Анастасия Березенец, владелица кафе «Тайяки» в Санкт-Петербурге, рассказала о своем опыте реализации проекта с помощью народного финансирования, основанного на добровольных взносах.
В 2015 году Анастасия Березенец открыла кафе «Тайяки» — первое в Санкт-Петербурге заведение с настоящим японским стритфудом: тайяки (печеньем в виде рыбок с сытными и сладкими начинками) и онигири (треугольничками из риса с добавлением лосося, креветок, водорослей и других ингредиентов).
Через три с половиной месяца стало ясно: площади в 14 кв. м с четырьмя посадочными местами недостаточно. Гости хотели не просто взять блюдо с собой и уйти, а остаться в кафе, чтобы передохнуть. Поэтому девушка начала искать деньги на открытие второй точки.Я
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Анастасия планировала арендовать зал от 100 кв. м, сделать в нем ремонт, установить новую технику и организовать 20 посадочных мест. На все это требовалось минимум 2 000 000 рублей. Анастасия продала комнату в квартире в центре Санкт-Петербурга, но денег все равно не хватало. Возможность привлечения серьезного инвестора она не рассматривала — была уверена, что есть иной выход. Так, в 2016 году ей посоветовали запустить сбор денег через краудфандинг на Планете.ру.
Площадка и сроки
В России работают три популярных краудфандинговых площадки: Кикстартер, Бумстартер и Планета.ру. В 2016 году наиболее выгодными были условия Планеты.ру: получить деньги по итогам проекта можно было, собрав не менее 50% от заявленной суммы. В случае если собранные средства составляли от 50 до 99%, комиссия площадки равнялась 15%, от 100% и более — 10%. По словам менеджеров Планеты.ру, оптимальный срок краудфандинговой кампании — три месяца. За это время можно сфокусироваться на задачах, привлечь необходимые ресурсы и протестировать успешность идеи. Сборы продолжительностью до полугода, напротив, свидетельствуют об отсутствии интереса к идее как у авторов, так и у потенциальных «акционеров». Анастасия запустила кампанию по сбору средств на два с половиной месяца: с 13 мая по 1 августа 2016 года.
Подготовка компании
Честно ответить себе на вопрос: зачем я делаю этот проект? У Анастасии ответ на него был всегда: «Создать уголок настоящей Японии в России. Дать людям место, куда можно прийти и почувствовать атмосферу Страны восходящего солнца, поностальгировать о былом путешествии или помечтать о будущем. И конечно же, попробовать аутентичную кухню».
Понять, что отличает компанию от конкурентов. Команда «Тайяки» с первого же дня открытия двигалась к главной цели проекта вместе с гостями, которые в том числе принимали участие в оформлении заведения. В итоге в Санкт-Петербурге появилось не просто очередное японское кафе, а целое сообщество людей, заинтересованных в том, чтобы создать уголок Японии в России.
Прописать акции. Для этого важно понимать свою целевую аудиторию. Анастасии повезло, она идеальный представитель своей же целевой аудитории: любит Японию, увлекается ее культурой, чтит традиции. Поэтому девушка подбирала акции исходя из того, что сама хотела в них видеть, и активно использовала уже имеющиеся ресурсы. В том числе обратилась за помощью в создании подарков к мастерам японских ремесел, партнерам и единомышленникам, которые с удовольствием поддержали проект.
Описать проект. Главное здесь — честно рассказать о своей цели и объяснить пользу проекта. Если после прочтения материала у представителя вашей целевой аудитории возникли вопросы, важно внести изменения в описание.
Снять видеоролик. И с этим вполне можно справиться своими силами. Анастасия нашла знакомого оператора, выучила подготовленный текст, продумала, какие части кафе будут нужны для съемок, и подготовила их вместе с командой.
Кампания
Проработать людей, которые помогут собрать первые деньги. Анастасия решила обратиться за поддержкой к друзьям, родителям, бывшим коллегам, хорошим знакомым и посетителям кафе. Она раскладывала листовки в заведении, публиковала посты о кампании в своей группе ВКонтакте и отправляла личные сообщения.
Размещать посты в тематических группах ВКонтакте. Поскольку целевая аудитория кафе «Тайяки» — люди, которые увлекаются японской культурой, Анастасия договаривалась о публикациях с такими группами, как «Удивительная Япония», «Япония изнутри», «Япония, давай дружить». Многие размещали информацию бесплатно, другие — за плату в районе 400 рублей.
Участвовать в тематических конкурсах. Анастасия подала заявку на участие в японской телепередаче «Поддержим тех, кто хочет поехать в Японию», и уже через неделю к ней приехала съемочная команда канала ТВ Токио. Сюжет о ее кафе вышел в эфир, а самой героине оплатили поездку в Японию, где познакомили с владельцем старейшего тайяки-кафе. Он обучил Настю своему мастерству и поделился рецептами приготовления традиционных японских блюд.
Результаты
Заявленная сумма для реализации проекта — 500 000 рублей, сумма собранных средств по факту — 651 000 рублей. Комиссия Планеты.ру в итоге составила 10% от суммы (65 000 рублей). На налоги по упрощенной системе налогообложения (при регистрации ИП) ушли еще 6% (39 000 рублей).
За два с половиной месяца 59 человек купили 95 акций. Акции стоимостью до 5 000 рублей принесли в сумме 41 700 рублей, один из акционеров внес 10 000 рублей через опцию «Без награды». Судьбу проекта решили два акционера. Первый — петербуржец, посетитель кафе, который перечислил Анастасии 300 000 рублей на старте кампании и 150 000 рублей — в конце. Когда девушка позвонила ему, чтобы узнать, какой подарок он хочет, то получила ответ: «Ничего не хочу. Часто к вам хожу и хочу, чтобы вы поскорее открылись и продолжали делать настоящие японские блюда». Вторым судьбоносным для кампании акционером стал японец. Он увидел Настю по токийскому телевидению, впечатлился тем, что в России кто-то делает тайяки, и перечислил ей 100 000 рублей.
Ошибки и выводы
Анастасия считает, что собрала деньги благодаря любви к проекту, высокой работоспособности и поддержке близких. Но часто это далеко не все, что нужно. Специально для читателей Деловой Среды она составила список из ключевых ошибок и их решений, который поможет улучшить результат кампании.
Ошибка | Решение |
Отсутствие планирования. Анастасия уделяла краудфандингу каждую свободную минуту своего времени. | Подробное планирование до старта проекта. Анастасия рекомендует расписывать каждую неделю. Держать в уме нужно два главных момента: сумма и четкий план действий, необходимые для успешной реализации кампании. |
Ведение кампании в одиночку. Команда Анастасии была очень загружена – не было возможности поручить часть задач по кампании коллегам. | Распределение обязанностей. Анастасия советует найти специального человека, ответственного за кампанию, или распределить часть задач между сотрудниками. |
Продвижение в небольшом количестве групп ВКонтакте. Девушка размещала посты о сборе средств на открытие второй точки всего в десяти группах. | Проведение масштабной пиар-кампании. Анастасия рекомендует публиковать посты в нескольких социальных сетях, у блогеров, в СМИ. |