Компания BORK — крупный отечественный производитель бытовой техники премиум-сегмента, а также владелец одноименной торговой марки. На рынке продукция фирмы появилась в 2001 году и остается популярной среди покупателей до сих пор. В статье рассказываем, как развивался бренд BORK
Содержание
Кто и когда основал компанию
Как появилось название BORK
Как развивалась компания
Успехи и неудачи компании BORK
Компания BORK сейчас
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду — бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнИстория компании BORK началась с фирмы «Технопарк», которая была основана в 1992 году. Компания продавала электроприборы как российских, так и зарубежных производителей. К 2001 году количество магазинов по всей стране превышало 100. Владелец сети Максим Бирюлин этим не удовлетворился и решил создать собственный бренд премиальной техники.
Первые попытки, предпринятые бизнесменом, были неудачными. Сначала возник бренд Bimatek, название которого расшифровывалось как «Бирюлин Максим Техник». Однако марка быстро затерялась среди других и признания публики не получила.
Затем был создан бренд BORK. Производство развернули в Китае. Это оказалось дешевле, чем изготавливать технику на европейских заводах. Одновременно Максим Бирюлин зарегистрировал в Германии компанию BORK Electronik GmbH, которая занималась исследованием рынка и разработкой новых моделей техники.
На этапе создания придумали легенду, что электроприборы производятся в Германии. Бизнесмен решил, что это повысит доверие к бренду со стороны покупателей. Поэтому на технике указывалось наименование BORK Germany.
Сначала бренд назвали BORG от первых букв «Бирюлин Организация». Но наименование вскоре начали читать и писать наоборот, как «гроб». Это негативно повлияло на восприятие фирмы. Тогда бренд был переименован в BORK.
BORK происходит от немецкого слова abborken и переводится как «снимать кору». Производители намекали на очистку отечественного рынка от продукции низкого качества.
Есть и другая версия, по которой BORK является аббревиатурой. Расшифровать ее можно как «Бирюлин Оптово-Розничная Компания».
В России в продаже техника BORK Germany появилась в 2004 году. Тогда производитель специализировался по большей части на мелких бытовых приборах для кухни. Изначально вся продукция бренда была белого цвета.
С 2005-го на рынке появилась линейка Pro Line, выполненная в металлическом цвете. По одной из версий, алюминиевые вставки стали главной причиной популярности компании. Они ассоциировались с мужественностью, строгостью и силой.
В 2006 году BORK выступила в качестве генерального спонсора трансляции Чемпионата мира по футболу в Германии. Еще через два года BORK попала в перечень лидеров профильного рынка на территории Российской Федерации. Прибыль фирмы быстро увеличивалась: в 2008 году компанией было заработано 150 млн долларов, а на следующий год сумма возросла в два раза.
В 2009-м компанией был открыт первый фирменный бутик.
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду — бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнКонкурентам этот успех не понравился. Из-за этого в 2009 году французская группа SEB, владеющая брендами Tefal, Moulinex и Rowenta, подала жалобу в Федеральную антимонопольную службу в России.
Претензия заключалась в том, что BORK обманывает покупателей, говоря, что техника производится в Германии. Доказательством стал опрос, согласно которому 87% россиян полагали, что родиной бренда является Германия. Тогда из названия убрали слово Germany.
При этом слоган, сообщающий о немецком качестве техники, сохранился. Он не указывал на то, что техника производится в Германии.
В 2012 году компания открыла собственный логистический центр. В 2018-м открыл двери первый фирменный магазин в Республике Беларусь в Минске. Штаб-квартира BORK находится в Москве.
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду — бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнКомпания неоднократно участвовала в судебных тяжбах.
В 2015 году компанией BORK была подана претензия к немецкой компании Zelmer. Тогда BORK удалось доказать в суде, что компания Zelmer скопировала дизайн соковыжималки. Проигравшую сторону обязали выплатить компенсацию в размере 8 млн рублей. Кроме того, продолжать реализовывать обозначенную продукцию в Российской Федерации запретили.
Аналогичный иск был подан к Redmond из-за дизайна соковыжималки. Результатом стало требование суда прекратить продавать произведенную компанией Redmond соковыжималку, поскольку визуально та напоминала продукцию BORK. При этом владельцу бренда пришлось выплачивать компенсацию в размере 4,5 млн рублей.
Компанией BORK активно регистрируются товарные знаки и дизайнерские решения. Это позволяет фирме выигрывать в суде у прочих производителей, если копируют визуальные особенности техники. Товары выглядят все более футуристичными.
За дизайн компанией было получено много различных премий: iF Design Award, Good Design Award и Red Dot Design Award.
Значительных неудач в истории компании не было.
Сейчас компания имеет 45 собственных бутиков, где можно приобрести технику, представленную в 51 категории. Ассортимент компании BORK составляют бытовая техника для дома и кухни, климатическая техника, товары для красоты и здоровья.
Техника создается на территории 10 различных государств. При этом большую часть продукции все еще изготавливают на заводах КНР. В BORK работает более чем 1200 сотрудников.
Выручка компании в 2022 году составила более 12 млрд рублей, а чистая прибыль — 987 млн рублей.
Купить электроприборы BORK можно не в каждом магазине. Техника представлена лишь в «М.Видео», Hoff, «Твоем доме» и «Технопарке». Приобрести ее можно и онлайн на некоторых сайтах.
Планы дальнейшего развития компания тщательно скрывает. В целом компания BORK ориентирована на инновационные решения и оригинальные дизайны.
Автор: Евгения Рыжова, копирайтер, предприниматель
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды