Опыт зарубежных компаний: как бизнес противостоит кризису
Статья

Опыт зарубежных компаний: как бизнес противостоит кризису

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Кризис охватил весь мир, но предприниматели не сдаются. Недавно мы рассказывали о том, какие меры предпринимают российские бизнесмены, в этом материале — о шагах, которые делают иностранные компании.


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

1. Меняют канал продаж

Когда магазины закрыли, чтобы избежать больших потерь, опытные владельцы бизнеса изменили свою стратегию продаж.

Например, в Ухане косметическая компания Lin Qingxuan закрыла 40% своих магазинов, но более 100 консультантов бренда пришли в мессенджеры, такие как WeChat (китайский аналог Whatsapp, чтобы привлекать клиентов и увеличивать онлайн-продажи).

Harvard Business Review пишет, что «в результате продажи бренда в Ухае достигли 200% роста по сравнению с продажами предыдущего года».

Онлайн-курс

Секреты экспертных продаж

Смотреть курс

2. Перераспределяют ресурсы на другие виды деятельности

В сильно пострадавших от кризиса компаниях, таких как сети ресторанов и кафе, сотрудники не могли заниматься своей обычной деятельностью. Вместо увольнений и сокращений некоторые креативные китайские предприятия переключили сотрудников на другую важную деятельность, такую как планирование после кризиса, а некоторые даже «перевели» специалистов в другие компании.

Например, в ответ на резкое сокращение доходов более 40 сетей ресторанов, отелей и кинотеатров оптимизировали штат сотрудников. Они «поделились» этими сотрудниками с Hema, сетью супермаркетов, принадлежащей Alibaba, которая остро нуждалась в специалистах службы доставка из-за внезапного спроса на онлайн-покупки. Другие компании, в том числе Ele, Meituan и JD's 7Fresh, последовали этому примеру и тоже стали набирать работников, которые лишились своих мест в ресторанах.

Бесплатный курс

Критическое мышление и принятие управленческих решений

Смотреть курс

3. Используют командный подход

Многим компаниям приходится увольнять сотрудников, потому что они просто не способны больше платить зарплату. Некоторые применяют нестандартную стратегию. Как например, в американской компании по обработке платежей Gravity. Когда компания оказалась на грани банкротства или увольнения 20% коллектива, главный исполнительный директор Дан Прайс спросил своих сотрудников о том, что делать дальше.

«Как генеральный директор, я не верю в нисходящие решения», - сказал Прайс в Twitter. «Я провел 40 часов, разговаривая с каждым сотрудником о наших финансах и спрашивая идеи».

Обсуждая проблему, команда пришла к необычному решению: каждый сотрудник решил сам, на сколько он готов урезать свою зарплату, чтобы не пришлось увольнять те самые 20% компании. Причем, сотрудники с более высокими зарплатами согласились уменьшить свой доход значительнее, чем сотрудники с более низкими зарплатами.

4. Используют социальные сети для координации

Из-за удаленной работы и комплекса новых сложных задач многие китайские компании стали использовать социальные сети для координации работы сотрудников и партнеров.

Например, Cosmo Lady, крупнейшая в Китае компания по производству нижнего белья, инициировала программу, направленную на увеличение продаж через WeChat, привлекая сотрудников для продвижения в их социальные круги. Компания создала рейтинг продаж среди всех сотрудников (включая как председателя, так и генерального директора), помогая мотивировать остальных сотрудников для участия в инициативе.

Видео

Как вернуть боевой дух команде

Смотреть

5. Ищут новые возможности в онлайн

Кризис затронул все отрасли, но при этом есть сферы, где спрос вырос. К ним относятся электронная коммерция B2C (особенно модели «от двери до двери»), электронная коммерция B2B, услуги онлайн-конференций, социальные сети, производство гигиенических средств, медицинское страхование и другие группы продуктов. Некоторые предприниматели быстро мобилизировались для удовлетворения этих потребностей.

Например, тунисская служба такси IntiGo временно стала службой доставки. За 4 доллара в час компания доставляет продукты и другие товары покупателям.

Spiffy, американская служба чистки автомобилей "on-demand", запустила сервис для дезинфекции помещений и объектов.

В компании ChargedUp, которая специализируется на зарядных устройствах для телефонов, создали отдел CleanedUp, и теперь компания обеспечивает своих клиентов дезинфицирующими средствами для рук.

Онлайн-курс

Стрессоустойчивость в бизнес-среде

Смотреть курс

6. Запускают инновационный продукт

Кажется, что кризис закрыл все возможности даже для выживания бизнеса, тем более для новых продуктов. Но некоторые предприниматели стараются отвечать на запросы рынка и запускают продукты, с которыми традиционное производство не успевает справляться.

Компании 3D-печати, такие как Markforged и Formlabs из Массачусетса, стали выпускать средства маски, а также тампоны для носа, которые используют для тестирования COVID-19.

Маски для лица, напечатанные на 3D-принтере, легко запустить в производство, потому что файлы можно открыть для общего доступа, и им не нужно проходить тщательное тестирование, чтобы убедиться, что они соответствуют стандартам.

В более чем 100 больницах в США и за рубежом уже есть 3D-принтеры FormLabs, поэтому врачи-радиологи, хирурги уже пользуются этими устройствами, говорит Гаурав Манчанда, директор по здравоохранению компании. Около двух недель назад, по его словам, медики начали связываться с FormLabs с просьбой о помощи в производстве масок, которые в дефиците.

Курс

Разработка продукта: проверка и тестирование гипотез

Узнать

7. Готовятся быстро восстановиться

Если говорить об опыте Китая, то через шесть недель после первоначальной вспышки он, похоже, находится на ранних стадиях восстановления: увеличилось количество пробок на дорогах, а значит, движение людей и товаров возобновилось. Точно так же восстанавливается потребление угля — с 43% до 75% по сравнению с 2019 годом, что указывает на возобновление производства. Сделки по недвижимости, которые упали до 1% по сравнению с 2019 годом, с тех пор выросли до 47%.

Поэтому многие готовятся работать в полную силу. Например, одно из китайских туристических агентств сосредоточилось на долгосрочной подготовке. В компании не сократили количество персонала, но поощряли сотрудников использовать свое время для обновления внутренних систем, разработки новых продуктов и услуг, чтобы лучше подготовиться к возможному восстановлению.

Пока все находятся в напряженном ожидании, анализируя опыт иностранных и российских предпринимателей в борьбе с кризисом, ясно только одно: чтобы остаться на плаву, необходимо меняться и перестраиваться. И это касается не только компаний, на чьи товары исчез спрос, но и тех, кто наоборот получает все больше заказов. Большая нагрузка и недовольные клиенты, которых не устраивает уровень сервиса, — это тоже испытание на прочность.

Что еще делают российские предприниматели, чтобы спасти бизнес, читайте в этом материале Антикризисные меры: что делают предприниматели, чтобы сохранить клиентов. Здесь мы подготовили 16 рекомендаций, как малому бизнесу пережить кризис.

ТОП-5 материалов, обязательных к прочтению

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии