Узкое место, оно же бутылочное горлышко, узкое горлышко (bottleneck) — это понятие, обозначающее в бизнесе любой этап процесса или компонент системы, который ограничивает общую производительность или эффективность всей системы.
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум
Вступайте в клуб и получите доступ к 1000 идей для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!
Оформить на 14 дней бесплатноПримеры узких мест в бизнесе:
Ограниченные ресурсы. Недостаток финансов, времени, материалов или трудовых ресурсов может стать узким местом и замедлить выполнение проекта.
Неэффективные процессы. Если какой-то этап требует больше времени или ресурсов, чем другие, это может привести к образованию узкого места и замедлению всего процесса.
Ограничения в инфраструктуре. Например, ограниченная пропускная способность сети или оборудования может стать узким местом, особенно в случае растущих потребностей или объемов работы.
Несоответствие спроса и предложения. Если спрос на товар превышает возможности производства, это также может привести к образованию узкого места.
Неэффективное управление. Проблемы с организацией, планированием могут стать узким местом и препятствовать достижению целей.
Выявление и устранение узких мест позволяет оптимизировать процессы, повысить производительность. Чтобы выявить узкое место, можно использовать такие способы:
Провести анализ текущих бизнес-процессов, идентифицировать каждый шаг и оценить его продолжительность, затраты ресурсов.
Собрать и проанализировать данные о производительности, временных задержках, использовании ресурсов.
Получить обратную связь от сотрудников и клиентов.
После выявления узких мест можно принимать меры для их устранения или смягчения их влияния на производительность. Бизнес-среда постоянно меняется, и узкие места могут появляться вновь. Поэтому следует регулярно мониторить процессы и анализировать данные, чтобы быстро выявлять так называемые bottlenecks.
📗 Словарь для предпринимателей