Кризис охватил весь мир, но предприниматели не сдаются. Недавно мы рассказывали о том, какие меры предпринимают российские бизнесмены, в этом материале — о шагах, которые делают иностранные компании.
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
1. Меняют канал продаж
Когда магазины закрыли, чтобы избежать больших потерь, опытные владельцы бизнеса изменили свою стратегию продаж.
Например, в Ухане косметическая компания Lin Qingxuan закрыла 40% своих магазинов, но более 100 консультантов бренда пришли в мессенджеры, такие как WeChat (китайский аналог Whatsapp, чтобы привлекать клиентов и увеличивать онлайн-продажи).
Harvard Business Review пишет, что «в результате продажи бренда в Ухае достигли 200% роста по сравнению с продажами предыдущего года».
2. Перераспределяют ресурсы на другие виды деятельности
В сильно пострадавших от кризиса компаниях, таких как сети ресторанов и кафе, сотрудники не могли заниматься своей обычной деятельностью. Вместо увольнений и сокращений некоторые креативные китайские предприятия переключили сотрудников на другую важную деятельность, такую как планирование после кризиса, а некоторые даже «перевели» специалистов в другие компании.
Например, в ответ на резкое сокращение доходов более 40 сетей ресторанов, отелей и кинотеатров оптимизировали штат сотрудников. Они «поделились» этими сотрудниками с Hema, сетью супермаркетов, принадлежащей Alibaba, которая остро нуждалась в специалистах службы доставка из-за внезапного спроса на онлайн-покупки. Другие компании, в том числе Ele, Meituan и JD's 7Fresh, последовали этому примеру и тоже стали набирать работников, которые лишились своих мест в ресторанах.
3. Используют командный подход
Многим компаниям приходится увольнять сотрудников, потому что они просто не способны больше платить зарплату. Некоторые применяют нестандартную стратегию. Как например, в американской компании по обработке платежей Gravity. Когда компания оказалась на грани банкротства или увольнения 20% коллектива, главный исполнительный директор Дан Прайс спросил своих сотрудников о том, что делать дальше.
«Как генеральный директор, я не верю в нисходящие решения», - сказал Прайс в Twitter. «Я провел 40 часов, разговаривая с каждым сотрудником о наших финансах и спрашивая идеи».
Обсуждая проблему, команда пришла к необычному решению: каждый сотрудник решил сам, на сколько он готов урезать свою зарплату, чтобы не пришлось увольнять те самые 20% компании. Причем, сотрудники с более высокими зарплатами согласились уменьшить свой доход значительнее, чем сотрудники с более низкими зарплатами.
4. Используют социальные сети для координации
Из-за удаленной работы и комплекса новых сложных задач многие китайские компании стали использовать социальные сети для координации работы сотрудников и партнеров.
Например, Cosmo Lady, крупнейшая в Китае компания по производству нижнего белья, инициировала программу, направленную на увеличение продаж через WeChat, привлекая сотрудников для продвижения в их социальные круги. Компания создала рейтинг продаж среди всех сотрудников (включая как председателя, так и генерального директора), помогая мотивировать остальных сотрудников для участия в инициативе.
5. Ищут новые возможности в онлайн
Кризис затронул все отрасли, но при этом есть сферы, где спрос вырос. К ним относятся электронная коммерция B2C (особенно модели «от двери до двери»), электронная коммерция B2B, услуги онлайн-конференций, социальные сети, производство гигиенических средств, медицинское страхование и другие группы продуктов. Некоторые предприниматели быстро мобилизировались для удовлетворения этих потребностей.
Например, тунисская служба такси IntiGo временно стала службой доставки. За 4 доллара в час компания доставляет продукты и другие товары покупателям.
Spiffy, американская служба чистки автомобилей "on-demand", запустила сервис для дезинфекции помещений и объектов.
В компании ChargedUp, которая специализируется на зарядных устройствах для телефонов, создали отдел CleanedUp, и теперь компания обеспечивает своих клиентов дезинфицирующими средствами для рук.
6. Запускают инновационный продукт
Кажется, что кризис закрыл все возможности даже для выживания бизнеса, тем более для новых продуктов. Но некоторые предприниматели стараются отвечать на запросы рынка и запускают продукты, с которыми традиционное производство не успевает справляться.
Компании 3D-печати, такие как Markforged и Formlabs из Массачусетса, стали выпускать средства маски, а также тампоны для носа, которые используют для тестирования COVID-19.
Маски для лица, напечатанные на 3D-принтере, легко запустить в производство, потому что файлы можно открыть для общего доступа, и им не нужно проходить тщательное тестирование, чтобы убедиться, что они соответствуют стандартам.
В более чем 100 больницах в США и за рубежом уже есть 3D-принтеры FormLabs, поэтому врачи-радиологи, хирурги уже пользуются этими устройствами, говорит Гаурав Манчанда, директор по здравоохранению компании. Около двух недель назад, по его словам, медики начали связываться с FormLabs с просьбой о помощи в производстве масок, которые в дефиците.
7. Готовятся быстро восстановиться
Если говорить об опыте Китая, то через шесть недель после первоначальной вспышки он, похоже, находится на ранних стадиях восстановления: увеличилось количество пробок на дорогах, а значит, движение людей и товаров возобновилось. Точно так же восстанавливается потребление угля — с 43% до 75% по сравнению с 2019 годом, что указывает на возобновление производства. Сделки по недвижимости, которые упали до 1% по сравнению с 2019 годом, с тех пор выросли до 47%.
Поэтому многие готовятся работать в полную силу. Например, одно из китайских туристических агентств сосредоточилось на долгосрочной подготовке. В компании не сократили количество персонала, но поощряли сотрудников использовать свое время для обновления внутренних систем, разработки новых продуктов и услуг, чтобы лучше подготовиться к возможному восстановлению.
Пока все находятся в напряженном ожидании, анализируя опыт иностранных и российских предпринимателей в борьбе с кризисом, ясно только одно: чтобы остаться на плаву, необходимо меняться и перестраиваться. И это касается не только компаний, на чьи товары исчез спрос, но и тех, кто наоборот получает все больше заказов. Большая нагрузка и недовольные клиенты, которых не устраивает уровень сервиса, — это тоже испытание на прочность.
Что еще делают российские предприниматели, чтобы спасти бизнес, читайте в этом материале Антикризисные меры: что делают предприниматели, чтобы сохранить клиентов. Здесь мы подготовили 16 рекомендаций, как малому бизнесу пережить кризис.