Открыть бизнес
Как не нарушить права на чужой товарный знак
Статья

Как не нарушить права на чужой товарный знак

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Когда придумываете название компании, слоган и логотип, нужно убедиться, что такой же или очень похожий товарный знак не зарегистрирован, иначе вы рискуете попасть под санкции и штрафы. Как проверить, зарегистрирован ли товарный знак, и что делать дальше — рассказали эксперты компании «Консультант Плюс».


Разработчик справочной правовой системы КонсультантПлюс

Откройте ИП без уплаты госпошлины. Оставьте заявку и мы вам перезвоним👇

Реклама

🚀 🚀 🚀

Откройте ИП без уплаты госпошлины. Оставьте заявку и мы вам перезвоним👇

Открыть ИП онлайн

Если вы решили использовать в качестве обозначения слово, изображение, звук, запах, вкус, цвет или объемное, световое, изменяющееся, голографическое, осязательное обозначение, которое уже кем-то зарегистрировано как товарный знак (сходно с чужим товарным знаком), вам могут грозить следующие санкции:

  • уничтожение товаров и материалов с товарным знаком (контрафакта);

  • возмещение убытков или компенсация (от 10 тыс. руб. до 5 млн руб. или в размере двукратной стоимости контрафактной продукции);

  • административный штраф до 200 тыс. руб.

Дальше — пошаговая инструкция, которая поможет всего этого избежать.

Шаг 1. Найти товарные знаки, похожие на ваш

Прежде всего, необходимо понять, какие действующие или потенциальные товарные знаки можно противопоставить вашему обозначению. Возможно, у вас есть подозрения относительно конкретного чужого знака, но стоит составить полный перечень.

Для этого нужно провести поиск среди зарегистрированных и заявленных на регистрацию товарных знаков на сайте Роспатента (для российских знаков) и Всемирной организации интеллектуальной собственности (для международных знаков, действующих в России). Можно заказать платный поиск в Роспатенте.

Проблемы могут возникнуть только из-за актуальных заявок и товарных знаков. Если в реестре указано, что действие знака прекращено или что заявка отозвана (по ней отказано в регистрации), а срок обжалования этих решений истек, обозначение использовать можно.

Если заявка не отозвана и не отклонена, есть риск, что обозначение станет товарным знаком. Использовать его даже в период до регистрации опасно. Судебная практика по спорам о таких товарных знаках неоднозначна. Возможно, избежать ответственности не получится.

Видео

Как зарегистрировать товарный знак

Смотреть

Шаг 2. Оценить, насколько чужой товарный знак похож на ваш

Могут нарушить законодательство только абсолютно тождественные товарные знаки или очень близкие (в законе — «сходство до степени смешения»). Если совпадают отдельные элементы — это не нарушает авторское право. Сходство до степени смешения может пониматься вами и Роспатентом (или судом) по-разному. Возможность смешения – это риск ассоциации с чужим товарным знаком в целом (даже если есть отдельные отличия). Например, обозначения «Аттенливит» и «Аттенциавит» могут посчитать сходными до степени смешения, а «Медклаб» и «МеДентаклаб» таковыми, скорее всего, не признают.

Кроме того, важно, с какой именно частью чужого знака сходно ваше обозначение. Так, обозначение можно использовать, когда обнаруживается сходство только с неохраняемым элементом товарного знака. Узнать, есть ли у товарного знака неохраняемые части, можно из открытого реестра.

Если вероятность смешения вашего обозначения и чужого товарного знака высока, необходимо рассмотреть, однородны ли (относятся ли к одной группе) товары (работы, услуги), на которые распространяются знаки. Однородными товарами (работами, услугами) считаются такие, которые могут ассоциироваться с одним производителем. Например, платья, блузки, юбки, брюки, пиджаки будут однородными товарами, а спортивные комбинезоны и комбинезоны для защиты от огня могут признать неоднородными как товары разного назначения.

Если однородности нет, вы сможете использовать обозначение, несмотря на его совпадение с чужим товарным знаком. Единственное исключение — совпадение с общеизвестными товарными знаками, перечень которых есть на сайте Роспатента. В случае с такими товарными знаками однородность не учитывается — суду достаточно установить сходство до степени смешения.

Шаг 3. Выбрать стратегию

Если ваше обозначение очень похоже на зарегистрированный товарный знак товара той же категории — вы можете нарушить закон, лишиться товара и получить большой штраф. Чтобы не рисковать, вы можете действовать тремя способами:

  • Поменять логотип/название/слоган, устранив сходство с чужим знаком. Необходимо исключить возможность ассоциаций с другими обозначениями и сделать обозначение уникальным;

  • Зарегистрировать обозначение в Роспатенте, предварительно получив согласие правообладателя чужого товарного знака. Оно составляется в произвольной форме, но должно включать ряд обязательных сведений. Согласие нужно представить в Роспатент вместе с документами заявки;

  • Договориться с правообладателем об использовании его товарного знака на своих товарах (при оказании услуг, выполнении работ) или о передаче его знака вам. Бывает, что правообладатель не пользуются знаком и с радостью идет на такие сделки. Право использовать товарный знак в определенных пределах можно получить по лицензионному договору. В таком договоре могут быть ограничены срок, территория, способы использования знака, товары и услуги, в отношении которых он будет применяться. А можно попытаться договориться о передаче исключительного права на товарный знак в полном объеме (договор об отчуждении исключительного права), если правообладатель потерял интерес к использованию товарного знака.

Статья

Защита домена: зачем интернет-бизнесу товарный знак

Читать

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии