Российские бизнесмены делятся идеями, как в сегодняшних условиях придумать новую эффективную концепцию, перейти в онлайн и организовать доставку.
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
1. Как придумать сильную концепцию
Федор Овчинников, владелец сети «Додо Пицца»
Мы планируем запустить диджитал-кофейню и донерную сразу после того, как разрешат открыться общепиту. Отличие новых проектов — в подходе. Вся наша жизнь сегодня в телефоне, там все под рукой, и мы хотим то же самое сделать с кофе. Идея в том, что клиент сможет выбрать продукт, кастомизировать его под себя и оплатить еще по пути в кофейню.
Переход в диджитал решает проблемы сразу по нескольким направлениям.
Упростит анализ данных. Это даст нам возможность видеть и анализировать клиентов. Мы сделаем так, чтобы команды кофейни были максимально заточены на возврат клиентов.
Повысит лояльность клиентов. Добавим подписку: с ней будут открываться специальные цены на основное меню, сделаем секретное меню только для подписчиков. В кофейнях будут проходит разные мероприятия, и эта информация будет так же распространяться через приложение.
Ускорит процесса обслуживания. Первую кофейню мы планируем открыть в бизнес-центре, и заказывать в приложении будет удобно, потому что там люди чаще всего спешат, например, покупая кофе по утрам. К тому же, в приложении можно будет прочитать про кофе, настроить свой любимый напиток.
Изменит отношение к донерным. Приложение для донерной позволит нам использовать дорогие небольшие зоны с большим трафиком, а людей не будет пугать маленькая площадь и время ожидания.
У нас были сомнения, хватит ли ресурсов, чтобы запустить эти концепции. Но мы «ужались» и решили все же открываться. К тому же, после кризиса наступает лучшее время для роста, развиваться будут сильные концепции. А мы как раз выйдем с очень эффективной системой, которая будет способна удерживать больше клиентов.
Задание. Как придумать успешную бизнес-модель в условиях кризиса
Рассмотрите бизнес-модели со стратегией дискаунтеров. Выберите одну.
Найдите примеры успешных бизнесов с подобной моделью. Выпишите их сильные стороны.
Протестируйте компании, которые применяют такую же модель, но работают неэффективно. В чем их слабость? Выпишите.
Проанализируйте получившиеся результаты и создайте такую концепцию, которая будет удовлетворять потребности клиентов в существующих реалиях.
2. Как быстро продвигаться онлайн в условиях кризиса
Екатерина Шукалова, основатель «Центра интернет-маркетинга Екатерины Шукаловой»
Все клиенты ушли в онлайн, поэтому стоит пересмотреть свои действия в отношении ассортиментной политики и маркетингового продвижения. Если ваш бизнес по каким-то причинам не был заточен под онлайн, то вот что нужно предпринять.
Изменить ассортиментную политику. Выделить товары и услуги, которые максимально востребованы на рынке сегодня.
Сделать простой сайт на конструкторе. Не нужно создавать информационные порталы или выводить на него много продуктов. Если у вас было 300-400 продуктов, лучше всего сконцентрироваться на 10-15 позициях.
Запустить рекламную кампанию. Для этих продуктов нужно просчитать контекстную рекламу, ориентируясь на то, что спрос на них еще будет высоким какое-то время.
Google или «Яндекс»? Продвигаться нужно сразу и в «Яндексе», и в Google. Если не хватает денег, то нужно смотреть откуда приходит больше людей. Для регионального бизнеса обычно 50 на 50. В Москве сейчас больше работает Google.
Не надеяться только на соцсети. Не нужно думать, что если вы сейчас немедленно запустите продвижение в соцсетях, то это быстро сработает. Это долгоиграющий инструмент, и если вы не вкладывались в соцсети раньше, то не стоит возлагать все надежды на них и вкладывать туда много денег. Этот инструмент сработает, если вы и раньше успешно с ним работали.
Подробно о том, как поставить цель, сегментировать целевую аудиторию, проанализировать спрос и выстроить полноценную стратегию онлайн-продвижения Екатерина Шукалова рассказывает в своем курсе «Системный интернет-маркетинг. Инструкция по применению» .👇👇👇
Задание. Настройте рекламную компанию в интернете
Обратите внимание на бонусы, которые сейчас предлагают «Яндекс», «ВКонтакте» и другие холдинги.
Почитайте руководства по Яндекс.Директ и Гугл Adwords.
Воспользуйтесь упрощенным интерфейсом для настройки рекламной кампании.
Внимательно относитесь к подбору слов: их должно быть достаточно много (50-100).
Очень поможет ваш опыт взаимодействия с клиентами — хорошо, если вы знаете, какие формулировки используют при поиске ваших товаров.
Дробите эти словосочетания на максимальное количество объявлений.
Следите ежедневно за тем, что происходит в рекламной кампании (ставки, дневной расход).
3. Как переключиться на работу в режиме доставки
Евгений Мещеряков, владелец суши-бара Oishii
Когда объявили «каникулы», мы сразу же приняли решение организовать доставку и начали самостоятельно развозить заказы.
Вот что мы сделали для того, чтобы наладить этот процесс.
Связались с нашими постоянными клиентами: у нас есть своя база гостей, и мы сделали рассылку о том, что готовы принимать заказы.
Выбрали два направления доставки — блюда из основного меню и морепродукты из аквариума.
Решили, кто будет заниматься заказами. Наша сотрудница, которая работает на кассе, отвечает на звонки и принимает заказы, составляет маршрутный лист. Развозим заказы я сам и еще двое человек. Сделали опцию бесконтактной доставки.
Разместили меню в инстаграме, добавили туда всю информацию для связи. Сейчас доделываем сайт, на котором тоже можно будет делать заказы.
Сохраняем контакт с клиентами. Несмотря на то, что мы потеряли гостей как B2B клиентов, все равно общаемся, когда делаем доставку, каждому пытаемся уделить внимание. Делаем спецпредложения, дарим подарки: например, на Пасху развозили крашеные яйца.
Привлекаем новых гостей. В основном работает инстаграм: мы каждый день делаем публикации, ведем прямые эфиры, проводим мастер-классы в аккаунте ресторана и в моем личном. И у нас резко возросла аудитория: сейчас нас смотрят порядка 15 тысяч человек. Также мы давали рекламу, просим своих подписчиков с большой аудиторией рассказывать о нас за бартер.
Мы подключили все виды доставки, которые только возможно: Яндекс.Еду, Delivery Club и т.д. Центральный рынок на Маросейке, где мы находимся, сделал свою доставку. Так у нас получилось порядка шести сервисов, и каждый по чуть-чуть работает.
Чек-лист. Что учесть при организации своей доставки
Расскажите постоянным клиентам о том, что собираетесь ввести новую услугу.
Сформируйте меню для доставки, определите территорию, в пределах которой будете работать.
Подберите упаковку для разных типов продуктов, а также тару, в которой будете их перевозить.
Закажите листовки с информацией о компании, фирменные наклейки.
Наладьте канал приема заказов (в мессенджерах, соцсетях, по телефону, по почте).
Оформите медицинские книжки для курьеров.
Решите, как будете принимать оплату.
Подготовьте инструкции для курьеров, а также назначьте ответственного за маршрутные листы.
Расскажите постоянным клиентам о новой услуге.
Выберите каналы продвижения и начните рекламную кампанию.
Что еще делают российские предприниматели, чтобы спасти бизнес, читайте в материале Антикризисные меры: что делают предприниматели, чтобы сохранить клиентов. А здесь мы подготовили еще 16 рекомендаций, как малому бизнесу пережить кризис.