Мировая экономика с 2020 года находится в затяжном падении, как и прогнозировали эксперты. Говоря о российском рынке, приходится констатировать не столько спад, сколько стремительное падение в кризис. Каждый владелец бизнеса вынужден предпринимать радикальные действия, чтобы выжить в таких условиях. Пережить кризис поможет только одно ключевое действие — пересмотр и тотальный контроль над движением денежных средств бизнеса.
Предлагаем вам 16 советов, которые позволят свести в кризисное время дебет с кредитом — оплачивать по своим обязательствам позже, а получать деньги на счет быстрее.
Разберем 4 основных направления действий.
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Реклама. Рекламодатель: ПАО Сбербанк. Erid: 2RanymX7SfJ
Откройте расчётный счёт в Сбере и получите бесплатные сервисы для развития бизнеса
Открыть счет в СбереКак снизить или замедлить отток денежных средств из бизнеса
1. Избавьтесь или оптимизируйте постоянные расходы
Первый шаг, который необходимо сделать. Просмотрите список постоянных расходов и определите, от чего вы можете отказаться. Проведя аудит расходов, вы точно найдете позиции, без которых бизнес может спокойно функционировать.
Другой вариант оптимизации расходов — скорректировать бюджет по закупке расходников и материалов. Попробуйте передоговориться с поставщиками о новых объемах поставок и постоплате.
2. Сократите арендную плату
Аренда — одна из самых значительных статей ежемесячных расходов. Попробуйте обсудить с арендодателем новые условия по аренде: увеличьте срок договора в обмен на сниженную арендную ставку, сократите площадь арендуемых помещений. Если ваш договор аренды позволяет вам сдавать часть помещений в субаренду — найдите клиентов.
Обсуждайте возможные варианты с арендодателем и помните, что ваш оппонент тоже ведет бизнес. Ему будет невыгодно потерять вас в условиях кризиса, так как скорей всего на освобожденное вами помещение не скоро найдется новый арендатор. В переговорах акцентируйте внимание на том, что временное снижение арендной ставки выгодно обеим сторонам.
3. Попросите скидку у поставщиков
Кризис — время переговоров. Вам предстоит череда сложных разговоров, в том числе с постоянными подрядчиками и поставщиками. Ваша задача — выбить скидку на закупку материалов, расходников, услуг. Но необходимо заранее подготовиться: проведите анализ конкурентов ваших поставщиков и свяжитесь с ними. Узнайте, смогут ли они предоставить скидку, если вы начнете работу с ними. Как правило у менеджеров по продажам, которые работают с новыми клиентами, есть в запасе скидка для «новичков». Вам нужно просто попросить ее. Затем свяжитесь с действующими поставщиками и расскажите, какую скидку вам готовы предоставить их конкуренты и спросите, готовы ли они пересмотреть условия вашего сотрудничества для того, чтобы вы не уходили.
4. Избавьтесь от дополнительных или представительских расходов
Во времена подъема бизнеса вы начинаете тратить больше. Почему бы и нет — ваш бизнес может себе это позволить. Но когда доходы бизнеса сокращаются, важно думать дважды, покупать ли дополнительную кофемашину в офис или обновлять ремонт.
Главное в деле сокращения расходов не переборщить. Оставьте незначительные расходы, которые призваны поднять дух сотрудников. Сейчас вам необходимо сплотить персонал для того, чтобы они прошли этот кризис с вами бок о бок.
Поэтому отказываться от расходов, например, на праздничный торт в честь дня рождения ключевого сотрудника — не очень хорошая идея. Незначительные расходы на поддержание морального духа коллектива стоят того.
5. Арендуйте необходимое или покупайте б/у
Если вам необходимо все же что-то купить — будь то новое оборудование, мебель для новых сотрудников, подумайте о том, чтобы арендовать, купить б/у или взять в кредит. Возможно, в долгосрочной перспективе эти варианты — не лучшее решение, однако в кризисное время вам необходимо максимально сократить ежемесячные расходы и избегать крупных покупок. Если ваш бизнес обанкротится через 6 месяцев, будет уже не важно, что вы сэкономили, оплатив наличными сразу несколько новых компьютеров для сотрудников.
Когда дело касается выживания бизнеса, вы лишены роскоши совершать покупки оптимальные по качеству, цене и целесообразности. Сейчас главное — найти приемлемое и подешевле.
6. Воспользуйтесь отсрочкой платежей
Позвоните поставщикам и обсудите новые условия договора в плане оплаты. Например, договоритесь об отсрочке платежей на больший срок. Наличие денег в кассе пусть на несколько дней дольше может быть критичным для того, чтобы удержаться на плаву.
Если поставщики ни в какую не соглашаются увеличивать количество дней по отсрочке платежа, стоит предложить альтернативный вариант — просить скидку при ранней оплате.
Как увеличить или ускорить поступление денег
После ограничения расходов и других оттоков денежных средств из бизнеса необходимо приступить к следующему этапу и ускорить получение денег в бизнес. Если вы заметили падение доходов, срочно предпринимайте действия, чтобы переломить этот неприятный тренд.
7. Работайте с дебиторской задолженностью
Другими словами, собирайте долги. Особенно это касается организаций, работающих в сфере b2b. В благоприятные для бизнеса времена легко допустить ситуацию, когда клиенты задерживаются с оплатой, но во время кризисы у вас нет возможности смотреть сквозь пальцы на несоблюдение условий договоров.
Если клиент по каким-то причинам затрудняется оплатить счета, вполне вероятно, что ваша компания не единственная, кому он должен, и вам придется конкурировать с другими подрядчиками клиента, которые также ждут свои деньги. Будьте настойчивы.
8. Используйте принцип «Деньги сразу»
Предложите скидку за товар или услугу, если клиент предоставит предоплату, оплатит полностью или заплатит раньше. Если вы работаете с рассрочкой платежей, предлагайте их только постоянным клиентам.
9. Сохраняйте имеющихся клиентов
Сейчас самое время напомнить вашим покупателям, почему они выбрали именно вашу компанию или продукт. Если клиенты выбирают вас из-за цены, намекните, что ваши низкие цены приобретают особенное значение во времена экономической нестабильности. Если не можете обеспечить самую низкую цену и предлагаете продукт/услугу премиум качества или обеспечиваете высокий сервис, делайте акцент на имеющихся исключительных преимуществах — тогда цена не будет решающим фактором, и клиенты останутся с вами.
10. Сконцентрируйтесь на постоянных клиентах
Снижение количества новых клиентов для малого бизнеса — угроза дальнейшего существования, но потеря постоянных покупателей — это катастрофа. Как только вы заметили отток клиентов, действуйте незамедлительно — звоните, отправляйте письма, предлагайте акции постоянным клиентам, чтобы не потерять их.
В b2b-сфере, приглашайте клиентов для обсуждения существующих условий сотрудничества и будущих перспектив. Идите клиентам на уступки, делайте все возможное, чтобы они не ушли к конкурентам. Подписывайте долгосрочные договоры, как только появляется возможность.
Как перестроить бизнес с учетом кризиса
Во время кризиса рынок трансформируется. Люди меняют свои потребительские привычки, и вам необходимо под них подстраиваться.
11. Сокращайте запасы
Сколько денег запечатано в ваших запасах? Складские запасы могут лежать тяжелым грузом на бизнесе, поэтому избавляйтесь от них, превращая их в реальные деньги. Устройте ликвидацию складских запасов — придумайте акцию на самые непродаваемые товары, реализуйте их по себестоимости, но постарайтесь выручить с них как можно больше. Пусть в наличии будет меньше товаров, зато на вашем счету будет больше наличных денег.
12. Пересмотрите продуктовую линейку и рекламные кампании
Как уже говорилось выше, покупатели во время экономических спадов меняют свои потребительские привычки. Они хотят получить как можно больше с каждой покупки. Скорректируйте свое предложение — выделите как можно больше ценностей у продукта — и вы сможете пережить кризис.
Помните, что ценность не всегда только в низкой цене. Не поддавайтесь самому легкому и простому решению снизить цены, чтобы повысить спрос. Это не даст преимущество в долгосрочной перспективе. Всегда найдется компания, которая в кризисной ситуации срежет цену даже в ущерб своему доходу. Оставьте радикальное снижение цен на крайний случай и продумайте, как можно поменять рекламные сообщения, чтобы выделить другие преимущества продукта.
13. Ищите возможности, чтобы обойти конкурентов
Ваши конкуренты в море кризиса находятся в той же лодке, что и вы. Вы можете раскачать эту лодку, чтобы выбросить за борт ваших конкурентов, пойти на рискованный шаг, запустить новый или инновационный в вашей сфере продукт, чтобы занять долю рынка своих конкурентов и ускорить восстановление.
Будьте в курсе всех новостей индустрии, держите ухо востро, чтобы не оказаться на место выброшенного за борт игрока.
Как повысить продуктивность и производительность сотрудников
Сокращение сотрудников — радикальная и крайне неприятная мера, но она может спасти бизнес. Если без сокращений не обойтись, убедитесь, что сделаете это один раз, чтобы через полгода не пришлось повторять эту процедуру.
Если вы будете сокращать сотрудников частями, они будут в постоянном страхе. А напуганные люди малоэффективны.
Если вы видите, что сокращения неизбежны, не откладывайте их на последний момент. Во-первых, вы сможете обеспечить выходное пособие, во-вторых, оставшиеся сотрудники успокоятся, что они остались при своей работе, и сконцентрируются на том, чтобы выводить компанию из кризиса.
14. Сокращайте часы работы вместе с сокращением зарплаты
Если вы сокращаете размер зарплат на 10%, но в то же время просите сотрудников работать столько же, их это, во-первых, возмутит, во-вторых, они осознанно или подсознательно снизят свою производительность. Если вы хотите сократить зарплаты, то сокращайте их вместе с часами работы. Вы снизите расходы на фонд оплаты труда и сэкономите, а на продуктивности сотрудников сокращение рабочих часов не скажется.
Всем известен закон Паркинсона, гласящий «Работа заполняет время, отпущенное на нее». К тому же, если вы объясните сотрудникам, что принимаете подобные меры, чтобы никого не сокращать, заработаете доверие и лояльность со стороны коллектива.
15. Сократите свою собственную зарплату
Урежьте собственную зарплату (или даже больше — откажитесь от нее совсем на время) прежде, чем начнете урезать зарплаты своим сотрудникам. Они должны понимать, что вы как руководитель и владелец бизнеса жертвуете и рискуете гораздо большим, чем они. В противном случае попытки сократить ФОТ обернутся значительным уменьшением продуктивности всего персонала и пользы от них не будет.
16. Будьте заодно с сотрудниками
В кризис и тяжелые для бизнеса времена взаимоотношения владельца и сотрудников может спасти только политика открытости. Вы должны быть заодно с коллективом, чтобы вместе пережить кризис и выйти из него с минимальными потерями.
Покажите сотрудникам финансовые отчеты, объясните цифры, которые демонстрируют падение выручки и доходов. Поговорите с сотрудниками откровенно, что сейчас вы должны работать хотя бы на 10% больше и эффективнее, при этом тратя на 10% меньше, иначе через 6 месяцев все останутся без работы. Вовлечение сотрудников в решение проблем часто становится лучшей мотивацией в трудные времена.
Реклама. Рекламодатель: ПАО Сбербанк. Erid: 2RanykbqGDn
Станьте самозанятым через Сбербанк Онлайн и получите полезные сервисы за 0 рублей
Стать самозанятымВместо заключения
Удерживать бизнес на плаву в периоды кризиса и нестабильности тяжело, но возможно. Ставьте перед собой, бизнесом и сотрудниками реалистичные цели, планируйте, что будете находиться в «режиме выживания» как минимум полгода-год.
По материалам https://www.americanexpress.com/