Невидимый музей: как открыть социальный стартап
Статья

Невидимый музей: как открыть социальный стартап

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Соучредитель «невидимого музея» — о разнице между социальным бизнесом и благотворительностью, нестандартной системе сбора NPS и субсидии в размере 37,5 тысяч рублей.

«Прогулка в темноте» — это музей, который погружает в мир слепых. Пройдя вместе с незрячим гидом через специально смоделированные улицу, бар, музей, квартиру и лавку, посетители музея понимают, каково это — жить на ощупь. На второй, «светлой» части экскурсии гиды отвечают на вопросы и делятся с гостями особенностями своей жизни. Проект развивает толерантность, напоминает о незащищенных слоях общества, а еще трудоустраивает людей с инвалидностью по зрению: на сегодняшний день в музее работают 9 гидов.

Одна из основателей музея Елена Стахеева рассказала, как заставить социальный бизнес работать и приносить прибыль.


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Елена Стахеева, соучредитель музея «Прогулка в темноте».

Разработать идею

«Прогулка в темноте» началась с желания четырех приятелей создать совместный проект. Елена Стахеева работала тогда в бизнес-школе Сколково, еще два партнера в крупных банках, один — в коммуникационной сфере. Они точно понимали, что хотят открыть не IT-стартап или сервис, а локацию — место, куда можно прийти.

Друзья наткнулись на идею «невидимого музея», и решили открыть такой в Москве. За границей подобные бизнесы уже работали: гамбургский «Диалог в темноте», например, открыл 17 филиалов по миру. Сначала сомневались: готова ли московская аудитория говорить о незрячих и с ними общаться. А когда сами побывали в «невидимом музее» в Европе, настолько впечатлились, что решили во что бы то ни стало открыть похожее место в Москве.

Мы хорошо понимали, что это будет сложно продавать: нужен будет правильный подход, правильная подача. Но те эмоции, которые мы испытали во время посещения музея, стоили любых усилий.

Елена Стахеева

Выбрать бизнес-модель

Сначала партнеры хотели открыть музей по франшизе. Это логичный и разумный ход для начинающих предпринимателей, считает Елена. Но в их случае этот вариант не прошел: начался кризис, и цена на франшизу выросла в два раза. Стало понятно, что проект будет окупаться слишком долго, поэтому решили делать все сами, без подсказок и инструкций.

Если собираетесь работать по модели франчайзинга, учитывайте, что продавцы франшиз любят приукрасить факты. Европейские коллеги нам сказали, что пять тысяч человек в месяц — средняя проходимость в таком музее, а фактически это нереальная цифра. На три–три с половиной тысячи выйти можно, а пять — уже потолок.

Елена Стахеева

Сейчас партнеры о своем решении не жалеют, а в будущем планируют масштабировать проект: выйти в регионы и создать большую сеть. Будет это формат франшизы, или собственные точки — пока не решили. Чтобы думать об этом всерьез, нужно убедиться в устойчивости бизнес-модели и хотя бы один год закрыть с достаточной прибылью. Елена видит большой потенциал для развития проекта в небольших городах, от трехсот тысяч жителей до миллиона: там конкуренция за организацию досуга меньше. К тому же, можно создать большой поток школьных экскурсий. В небольших городах такие экскурсии проще согласовать с властями, чем в Москве, да и добраться куда-то целым классом легче.

Вход в музей «Прогулка в темноте».

Учредители компании изначально решили создавать проект, который будет помогать людям и расширять рамки их восприятия мира, но благотворительностью заниматься они не хотели.

Социальное предпринимательство — это другое, мы не играем на милосердных чувствах людей, а строим изначально такую модель, которая сможет существовать без всяких пожертвований. Да, мы инвестируем много своих денег в проект, но эти вложения планируем вернуть. На рынке сейчас много проектов, которые громко говорят, что на социальных инициативах нельзя зарабатывать ни в коем случае. Но я считаю, это совершенно бесперспективная модель.

Елена Стахеева

У «Прогулки в темноте» есть конкретная социальная миссия: рассказать людям об инвалидности и поменять их точку зрения на эту проблему. Основатели проекта уверены, что этого эффекта можно добиться только построив устойчивую бизнес-модель. Для того, чтобы организация существовала долго, она должна как минимум сама себя окупать. Прибыльный проект быстро распространится по городам и будет решать проблему более глобально.

«Темная» часть экскурсии в музее «Прогулка в темноте».

Подобрать персонал

Задача с подбором персонала сначала казалась сложной и даже пугающей: партнеры не представляли, где найти и как отобрать незрячих гидов для музея. На помощь пришла РООИ «Перспектива» — эта организация отстаивает права инвалидов, улучшает их условия и добивается полного включения этой категории граждан во все сферы общественной жизни. Они привели кандидатов и организовали собеседования. А критерии идеального гида партнеры продумывали сами. Учитывали разные мелочи и детали: пришел ли человек вовремя на встречу, самостоятельно ли он добрался, опрятно ли одет, приятно ли с ним разговаривать — вплоть до того, может ли он шутить. «Работа гида сложная и ответственная. От нее зависит 90% впечатлений, которые получает человек», — объясняет Елена.

В итоге из 60 кандидатов выбрали 10, и очень удачно: половина из них работают в компании до сих пор. Сейчас кандидаты в основном приходят через знакомых, а система отбора осталась примерно та же, на работу устраивается один из восьми–десяти кандидатов. В компании сегодня работают 15 сотрудников, 9 из них люди с инвалидностью по зрению.

Вторая, «светлая» часть экскурсии в музее.

Внедрить систему контроля качества

Чтобы понимать, насколько посетители остаются довольны экскурсиями, в компании собирают и анализируют NPS. Это индекс потребительской лояльности, он показывает, с какой вероятностью от 0 до 10 клиент порекомендует товар или услугу друзьям. NPS помогает бизнесам работать над качеством сервиса, сегодня такой или подобные метрики отслеживают на любом конкурентном рынке.

Учредители «Прогулки в темноте» такую обратную связь получают через смс, с помощью специального сервиса: через полчаса после экскурсии посетителю приходит сообщение с просьбой оценить услугу по шкале от 0 до 10. Номера клиентов сейчас узнать несложно, 70% посетителей покупают билет через интернет и оставляют контакты при заполнении формы.

У нас очень высокий NPS: в районе 90%. Иногда бывают низкие оценки, и на них нужно сразу реагировать. Если клиент по какой-то причине поставил 0 или 2, значит, что-то произошло. Лучше ему позвонить и узнать, в чем дело.

Елена Стахеева

Такая система позволяет оценивать качество работы команды в целом и работу каждого гида, а для начинающих это очень важно. Сразу видно: развивается сотрудник или нет. К тому же, NPS показывает общее настроение в команде: если все устали в горячий сезон — например, после нового года, — NPS падает.

Привлечь клиентов

Привлечь первых клиентов было несложно: музей открылся вместе с торговым центром, и посетителей заходило много. Неделю работали бесплатно, и за это время «Прогулку в темноте» посетили около 500 человек. В тестовый период у посетителей брали обратную связь, дополняли и улучшали продукт; что-то доделывали, что-то переделывали. За эту же первую неделю на экспозиции развалилось все, что могло развалиться, большой поток — серьезная нагрузка.

После работали уже за деньги, и раскручиваться пробовали по всем фронтам. Хорошо сработали досуговые сайты: на них люди заходят, когда хотят куда-то сходить, а это как раз целевая аудитория проекта. Пробовали продвижение в соцсетях, но оно сработало плохо. Также о музее выходило много статей, измерить эффект от них невозможно, но они помогли развить узнаваемость бренда.

Сейчас основной клиентский поток приходит через сарафанное радио. Это подтверждает высокий NPS — люди охотно рекомендуют Прогулку в темноте близким и друзьям. На втором месте по эффективности остаются досуговые сайты, еще часть клиентов приходят через соцсети.

Посетители музея.

Выйти на операционную прибыль

Начальные инвестиции проекта — 12 миллионов рублей, а с учетом кассового разрыва на старте — 14 миллионов. Окупать свои расходы музей начал через полгода работы. Текущий год по прогнозам будет закрыт с коэффициентом окупаемости ROI 30%.

Основной поток выручки — входной билет в музей. Экскурсия длится час-полтора, за месяц приходят в среднем две тысячи человек. А максимальная возможная проходимость — 7 000 человек в месяц, над ней еще можно работать.

Провести работу над ошибками

К старту проекта готовились очень тщательно. Проводили расчеты, выверяли бизнес-модель. «Один из моих партнеров инвест-банкир, и он составил такую табличку в Excel, которая открывалась минут пять, у меня даже подвисал компьютер. Там было все очень сложно, с кучей предположений и стресс-тестов», — рассказывает Елена.

Однако без просчетов не обошлось. Первое, чего не учли — колоссального количества различных занятий для людей в Москве. Прямых конкурентов у музея нет, но конкурировать за свободное время людей приходится и с развлекательной, и с образовательной индустриями. Этого не учли — поэтому заложили изначально не те цифры.

«Прогулка в темноте» как-то участвовала в эксперименте по созданию рабочих мест для людей с инвалидностью от Департамента соцзащиты Москвы. Потратили кучу сил и времени, но результат ожиданий не оправдал.

Нам стало любопытно, что из этого выйдет, и мы решили попробовать. Заполняли огромные анкеты, такую активность развели, и в финале — получили субсидию в размере 37 500 рублей. Да, усилия явно не оправдали результат. И судя по тому, что эксперимент не продолжили на новый год, департамент тоже не посчитал этот опыт успешным.

Елена Стахеева

Статья

10 способов получить помощь от государства

Читать

Тем, кто хочет запустить свой бизнес Елена советует проверять все цифры: если кто-то говорит, что их посещаемость 50 человек в день, посадите человека перед входом и поручите ему посчитать. Действительно ли это 50 человек в день? Фактически может быть 10 человек. Люди любят приукрашивать факты, особенно когда общаются со СМИ. Не верьте красивым словам, лучше проведите исследование вашей ниши, целевой аудитории и конкурентов — тогда на входе у вас будут более правильные представления о прибыльности планируемого предприятия.

Вторая рекомендация отчасти противоречит первой: Елена советует не медлить на старте, а просто брать и делать. В процессе может выясниться, что ваш бизнес не совсем про то, на что вы рассчитывали изначально. Он может трансформироваться во что-то другое, даже более полезное и нужное, пока вы будете его создавать. Вокруг будут разные люди, которые будут давать свои рекомендации. Слепо верить им не нужно, но прислушаться к обратной связи стоит. Часто советы бывают толковыми и ценными.

Закрепим

Итак, чтобы открыть подобный социально-предпринимательский проект вам нужно:

  • Найти идею бизнеса, которая будет воодушевлять вас и принесет ощутимую пользу обществу. Изучите зарубежный опыт: возможно, кто-то уже придумал идеальный для вас стартап.

  • Разработать бизнес-модель. Для этого продумайте механики монетизации: социальный бизнес должен сам обеспечивать свое существование. Если вы новичок в бизнесе, подумайте о покупке франшизы — так начать будет проще.

  • Просчитать, какие инвестиции понадобятся для старта, и заложить их в финансовую модель. Учитывайте: для того, чтобы выйти на самоокупаемость, может понадобиться время и дополнительные вложения.

  • Провести подробное исследование рынка, аудитории и конкурентов. Это не даст полной гарантии того, что вы не допустите ошибок, но даст комплексное понимание сферы и поможет минимизировать риски.

  • Подобрать персонал. Если ваш стартап предполагает трудоустройство незащищенных слоев общества, обратитесь в специальные организации, которые с ними взаимодействуют. Такое сотрудничество может значительно облегчить задачу подбора кадров. Чтобы не допустить ошибок, внимательно проработайте критерии отбора.

  • Внедрить аналитику. Подумайте, какие показатели самые важные для вашего бизнеса, и разработайте механику сбора этих данных.

  • Настроить входящий трафик. На старте попробуйте максимальное количество каналов продвижения. Только опыт покажет, какие сработают в вашем случае.

Поделиться

Оценить

4.89 балла

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии


ДМ
Интересный проект. Идея просто отличная. Спасибо, что поделились с нами
ЛА
Интересная статья
ЕВ
Здорово, особенно про «прогулку в темноте»