Успех бизнеса во многом зависит от качества работы с клиентами. Реакция на претензии, работа над ошибками, грамотная обратная связь — это как визитная карточка компании. Деловая среда обратилась к Анне Латыповой, руководителю отдела по организации обратной связи ВкусВилл, чтобы узнать, как в компании работают с обращениями покупателей
Содержание
Бизнес-хак от ВкусВилл
Своя экспертиза ограничена — слушайте мнения других
Замалчивание проблемы — удар по репутации
Штрафы гасят инициативу
Задание. Внедрите в своей компании «принцип черного ящика»
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
АО «ВкусВилл» — российский бренд полезных продуктов для здорового питания, сеть магазинов и сервис бесплатной доставки. В компании 1402 магазина по всей европейской части России, 530 микромаркетов, 127 дарксторов (мини-складов). Является лидером по выручке в доставке продуктов питания в России.
Анна Латыпова, руководитель отдела по организации обратной связи ВкусВилл
Люди часто воспринимают ошибки как что-то постыдное — то, что нужно скрывать: «Я ошибся, выбрал неправильную стратегию, значит, я глупый, и не хочу, чтобы об этом кто-то узнал». В итоге проблемы замалчиваются и не решаются — для компании это путь вникуда. Мы во ВкусВилле при работе с претензиями решили использовать «принцип черного ящика» из одноименной книги Мэтью Сайеда. Он гласит, что нужно создавать такие системы и культуры, которые позволяют организациям учиться на ошибках, а не пугаться их.
Бизнес-хак. При работе с претензиями используйте «принцип черного ящика», чтобы сохранить репутацию компании и лояльность клиентов.
«Принцип черного ящика» — особый подход, при котором любая ошибка воспринимается как ценный ресурс и возможность для роста. Чтобы реализовать его в компании, мы придумали такую таблицу, по которой работаем с разными обращениями покупателей. Сначала мы разбираемся, ошибка произошла намеренно или случайно. Потом выясняем причину и продумываем, что нужно сделать, чтобы предотвратить это в дальнейшем.
Дата | Инцидент (краткое описание) | Намеренно/Случайно | Причина | Что необходимо сделать для предотвращения в дальнейшем |
1 апреля | Покупатель принес на возврат товар с посторонними включениями. Мы обещали разобраться, но возврат потеряли | Случайно | Не продуман механизм взаимодействия сотрудников по возвратам клиентов | – Выделили отдельного курьера по возвратам; – Создали команду экстремальных обращений, которая быстро реагирует на самые сложные случаи: опасные включения, отравления и другие заболевания, угрозу жизни покупателей |
Идея взята из книги Мэтью Сайеда «Принцип "черного ящика". Почему ошибки — основа наших достижений в спорте, бизнесе и жизни»
Своя экспертиза ограничена — слушайте мнения других
Если случилась какая-то проблема, нельзя скатываться только в свою экспертность. Не зацикливайтесь на своем видении, слушайте мнения других. У нас была такая история. Покупатели начали жаловаться, что в детских творожках есть посторонние включения. На производстве была автоматическая закрытая линия — без доступа человека, при таком современном оборудовании подобные нарушения практически невозможны. Поставщик был уверен в своей экспертности и правоте, и считал наши претензии необоснованными. Но факт оставался фактом: в творожках обнаруживали то волос, то стразину, то еще что-то.
В итоге мы остановили продажи и поехали разбираться. Причину нашли. Там действительно все закрыто и нет доступа человека, но включения попадали с фольги, которой закрывали творожки. Рулоны поступали извне на специальном приспособлении и отдельно не проверялись. Мы сделали выводы. И теперь предупреждаем своих поставщиков о возможной проблеме, чтобы предотвратить ее.
Чек-лист работы с претензиями покупателей
1. Честно признать ошибку
2. Вернуть покупателю деньги или бонусы
3. Установить, ошибка сделана намеренно или случайно
4. Если случайно, то каковы причины
5. Выяснить, какое решение поможет не повторять ошибку в дальнейшем
6. Масштабировать это решение
Замалчивание проблемы — удар по репутации
Не надо закрываться, иначе будет хуже. Если вы сами не расскажете правду, то люди додумают за вас что-то свое. В итоге пострадает репутация компании. И наоборот, от правды репутация только окрепнет. Люди, как правило, примеряют ситуацию на себя: все мы ошибаемся. Если компания признала ошибку и исправила ее, лояльность клиентов будет расти.
Когда я выбираю, например, отель, то всегда смотрю отзывы. Если там нет негативных, я такой отель не выбираю. Если негативные есть, я смотрю, как сотрудники отеля с ними работают. Может случиться что угодно, и мне важно понимать, как в этом отеле будут работать с моей проблемой, если такая возникнет. Не будут ли ее замалчивать? Как ответят? Как быстро исправят? Этот подход меня еще ни разу не подвел.
Штрафы гасят инициативу
Если вы накажете сотрудника за ошибку, ничего не исправится. Чаще всего люди ошибаются не специально. Во ВкусВилле людей не наказывают. Штрафы и другие наказания у нас запрещены. Наказание гасит в сотрудниках инициативу. Стоит раз устроить сотруднику нагоняй, больше свободы и креатива вы от него не дождетесь — он будет очень осторожен. Вместо этого мы вместе с провинившимся думаем, как исправить ситуацию и что делать, чтобы в будущем это не повторялось.
Задание. Внедрите в своей компании «принцип черного ящика»
Изучите обращения клиентов за последнюю неделю и выберите топ-3 самых проблемных.
Составьте таблицу, предложенную в этом материале, и заполните две первые графы: дату и описание проблемы.
Поговорите с сотрудниками и выясните, это произошло намеренно или случайно.
Опросите всех причастных и проанализируйте причины проблемы.
Организуйте встречу с сотрудниками, которые могут помочь в решении проблемы.
Продумайте на встрече возможные пути решения: как исправить и предотвратить в будущем.
Поговорите с сотрудниками о случившемся и о путях решения проблемы.