Скептики утверждают, что «дружба дружбой, а бизнес бизнесом», и не верят в то, что возможно работать на друзей или брать у них деньги на развитие своей компании. Рассказываем о предпринимателях, которые заняли деньги у друзей, открыли свой бизнес и не поссорились с ними.
Инвестиции — первый шаг к реализации бизнес-идеи. Что делать, если получить кредит не получается, инвесторы проталкивают свое видение, государственные и частные фонды равнодушны к задумке, а для краудфандинга идея недостаточно творческая? Обратитесь к друзьям — вероятно, они смогут помочь.
Подобные истории часто заканчиваются неудавшимся деловым экспериментом или разрушенной дружбой. Чтобы этого не произошло, необходимо соблюсти несколько правил.
Константин Чубаров из компании экспресс-доставки почты и грузов POSTBURO не побоялся проверить дружбу на прочность и рассказал о своем опыте:
«Когда я собрался заняться собственным бизнесом, понял, что не смогу работать без опыта партнеров. Партнеры в тот момент обладали денежными средствами и готовы были вкладывать. Но без внятного обоснования того, как вернутся вложения, никто бы не стал инвестировать в проект.
Мы выбрали нишу, обсудили бизнес-модель, составили бизнес-план, по которому я должен был заработать деньги. Все было описано в простом и понятном документе: кто сколько вкладывает, как распределяются доли, кто за что отвечает, — и мы начали. Сначала все было гладко: деньги были, пошли какие-то клиенты — все было хорошо.
По неопытности случился кассовый разрыв, и денег не хватало. Я попросил партнеров выделить дополнительные средства, но они сказали: „Деньги согласно бизнес-плану выделены, дальше крутись как хочешь“.
В тот момент я не думал, что это правильное решение. Но спустя три года понял, что именно тогда я получил колоссальный опыт и смог совершить какой-то рывок вперед. Тогда я осознал, что допускать кассового разрыва нельзя, насколько важно заниматься анализом финансов, насколько важно не только продавать, но и заниматься дебиторской задолженностью, что деньги — это ограниченный ресурс и многое другое. В течение трех-пяти месяцев ситуация выровнялась».
Вячеслав — предприниматель с большим опытом в тяжелой и легкой промышленности — рассказывает свою историю:
«Мой друг работал в компании, производящей строительную технику. Он предполагал, что компания действует не тем образом, который позволяет ей зарабатывать больше, однако руководство к его советам не прислушивалось. Я предложил ему самостоятельно начать оказывать ту услугу, о которой он говорил. Я открыл компанию, вложил свои средства, он вложил свои как инвестор. Мы заключили обязательные договоренности, однако все прописать не смогли. Когда компания серьезно выросла (с трех миллионов оборота в год до восьмисот), возник вопрос распределения доходов и принадлежности к компании. Я хотел, чтобы каждый получил доход в меру вложенных средств, но друг считал, что он вложил больше и больше участвовал. В конечном счете мы договорились, что он выкупает мою долю, и я оставил ему компанию».
Исходя из своего опыта, предприниматели делятся советами, необходимыми в этой непростой ситуации:
«Чтобы ни с кем не ссориться, нужно соблюдать простые истины, которые много раз обсуждались, описаны во многих бизнес-книгах, но про которые очень часто забывают:
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Договариваться обо всем „на берегу“ и, что очень важно, фиксировать все это хоть где-то, кроме как обсуждать на словах. В идеале, конечно, на бумаге, но можно и просто закрепить в виде электронного письма всем участникам процесса. На своем опыте я много раз наблюдал, что договоренности, согласованные устно, потом трактуются сторонами процесса по-разному, что неизбежно ведет к недопониманию.
Не обманывать друг друга: любой обман все равно рано или поздно всплывет и приведет к ссоре.
Доверять друг другу: если партнеры постоянно контролируют друг друга и не доверяют, то это отнимает очень много времени, что мешает реальному развитию бизнеса и никак не способствует его прибыльности».
Константин также отмечает важность заранее продуманного плана:
«Обе стороны должны четко уяснить, для чего нужны деньги и как они вернутся. Также неплохо бы осознать и выяснить все риски. Это, по сути, бизнес-план на салфетке. Далее, если стороны согласны, что схема, в принципе, рабочая и должна „выстрелить“, инвестор должен понять, что деньги он может и потерять, поэтому ему необходимо соотнести свои риски с возможной рентабельностью проекта. Может быть, есть смысл не давать денег или же давать их, но под залог, или вообще пусть дальше лежат в банке на депозите. Тут важно включить ясный ум и сознание. Важно отметать всякие мысли: „Да ладно, парень толковый, если обещал, то сделает мне второй Facebook за 300 тыс. рублей“.
Если все-таки принято решение, что деньги выделяются, нужно определиться с условиями: кто сколько вкладывает, какую долю получает, как делятся дивиденды, в какие сроки и т. д. Также очень важно определиться со степенью участия каждого в бизнесе: участвует ли инвестор в операционном управлении, если да, за какие моменты он отвечает?
Далее все условия фиксируются, и процесс запускается. Каждый может ссылаться на зафиксированные условия и отстаивать свои интересы».
Если ваш близкий друг, с которым вы вместе прогуливали уроки в школе, предлагает стать вашим инвестором, воспринимать его нужно серьезно — как инвестора, а не как друга.
«На самом деле хорошо бы для себя уяснить, что не бывает „денег друзей“, есть деньги инвестора, — советует Константин. — Ни один человек не хочет потерять свои честно заработанные деньги на какой-то авантюре, поэтому и отношение должно быть ответственное. То есть процесс должен строиться на нормальных отношениях: инвестор — предприниматель. Причем эти правила актуальны как для тех, кто берет деньги, так и для тех, кто отдает».
Однако какие же тогда привилегии в том, чтобы брать у друзей деньги на открытие компании? Бюрократических забот столько же, да еще и дружба под угрозой. Вячеслав считает, что «фора» все-таки есть, и обращает внимание на то, что нельзя ждать слишком многого:
«В критической финансовой ситуации любой живой человек может поступать по-разному. Не стоит ожидать идеальных поступков, и необходимо давать фору на то, что каждый может не только ошибиться, но и поступить не так, как ты думаешь».
Константин формулирует главный принцип запуска бизнеса на деньги друзей:
«Очень важно четко определить для себя: деньги нужно возвращать. Если нет понимания, как их возвращать, то и не нужно брать их, если, конечно, изначально нет цели „кинуть“ друга. Когда деньги берутся у друга или близкого партнера, процесс упрощается только лишь с точки зрения формализации процесса: бизнес-план можно начеркать на салфетке, отчетность — показать в телефоне и т. д.»
Александр (в розничном бизнесе с 2003 года, в настоящее время — дилер компании Tele2, успешно ведущий несколько каналов продаж) уверен, что даже в дружеских займах без юридического договора никуда:
«Поиск инвесторов среди друзей — это последний вариант. В подавляющем большинстве случаев это приводит к потере таких друзей. А дабы минимизировать этот риск, нужно составлять детальный бизнес-план, где расписано, кто что делает и за что отвечает, кто что за это получает, какие шаги будут предприниматься в случае отклонения от плана. Желательно привлекать к этому процессу профессиональных консультантов (финансистов, юристов) и все договоренности фиксировать юридически».
Закрепим:
Чтобы запускать бизнес-проекты на деньги друзей, необходимо:
Четко определить роль и обязанности каждого из участников.
Закрепить их на бумаге, а лучше юридически.
Работать с другом, как с обычным инвестором.
Создать бизнес-план, в котором будут оговорены все риски и возможности, и действовать согласно этому бизнес-плану.
Доверять друг другу.
Всегда возвращать деньги.