Открыть бизнес
Цифры подскажут: как использовать аналитику в бизнесе
Статья

Цифры подскажут: как использовать аналитику в бизнесе

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Чтобы выбрать удачную стратегию развития бизнеса, достаточно проанализировать несколько простых показателей. Внутреннее ощущение может подвести, а цифры не соврут.

Разберем на примере. Предположим, вы владелец магазина. Его товарооборот за первый квартал текущего года снизился на 26% по сравнению с первым кварталом прошлого года. Это показатель LFL (like for like) – объем продаж за аналогичный период.

Чтобы разобраться, почему это произошло, выпишем показатели за оба периода, непосредственно влияющие на прибыль:


Бизнес-тренер

  • Конверсия

  • Количество чеков

  • Средний чек

  • Объем продаж

Анализируем, получаем 5 причин снижения выручки:

  1. Количество потенциальных покупателей сократилось на 22%, то есть трафик значительно снизился;

  2. Количество покупателей отказавшихся от покупки в магазине выросло на 8%, конверсия уменьшилась;

  3. Количество наименований продукции в чеке сократилось на 9%;

  4. Количество единиц продукции каждого наименования снизилось на 11%;

  5. При этом средняя цена товара выросла по сравнению с прошлым годом на 24%.

Для удобства переносим данные в таблицу и работаем с каждым показателем.

Таблица для анализа ключевых показателей

1. Исправляем снижение трафика

Находим причины оттока клиентов? Устраиваем брейншторм, получаем:

  • Конкуренты открыли новый магазин рядом и оттянули часть трафика к себе;

  • Около вашего магазина началась стройка и покупателем неудобно добираться;

  • У конкурентов постоянно проходят промоакции;

  • В магазине очень узкий ассортимент;

  • Плохая работа продавцов.

Далее прописываем план действий. Как можно увеличить поток покупателей в магазин?

  • Усилить промоактивность;

  • Расширить ассортимент;

  • Обучить продавцов и поменять систему мотивации;

  • Расставить указатели по пути в магазин;

  • Увеличить бюджет на рекламу.

2. Решаем проблему с низким количеством единиц одного наименования в чеке

Что влияет на данный показатель?

  • Завышенные цены. Покупатель очень быстро может сравнить цены на известные товары. Если они сильно отличаются от цен конкурентов, то покупки будут единичными;

  • Плохая выкладка товаров в зале. Если вы не позаботились о правильном представлении импульсных товаров, дополнительных промозонах, то этот показатель будет низким.

Решение проблемы:

  • Пересматриваем ценовую политику;

  • Выравниваем цены после мониторинга конкурентов;

  • Меняем выкладку товара в зале. Импульсные товары, провоцирующие покупку, размещаем на маршруте покупателя по торговому залу;

  • Организовываем дополнительные выкладки наиболее востребованных товаров на видных местах;

  • Выводим из матрицы товары плохого качества.

3. Исправляем сокращение наименований в чеке

Клиенты в магазине есть, но они покупают не больше 1—2 наименований. В чем причина?

  • Низкое качество обслуживания;

  • Постоянно длинные очереди в кассу, грубость или даже хамство продавцов, игнорирование просьб о помощи в каких-либо вопросах;

  • Недостаток информации в торговом зале. Покупатель долго ищет товар, за которым пришел в магазин, в зале нет навигации и информации о том, где какой товар находится;

  • Отсутствие определенных групп товара. Молодая мама, придя в магазин, будет рада вместе с детским питанием купить памперсы и влажные салфетки для ребенка;

  • Отсутствие Программы лояльности. Покупатель не понимает, почему он должен постоянно ходить в ваш магазин, если не получает дополнительных льгот и спецпредложений.

Как исправить ситуацию?

  • Улучшаем качество обслуживания покупателей;

  • Размещаем указатели и таблички с названиями отделов и групп товаров в магазине;

  • Разрабатываем и внедряем Программу лояльности;

  • Вводим новые товарные группы и категории в ассортиментную матрицу.

4. Работаем со снижением конверсии

Это значит, больше покупателей, зайдя в магазин и посмотрев на витрины, уходят без покупок. Причин может быть несколько:

  • В магазине много неходовых позиций. Это отпугивает покупателей;

  • Отсутствуют популярные новинки. Покупатель, увидев рекламу нового товара, хочет найти его на витрине вашего магазина;

  • Грязь, препятствия в торговом зале;

  • Ошибки в мерчандайзинге. Покупатель не может найти в зале нужный ему товар;

  • Полупустые прилавки и стеллажи. Верный признак того, что у вас неправильно выстроена работа с поставщиками и не организована своевременная доставки.

Что делаем?

  • Меняем ассортиментную матрицу;

  • Выводим неликвиды;

  • Наводим порядок в торговом зале;

  • Меняем освещение и выкладку товаров;

  • Вводим в ассортимент новинки;

  • Налаживаем работу с поставщиками;

  • Выстраиваем грамотную логистику.

Закрепим

Если выручка упала, не нужно сразу снижать цену и работать за крохотный процент. Попробуйте провести анализ ключевых показателей.

  1. Выпишите все показатели, влияющие на прибыль;

  2. Найдите причины того, что они ухудшаются или не меняются на протяжении долгого времени;

  3. Пропишите мероприятия по исправлению ситуации с указанием конкретных сроков;

  4. Не забудьте назначить ответственных сотрудников по каждому мероприятию.

Введите бо́льшую часть мер, открытых в ходе брейншторма, и результат вас порадует. Такой подход вводит в ваш бизнес системность. Его важно проводить регулярно, а результаты доводить до каждого сотрудника.

Поделиться

Оценить

4.94 балла

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии


-
Спасибо.
-
А как это применить к продаже услуг b2b? Непонятно.