Управляющий партнер компании Center-Game Олег Панин — о том, почему большинство компаний закрываются на ранних этапах и как избежать этой участи
Предприниматель
Стартап — временная форма бизнеса, которая позволяет протестировать гипотезу и найти свою бизнес-модель. Пройти ее нужно как можно быстрее, пока конкуренты не ушли далеко вперед, а идея не потеряла актуальности.
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнИсследование CB Insights определило: 42% стартапов терпят поражение, потому что не знают, кто их клиент. Молодые компании экономят на анализе рынка и создают продукт, который никому не нужен. Другие факторы риска — ошибка в финансовом планировании, плохая команда и высокая конкуренция.
Чтобы быстро вывести компанию на устойчивый уровень развития, используйте методику разработки продукта Customer Development. CustDev предлагает создавать прототипы и тестировать их на потребителе, чтобы как можно быстрее получить ответ на три главных вопроса:
какую проблему вы решаете
чью проблему вы решаете
сколько клиент готов заплатить за решение проблемы
По словам основателя методики Боба Дорфа, принцип CustDev и залог успешного стартапа — во фразе «Don't boil the ocean». «Не кипятить океан» значит не совершать лишних действий, исследовать рынок и попадать точно в цель.
Найдите боль клиента
Чтобы стартап взлетел, ваше предложение должно точно отвечать запросам разных клиентских групп. В стенах офиса нет ответов, есть только идеи и предположения, поэтому ключевой призыв CustDev — «Get out of building» — выходите из здания.
Исследуйте вашу целевую аудиторию, создавайте прототипы в нескольких итерациях и только после этого выводите продукт на рынок. Сформулируйте несколько гипотез и протестируйте их.
Допустим, вы занимаетесь системами видеонаблюдения. Ваша целевая аудитория — это владельцы частных домов и предприниматели, которым нужно контролировать работу сотрудников. Разработайте для каждой группы разные предложения. Например, для частного дома подойдет пакет «камеры + сигнализация», чтобы хозяева могли спокойно уехать и не переживать о безопасности дома, а для продуктового магазина — только видеосистема, чтобы предприниматель мог видеть, чем занимаются его сотрудники.
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнПродумайте бизнес-модель
Если вы уверены в том, что продаете, начинайте тестировать разные бизнес-модели и каналы сбыта. Чтобы снизить риск ошибки и оптимизировать рабочий процесс, используйте шаблоны бизнес-моделирования. Самых популярных два:
бизнес-модель Александра Остервальдера
бизнес-модель Lean–canvas (больше подходит для SaaS-стартапов)
Заполните шаблоны и выберите оптимальный вариант для вашего бизнеса.
На начальном этапе сложная структурированная бизнес-модель не нужна — используйте упрощенный шаблон. Чтобы заполнить его, вам понадобится не более 20 минут:
Помимо шаблонов бизнес-модели есть и другие инструменты, которые помогут вывести продукт на рынок, например, MVP и модель монетизации. Подробнее о них можно почитать в этих книгах о CustDev:
Масштабируйте
CustDev и другие методики по развитию стартапа нужны, чтобы превратить идею в бизнес. Как только компания начинает приносить прибыль, реинвестируйте в ее развитие и создавайте стабильную долгоиграющую структуру.
Если денег в бизнесе недостаточно для быстрого развития, привлекайте свободных инвесторов или инвестфонды. Для этого вам потребуется «упаковать» проект — просто и лаконично рассказать о вашей идее, первых результатах и перспективах. Оценить привлекательность проекта для инвесторов и составить грамотную презентацию помогут эксперты Сбербанка. Экспертиза инвестиционных проектов от Сбербанка.
Если бизнес стабильно приносит прибыль, используйте методы CustDev, чтобы тестировать новые продукты как отдельные стартап-проекты, как поступили Uber, AirBnB и Alibaba. Они стали во главе быстроразвивающихся стартапов, которые меняют индустрии, и в их арсенале, кроме основного продукта, есть десятки сервисов, которые приносят дополнительную прибыль. Стимулируйте предпринимательство внутри компании: помогайте сотрудникам реализовать их идеи на базе своей инфраструктуры.
Закрепим
Залог успешного стартапа — в продукте, который нужен рынку. Чтобы построить прибыльную компанию, придерживайтесь алгоритма разработки проекта.
Исследуйте целевую аудиторию.
Создайте прототип и протестируйте его (повторять, пока тест не покажет высокую востребованность продукта).
Разработайте индивидуальные предложения для каждого сегмента аудитории.
Составьте бизнес-модель.
Только после этого выводите ваш продукт на рынок — качественная предварительная работа сократит риски. Когда проект станет прибыльным, реинвестируйте в развитие и масштабируйте свой бизнес. Такой подход поможет надолго удержаться на рынке.
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды