шрифта. Финальный логотип стал более современным и стильным.
Работы выполнил знакомый дизайнер, специализирующийся на корпоративной айдентике, с момента постановки ТЗ до принятия работ прошло около двух недель. Многие тратят на это больше времени. Это сильно зависит от степени детализации ТЗ: насколько четко прописана аудитория, ее ожидания/опасения и основные направления, которые новый лого должен отражать.
✍🏻 Фирменная айдентика всегда утилитарна. Это не какой-то мучительный творческий процесс. Достаточно четко понимать ситуацию в сегменте, провести подготовительную работу и не пожалеть времени на стратегическую сессию с самим дизайнером. Он должен «прочувствовать» ситуацию и ваши пожелания. Тогда успех гарантирован. Есть еще много факторов, которые лучше включить в ТЗ. Например, я обязательно пишу в ТЗ тип корпоративной культуры компании, формализую максимально полно основные смыслы, которые нужно передать в визуальном образе, и только потом передаю дизайнеру.
Spider Group: смена направления деятельности
Юлия Соляник, арт-директор компании Spider Group
Наша компания занимается разработкой мобильных приложений. Причины наших ребрендингов — не только усталость от старого стиля, но и желание отразить будущие изменения внутри компании.
Например, первый раз мы начали продвигать услуги графического дизайна, сменив имимдж «компании-разработчика». Второй ребрендиг произошел из-за того, что мы полностью переключились на мобильную разработку. И внешний вид должен был стать более технологичным и брутальным.
Решение.
Все ребрендинги проводили силами своих дизайнеров. Они самостоятельно принимали решение о выборе новой стилистики, защищали проект перед руководством и коллегами. К счастью, руководство полностью доверяло отделу дизайна в этом вопросе.
Наша айдентика всегда была отражением характера, вкуса и вектора развития компании. И конечно, мы вовсю использовали название Spider Group в образе. Мы открылись в 2000 году, и тогда интернет было принято называть мировой паутиной. Поэтому наш паук был главной частью графического знака.
Каждого нашего логопаука клиенты и сотрудники очень хорошо запоминали. Каждая смена визуала была оправдана сменой парадигмы компании, и в итоге получалось добиться и узнаваемости, и правильных ассоциаций у клиентов и партнеров.
Случалось, что наши логотипы, зарегистрированные как товарные знаки, копировали и использовали недобросовестные компании. Приходилось высылать им предупреждения. Косвенно это подтверждает удачность разработанного знака.
Torrefacto: самодельный логотип не соответствовал тенденциям
Илья Савинов, сооснователь компании
Наша компания занимается разработкой мобильных приложений. Причины наших ребрендингов — не только усталость от старого стиля, но и желание отразить будущие изменения внутри компании.
Например, первый раз мы начали продвигать услуги графического дизайна, сменив имимдж «компании-разработчика». Второй ребрендиг произошел из-за того, что мы полностью переключились на мобильную разработку. И внешний вид должен был стать более технологичным и брутальным.
С первым логотипом мы прожили года два. За это время на рынке появилось несколько новых кофейных брендов с современным броским дизайном. Нам хотелось придать имиджу компании современный вид и подчеркнуть, что наш кофе – штучный продукт.
Если бы могли сразу могли позволить себе заказать фирменный стиль у дизайнера, так бы и поступили. Когда создаешь логотип сам, рискуешь тем, что со стороны это будет смотреться кустарно, непрофессионально.
Решение. Дизайнера мы нашли через знакомых – молодого выпускника Британской высшей школы дизайна. Надеялись, что фирменный стиль обойдется дешевле, но получилось иначе. На разработку логотипа, упаковки и сайта мы потратили порядка 5 тысячи долларов и шесть месяцев. Логотип получился слегка винтажным, но при этом вполне современным.
Реакция покупателей на новый логотип была неоднозначной. Одни говорили, что мы утратили прежний шарм, другие, наоборот, хвалили. Но прошло уже шесть лет, а логотип все еще в строю и прижился очень хорошо. Надо помнить, что всегда будут недовольные. Это нормально.
✍🏻 Если среди ваших знакомых нет дизайнеров, можно поискать дизайнеров, которые ранее выполняли работы для компаний вашей отрасли. Например, на сайте behance.net или на других похожих. При этом важно отметить, что отразить все «хотелки» в стандартном ТЗ для дизайнера очень сложно. Без вашего глубокого вовлечения в процесс разработки фирменного стиля результат вряд ли будет отличным. Например, мы несколько месяцев проводили с дизайнером регулярные встречи для согласования общего направления и деталей, анализировали промежуточные итоги и давали обратную связь.
Резюмируем
Следите за трендами и появлением новых тенденций.
Если меняете направление или ЦА, то и логотип должен совпадать с новой концепцией компании.
Думайте на перспективу: логотип должен быть простым в техническим исполнении, чтобы его легко было использовать при выпуске сувенирной продукции, мерча.
Выбирайте опытного специалиста. Работа с начинающим специалистом кажется выгоднее, но по факту может затянуться на несколько месяцев и обойтись дороже.
Четко ставьте ТЗ: опишите целевую аудиторию, ее потребности, основные направления деятельности компании.
Логотип может понравиться не всем клиентам. Но если он отражает дух вашей компании, то вы сможете лучше коммуницировать с клиентами.