Многие боятся начинать бизнес из-за нестабильной экономики в России и частых кризисов. В этой статье основатель компании «Бизнес Молодость» Петр Осипов поделится своим мнением о том, насколько опасна экономическая нестабильность для начинающих предпринимателей и как вести бизнес в условиях неопределенности.
Бизнес-школа и сообщество предпринимателей России и СНГ
В России экономика была нестабильной всегда ― мы живем в состоянии кризиса со времен Советского союза. Многие любят говорить, что с тех пор все только ухудшается. На самом деле есть неоспоримый факт: где кризис, там развитие.
Кому вредит нестабильность экономики
Последствия рыночной нестабильности и падение спроса чувствуют на себе крупные игроки — компании с многомиллионными оборотами. Если говорить о малом бизнесе, его успех больше зависит от основателя проекта, чем от турбулентности в экономике и внешних факторов.
Маленькие компании могут быстро изменить правила игры и подстроиться под меняющуюся обстановку на рынке, ничего не потеряв. Когда убыточность бизнеса объясняют нестабильной экономикой сезонностью, большим числом конкурентов и другими подобными причинами, ― это перекладывание ответственности.
Почему предпринимателю важно быть гибким
Начинать бизнес в России проще, чем в Европе или США: у нас мало предпринимателей и огромный пустой рынок. О создании бизнеса думают многие, но создают его единицы.
С другой стороны, у предпринимателей в России больше рисков. Это связано со сложной налоговой системой, пристальным вниманием к предпринимателям со стороны государства, неожиданными проверками.
Но и это — плюс. В книге «Антихрупкость» экономист Николас Талеб объяснил: под давлением внешних факторов сильные системы становятся еще сильнее. В ситуации со стартом бизнеса этот принцип работает всегда.
Это связано с умением адаптироваться. Сложные внешние обстоятельства будут постоянно подталкивать предпринимателя быть гибким и искать новые решения: улучшать продукт, контролировать качество, продвигать продукт на новые аудитории и новые рынки. Тогда дело будет эволюционировать, станет со временем масштабнее и крепче.
«Хрупкий предприниматель» — тот, кто вовремя не адаптировался к новым рыночным условиям. Например, он начал что-то создавать и развивать, и у него уже есть успехи. При этом он не запустил вовремя контекстную рекламу, не вышел в интернет. Такой бизнес обречен на провал.
Как запустить успешный бизнес при нестабильной экономике
Если вы открываете бизнес в России, не стоит бояться турбулентности в экономике. Вот то, что действительно может повлиять на успех нового проекта:
Ценность продукта. Какая бы ни была экономическая ситуация, если ваш товар или услуга нужны людям — бизнес будет успешен;
Умение выстраивать бизнес-процессы. Начинайте делать то, что дается вам легко. Прежде чем браться за большой бизнес, попробуйте три-четыре проекта, на которых можно потренироваться и освоить бизнес-механику. Так вы научитесь выбирать востребованный продукт, упаковывать предложение, продавать, вести налоговый учет и т.д.;
Наставник. Можно учиться на своих ошибках, но быстрее — на чужих. Найдите человека, который зарабатывает сумму, которая является для вас желанной. Если будете делать, что он говорит, избежите большого количества ошибок.