В этой статье — некоторые выводы исследования «Индекс предпринимательской образовательной активности», которое ведется уже более трех лет (с 2019 года). В частности, исследователи ищут корреляцию между обучением предпринимателей и развитием бизнеса в стране
Быть предпринимателем сегодня — не только уметь рисковать и обладать особой деловой интуицией, но и иметь необходимые знания и компетенции, чтобы приводить бизнес к успеху. При этом набор навыков постоянно меняется. Сейчас на первый план выходит умение быстро получать новые полезные знания и осваивать новые компетенции.
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Какие тематики наиболее популярны у предпринимателей
На первом месте программы, связанные с вдохновением и стартом бизнеса.
Вдохновение и старт бизнеса — 32%
Акселерация и развитие бизнеса — 17%
Управление персоналом–14%
Привлечение клиентов и продажи — 9%
Личная эффективность — 8%
Управление рисками, право, бухгалтерия — 7%
Остальные категории (суммарно) — 13%
Какая продолжительность программ наиболее привлекательна
Больше всего предпринимателей привлекают небольшие программы обучения — до 8 часов. Меньше всего пользуются спросом программы свыше 72 часов.
До 8 часов — 69%
36–72 часа — 12%
16–36 часов — 9%
8–16 часов — 6%
свыше 72 часов — 4%
Кто чаще всего проходит обучение
Наибольшее количество обучающихся — индивидуальные предприниматели, на втором месте — молодежь. Самую маленькую долю занимают военнослужащие и пенсионеры.
Индивидуальные предприниматели — 29,7%
Студенты и школьники — 25,2%
Наемные работники, рассматривающие возможность открыть свое дело, — 21,1%
Собственники компаний — 13,9%
Самозанятые — 5,5%
Безработные — 4,1%
Военнослужащие и пенсионеры — около 0,5%
Есть ли корреляция между обучением и показателями бизнеса
Одна из целей исследования — влияет ли обучение на результаты бизнеса? Авторы исследования приводят выводы различных других исследований на эту тему. Например, в международном исследовании с участием 42 стран получены данные, которые говорят о значимой связи между предпринимательским обучением и результативностью предпринимательской деятельности (rw = 0,159), причем она сильнее для академических программ, чем для краткосрочных курсов.
В свою очередь российские исследователи ставят перед собой задачу установить корреляционную зависимость между вовлеченностью населения в обучение по программам дополнительного профессионального и бизнес-образования и количеством субъектов малого бизнеса, микробизнеса и индивидуального предпринимательства,а также занятых в этой сфере.
С этой целью были построены корреляционные зависимости:
между количеством лиц, прошедших обучение по программам в сфере предпринимательства, и созданным за последние 3 года новым бизнесом — коэффициент корреляции 0,87;
между количеством лиц, прошедших обучение по программам в сфере предпринимательства, и количеством субъектов МСП в регионе — коэффициент корреляции 0,85;
между количеством лиц, прошедших обучение по программам в сфере предпринимательства и количеством лиц, занятых в сфере МСП + самозанятые в регионе — коэффициент корреляции 0,89.
Таким образом, коэффициенты корреляции свидетельствуют о наличии связи между обучением и такими показателями, как регистрация бизнеса, количество субъектов МСП и самозанятых в регионе.
Топ-10 регионов с наиболее высоким индексом предпринимательской образовательной активности
Субъект РФ | Значение Индекса |
1. Чукотский автономный округ | 0,665 |
2. Калининградская область | 0,559 |
3. Амурская область | 0,491 |
4. г .Москва | 0,458 |
5. Республика Алтай | 0,418 |
6. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра | 0,417 |
7. Нижегородская область | 0,390 |
8. Камчатский край | 0,388 |
9. Тульская область | 0,382 |
10. Воронежская область | 0,361 |
Информация об исследовании
— Реализуется в сотрудничестве и при поддержке Минэкономразвития России, ПАО Сбербанк, Ассоциации развития финансовой грамотности, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, НИУ ВШЭ, Университета Синергия, НАФИ, ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева. С этой целью на базе АРФГ была создана специальная рабочая группа, в которую вошло более 40 экспертов из указанных и других организаций.
— В исследовании использовались данные, полученные из 85 субъектов РФ
— Период исследования — 2019 ,2020, 2021 г.г. (в настоящее время исследование продолжается)
Текст исследования вы можете скачать здесь