Вам знакома ситуация, когда вы полностью погружены в бизнес, что не помните, когда в последний раз был полноценный выходной? Был ли у вас хотя бы день, за который вы ни разу не подумали о своем деле?
Бизнес настолько глубоко входит в жизнь предпринимателя, что мысли о нем не покидают ни на минуту. Но помимо бизнеса есть и другие сферы жизни, которым нужно уделять внимание — личная жизнь, семья, друзья, хобби.
Мы спросили у предпринимателей, как они справляются с нагрузкой и находят баланс между бизнесом и другими сферами жизни.
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Как не выгореть в бизнесе
Синдром выгорания — вот что ждет любого предпринимателя, если он будет тащить все на себе как локомотив 24 на 7. Запас энергии и энтузиазма рано или поздно заканчивается у всех, поэтому важно вовремя останавливаться, отдыхать и восполнять потраченный ресурс.
По мнению Снежаны Манько, основателя онлайн-школы FIN-SKILL.RU и спикера курса «120 секунд. Woman», лучшее для бизнеса, что может сделать собственник, когда чувствует усталость и истощенность, — это сделать паузу — заняться тем, что вернет энергию и рабочее состояние. Главное — знать, что вас наполняет. Это может быть прогулка, встреча с друзьями, занятия спортом.
Эмоционально и физически сильный предприниматель гораздо эффективнее усталого и измотанного.
«Я спрашиваю себя: “Что сейчас самое лучшее, что я могу сделать для своего бизнеса?” Иногда приходит ответ: отдохнуть, поехать в отпуск, или хотя бы пойти погулять или купить себе что-то красивое. Тогда я со спокойной душой и чистой совестью делаю, что хочу, потому что знаю — это лучшее, что я могу сделать для компании в данный момент. Такой подход переворачивает сознание», — рассказывает Снежана Манько.
Конечно, бывают периоды, которые требуют максимальной отдачи и концентрации от предпринимателя. Но напряженные отрезки времени должны сменяться обязательным отдыхом.
Как управлять людьми и не сойти с ума
По мере роста бизнеса увеличивается количество сотрудников. Только кажется, что с появлением людей, которым можно делегировать, становится легче. На деле нагрузка на предпринимателя увеличивается с каждым нанятым человеком, так как теперь сотрудников нужно контролировать и уделять время и внимание.
У тех предпринимателей, кто глубоко погружен в операционную работу, общение с сотрудниками может занимать все рабочее время.
Чтобы предприниматель не стал подчиненным своим же сотрудникам и не сошел с ума от ежеминутного общения, есть особый лайфхак, о котором рассказала Дарья Алексеева, основатель благотворительных магазинов Charity Shop.
«Я стараюсь коммуницировать напрямую с ограниченным количеством людей. Мой максимум — 5-6 человек, с которыми я разговариваю по 20 минут в течение дня. У каждого из этих 5-6 человек в управлении свои люди. На каждого — не больше 15 человек в подчинении. Например, есть управляющий московскими магазинами. У него 4 магазина, в каждом из них есть старший продавец, с которым он ведет дела».
Более того, для руководителей-интровертов есть все условия, чтобы сократить общение до минимума. Например, вместо звонков с вопросами «Как дела? Какие у вас показатели по выручке?» можно в течение дня отслеживать данные по Exсel-таблице. И только в случаях, когда выручка вызывает вопросы, звонить и задавать вопросы: «Что там у вас произошло?»
120 секунд.Woman
Три коротких лайфхака по работе с персоналом от спикеров «120 секунд.Woman»
ПосмотретьБаланс «Семья и бизнес»
Наконец, самое тяжелое в эмоциональном плане — дисбаланс между бизнесом и семьей.
Чаще всего предприниматели (неважно — мужчина или женщина) приносят в жертву бизнесу отношения с близкими. Происходит это незаметно: встреча с потенциальным партнером становится приоритетнее утренника у ребенка, «куча дел» начинают занимать вечернее время и выходные, так что ужин у родителей супруга/супруги откладывается «еще на неделю», да и сами отношения становятся все напряженнее, растет непонимание и увеличивается количество взаимных упреков.
Иногда происходят временные просветления, тогда недостаток внимания компенсируется подарками. Дети задариваются дорогими игрушками, семья может отправиться вместе в короткий отпуск, но вернувшись обратно, все возвращается на круги своя. Просветление проходит, а бизнес снова становится приоритетом номер один и полностью захватывает время и внимание предпринимателя.
Такое поведение ведет к тому, что отношения с близкими могут дойти до черты, после которой обратной дороги уже нет.
Системно изменить подобный подход и избежать дисбаланса помогают простые правила, о которых рассказала в курсе «120 секунд. Woman» Инесса Смирнова, основатель и президент компании «Фрайбест». Ниже несколько из них.
1. Семейные традиции священны
Определите внутри семьи, какие мероприятия ни в коем случае пропускать нельзя, чтобы никогда даже мысли о выборе между бизнес-встречей и семейным праздником.
2. Семейные обязанности у каждого члена семьи
У всех в семье должны быть свои обязанности, которые неукоснительно выполняются. Определите для каждого члена семьи — свои, и не забудьте про себя.
3. Полное переключение
Переступая порог дома, забывайте о рабочих задачах. Но и приходя в офис, выкидывайте домашние хлопоты. Старайтесь договориться с близкими, чтобы звонили или писали сообщения во время рабочего дня только в самых крайних случаях. То же самое проделывайте и с рабочими звонками и чатами. Разграничение рабочего и домашнего помогает сохранять максимальную эффективность и включенность в процесс в обеих сферах жизни. Это работает!
Вместо заключения
Жизнь многогранна. Нельзя допускать, чтобы одна из сфер полностью монополизировала время и внимание, даже если это ваше призвание, дело жизни или кормилец всей семьи.
Учитесь не только концентрироваться, но и расслабляться, помните о том, что семья главное место силы, а также не забывайте выделять время на каждую из сфер жизни. Если вы найдете свой баланс, бизнесу от этого будет только лучше.