Как не провалить стартап
Статья

Как не провалить стартап

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Управляющий партнер компании Center-Game Олег Панин — о том, почему большинство компаний закрываются на ранних этапах и как избежать этой участи


Предприниматель

Стартап — временная форма бизнеса, которая позволяет протестировать гипотезу и найти свою бизнес-модель. Пройти ее нужно как можно быстрее, пока конкуренты не ушли далеко вперед, а идея не потеряла актуальности.

Бесплатный сервис для старта бизнеса

Вы можете открыть бизнес удаленно — без уплаты госпошлины и без визита в налоговую

Подать заявку онлайн

Исследование CB Insights определило: 42% стартапов терпят поражение, потому что не знают, кто их клиент. Молодые компании экономят на анализе рынка и создают продукт, который никому не нужен. Другие факторы риска — ошибка в финансовом планировании, плохая команда и высокая конкуренция.

Причины провала стартапов, результаты исследования CB Insights.


Чтобы быстро вывести компанию на устойчивый уровень развития, используйте методику разработки продукта Customer Development. CustDev предлагает создавать прототипы и тестировать их на потребителе, чтобы как можно быстрее получить ответ на три главных вопроса:

  • какую проблему вы решаете

  • чью проблему вы решаете

  • сколько клиент готов заплатить за решение проблемы

По словам основателя методики Боба Дорфа, принцип CustDev и залог успешного стартапа — во фразе «Don't boil the ocean». «Не кипятить океан» значит не совершать лишних действий, исследовать рынок и попадать точно в цель.

Случайная встреча Олега Панина и Боба Дорфа в центре Москвы.

Найдите боль клиента

Чтобы стартап взлетел, ваше предложение должно точно отвечать запросам разных клиентских групп. В стенах офиса нет ответов, есть только идеи и предположения, поэтому ключевой призыв CustDev — «Get out of building» — выходите из здания.

Исследуйте вашу целевую аудиторию, создавайте прототипы в нескольких итерациях и только после этого выводите продукт на рынок. Сформулируйте несколько гипотез и протестируйте их.

Допустим, вы занимаетесь системами видеонаблюдения. Ваша целевая аудитория — это владельцы частных домов и предприниматели, которым нужно контролировать работу сотрудников. Разработайте для каждой группы разные предложения. Например, для частного дома подойдет пакет «камеры + сигнализация», чтобы хозяева могли спокойно уехать и не переживать о безопасности дома, а для продуктового магазина — только видеосистема, чтобы предприниматель мог видеть, чем занимаются его сотрудники.

Онлайн-сервис по регистрации бизнеса

Вы можете открыть бизнес удаленно и бесплатно — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Продумайте бизнес-модель

Если вы уверены в том, что продаете, начинайте тестировать разные бизнес-модели и каналы сбыта. Чтобы снизить риск ошибки и оптимизировать рабочий процесс, используйте шаблоны бизнес-моделирования. Самых популярных два:

  • бизнес-модель Александра Остервальдера

  • бизнес-модель Lean–canvas (больше подходит для SaaS-стартапов)

Заполните шаблоны и выберите оптимальный вариант для вашего бизнеса.

Шаблон бизнес-модели Александра Остервальдера.


Шаблон бизнес-модели Lean–canvas.

На начальном этапе сложная структурированная бизнес-модель не нужна — используйте упрощенный шаблон. Чтобы заполнить его, вам понадобится не более 20 минут:

Шаблон для описания идеи бизнеса.

Помимо шаблонов бизнес-модели есть и другие инструменты, которые помогут вывести продукт на рынок, например, MVP и модель монетизации. Подробнее о них можно почитать в этих книгах о CustDev:

Масштабируйте

CustDev и другие методики по развитию стартапа нужны, чтобы превратить идею в бизнес. Как только компания начинает приносить прибыль, реинвестируйте в ее развитие и создавайте стабильную долгоиграющую структуру.

Если денег в бизнесе недостаточно для быстрого развития, привлекайте свободных инвесторов или инвестфонды. Для этого вам потребуется «упаковать» проект — просто и лаконично рассказать о вашей идее, первых результатах и перспективах. Оценить привлекательность проекта для инвесторов и составить грамотную презентацию помогут эксперты Сбербанка. Экспертиза инвестиционных проектов от Сбербанка.

Если бизнес стабильно приносит прибыль, используйте методы CustDev, чтобы тестировать новые продукты как отдельные стартап-проекты, как поступили Uber, AirBnB и Alibaba. Они стали во главе быстроразвивающихся стартапов, которые меняют индустрии, и в их арсенале, кроме основного продукта, есть десятки сервисов, которые приносят дополнительную прибыль. Стимулируйте предпринимательство внутри компании: помогайте сотрудникам реализовать их идеи на базе своей инфраструктуры.

Методология CustDev.


Закрепим

Залог успешного стартапа — в продукте, который нужен рынку. Чтобы построить прибыльную компанию, придерживайтесь алгоритма разработки проекта.

  • Исследуйте целевую аудиторию.

  • Создайте прототип и протестируйте его (повторять, пока тест не покажет высокую востребованность продукта).

  • Разработайте индивидуальные предложения для каждого сегмента аудитории.

  • Составьте бизнес-модель.

Только после этого выводите ваш продукт на рынок — качественная предварительная работа сократит риски. Когда проект станет прибыльным, реинвестируйте в развитие и масштабируйте свой бизнес. Такой подход поможет надолго удержаться на рынке.

Бесплатный сервис для старта бизнеса

Вы можете открыть бизнес удаленно — без уплаты госпошлины и без визита в налоговую

Подать заявку онлайн

Поделиться

Оценить

4.81 балла

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии


СВ
Спасибо за статью
ЛТ
Очень понравилась статья, четко, понятно и по делу. Спасибо.

РА
Интересная статья
ВТ
Если на тест гипотезы нужны значительное время или деньги, то это значит, что ее нужно тестировать последней или тут стоит положиться на свое чутье? Конкретная ситуация, есть мобильное приложение, которое помогает легко находить специалиста в юридической сфере, сейчас подбираем сколько люди готовы платить за одну консультацию и каким способом. Для теста одного из методов монетизации нужно полгода и 200 тысяч - 1 миллион. Всего как стартапу предоставлена сумма в 10 миллионов.
ДВ
Статья - огонь!