Эксперты Русской школы управления — о том, почему работники начинают нарушать дисциплину и халатно относиться к обязанностям, чем это опасно для бизнеса и как быть с сотрудниками «в короне»
Бизнес-образование
В чем причина звездной болезни
Болезнь возникает, когда сотрудник полностью адаптировался к условиям труда и накопил профессиональный опыт. Ему становится скучно, и он начинает думать о том, в каком направлении развиваться и что делать дальше: претендовать на более высокую должность или сменить компанию.
Если в этот момент оставить работника при тех же должностных обязанностях и статусе, он почувствует себя экспертом, начнет экономить энергию и продолжит работать по накатанной колее. Он уже доказал свою эффективность, наработал базу клиентов и верит, что нужен компании больше, чем она ему.
Риски для бизнеса
Сотрудник может начать опаздывать, не соблюдать дресс-код или пропускать дедлайны. Своим примером он может заразить весь коллектив. В этом случае руководитель рискует потерять власть и рычаги воздействия на персонал. Если сотрудник профессионал своего дела и долгое время работает в компании, он может начать шантажировать руководителя своим увольнением. Тогда все силы будут направлены на его удержание в команде. В итоге вместо работы над стратегией руководитель вынужден будет заниматься разрешением конфликтов внутри команды и восстановлением своей репутации.
Что делать
Сотрудник со звездной болезнью — балласт для бизнеса. Но прежде чем увольнять работника, попробуйте вывести его из зоны комфорта.
Сделайте его наставником. Этот метод подойдет, если у сотрудника только начали проявляться первые признаки звездной болезни. Наставничество дает человеку ощущение ответственности за других. Куратор не может позволить себе опаздывать или не носить униформу — он должен быть примером для своих подопечных. Энергия сотрудника будет направлена в нужное русло: в роли наставника он должен будет успевать выполнять свои задачи и следить за исполнением обязанностей младших коллег.
Предложите ему новую должность. Например, можете назначить менеджера по продажам менеджером по работе с ключевыми клиентами. Этот способ подойдет, если сотрудник регулярно нарушает правила внутреннего трудового распорядка и уже начал заражать своим примером других. Так вы дадите другим сотрудникам понять: если они тоже хотят приходить на работу в свободной одежде или на десять минут позже начальника отдела, им придется взять на себя новые задачи и дополнительную ответственность.
Отправьте на обучение. Общаясь с коллегами по цеху и опытными преподавателями, сотрудник сможет взглянуть на свою работу со стороны и оценить реальное положение дел. Кроме того, он узнает о новых инструментах и техниках, которые способны действительно увеличить эффективность работы. Это должно подтолкнуть его к реализации новых идей и проектов.
Наймите сотрудника с такими же обязанностями. Конкуренция может стать отличным мотиватором. Она особенно хорошо работает с сотрудниками в сфере маркетинга и продаж, которые «по долгу службы» должны быть проактивными.
Вызовите на откровенный разговор. Объясните сотруднику, почему вас не устраивает, как он ведет себя в коллективе, какие могут быть последствия для бизнеса. Дайте ему обратную связь, сообщите свои ожидания и предложите варианты решения проблемы.
Если ни один из способов не сработал и сотрудник все также безответственно подходит к задачам, его нужно уволить.
Как предупредить звездную болезнь
Личное общение. Для профилактики звездной болезни, разговаривайте с сотрудниками не реже одного раза в квартал или в полугодие. При этом давайте им как положительную, так и негативную обратную связь. Даже если сотрудник делает все безукоризненно, иногда напоминайте ему о том, что впереди его ждет еще много нерешенных задач.
Новые проекты. Не давайте успешному сотруднику долго засиживаться в рамках одних и тех же обязанностей. Если видите, что текущие задачи даются легко, мотивируйте сотрудника на запуск новых проектов или расширение функционала.
Обучение. Регулярно отправляйте сотрудников на обучение. Приобретая новые знания и навыки, они не только повышают свой профессиональный уровень, но и получают дополнительную мотивацию к работе. Сразу после обучения они начинают перестраивать свои бизнес-процессы, менять рабочие привычки и претворять в жизнь новые идеи. Все это идет на пользу компании и не оставляет сотруднику времени на размышления о своей незаменимости.
Закрепим
Причины звездной болезни: сотрудник полностью адаптировался к условиям труда и накопил профессиональный опыт. Ему скучно выполнять те же обязанности, он начинает думать, что нужен компании больше, чем она ему.
Риски для бизнеса: сотрудник в короне может заразить своим примером других, и руководитель потеряет рычаги воздействия на персонал. Вместо того, чтобы работать над стратегией, предприниматель будет тратить силы на решение конфликтов и восстановление своей репутации.
Что поможет: наставничество, новые проекты и должность, профессиональное обучение, новый человек на ту же должность, регулярное личное общение.