История предпринимателя. Как студент с шестой попытки создал успешный IT-бизнес
Чек-лист

История предпринимателя. Как студент с шестой попытки создал успешный IT-бизнес


Аудиоверсия этой статьи

Александр Бочкин, основатель и генеральный директор компании «Инфомаксимум», рассказал о том, как делать и продвигать IT в регионе, как создать рабочий MVP, понимая, что это последняя попытка, о процессной аналитике и щепетильном вопросе учета рабочего времени


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Александр Бочкин.

Компания: Инфомаксимум
Основатель: Александр Бочкин
Локация: Саранск, республика Мордовия
Команда: 120+ человек
Выручка в месяц/год: 85 млн/год (за 2021)
Организационно-правовая форма: Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Проба пера

Александр признает, что технологии и программирование — это вся его жизнь: «Я начинал писать код в 11 лет и получил вполне рабочий вариант. Начинал с простейших вещей, в дальнейшем перешел на C++. Так что я точно знал ответ на вопрос "Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?"».

Александр учился по направлению «Автоматизированные системы обработки информации и управления», получил степень кандидата технических наук. Но главное — еще во время учебы он начал пробовать делать что-то свое. На втором курсе вместе с приятелем Александр написал программу защиты данных для небольшой компании, первых заработков хватило на покупку мобильного телефона.

Дальше был проект чуть серьезнее — система шифрования данных. Программу залили на иностранный хостинг и точно не ожидали, что лимит по загрузкам закончится в первый же день. Однако розовые очки нас миновали: проект был сырой, некоторые компьютеры сильно зависали после установки системы. Технологически мы не были готовы, да и опоздали: в Windows включили шифрование данных в свои системы.

Учеба и первые IT-продукты

Первые шаги Александра в бизнесе были плотно связаны с Мордовским государственным университетом. У студенческого бюро тогда не было денег на аренду, и вуз поддержал команду, предоставив помещение для работы.

Александр вспоминает: «В то время нашим основным проектом была система-"шпион", которая фиксировала все действия сотрудника за персональным компьютером. Программа неожиданно начала пользоваться успехом у небольшого бизнеса. Но проект пришлось закрыть: мне и бизнес-партнеру нужно было писать диссертацию».

В составе студенческого бюро Александр с командой из четырех человек работали на грантовые средства. Но гранты сильно ограничивали команду в развитии. Например, в разработке робота для фонда в приоритете были именно технические алгоритмы, а не маркетинг и продажи.

Параллельно команда создала аналитическую систему для оптимизации распределения трудовых ресурсов. Программа получилась мощной, но настолько сложной, что работать с ней могли только сами разработчики. Проект пришлось закрыть. Резко взяв курс на упрощение, команда реализовала простую и понятную систему планирования CoffeePlan. Первые продажи — и снова ошибка — не продумана система продвижения.

Мы были уверены, что если продукт классный, то репутация и сарафанное радио будут привлекать клиентов. Прорыва не случилось: рынок был переполнен конкурентами, они активно продвигали свои разработки, писали о себе, взаимодействовали с целевой аудиторией, а о CoffeePlan никто не знал. Чуда не случилось. Очередной проект был закрыт.

Первый успешный проект

Александр Бочкин.

Система учета рабочего времени CrocoTime стала последним шансом команды на успех.

Мы были на мели. Я знал, что ребятам из команды предлагают офферы в другие компании и понимал, что нужно действовать сейчас или никогда. Взяв за основу свои наработки по мониторингу рабочего времени персонала, мы в короткие сроки создали новую систему. Это был 2013 год.

Первая версия системы анализировала, сколько времени сотрудники тратят на работу в «продуктивных» и «непродуктивных» сайтах и программах, показывала переработки, позволяла сравнивать загрузку. То есть если менеджер по продажам большую часть своего времени проводил в соцсетях — это стало бы очевидным.

Первым клиентом стал известный дилер мотоциклов. Они с «Инфомаксимум» ранее сотрудничали по одному из предыдущих проектов. Это продажа дала понять, что движение идет в правильном направлении. Готовый коммерческий продукт команда реализовала за шесть месяцев. И уже тут, по признанию Александра, были учтены все «грабли», на которые наступили ранее.

Опыт Александра: как привлекать клиентов
Сразу — с января 2014 года — занялись PR. Тогда специалиста в штате еще не было, поэтому первые материалы для сайта и других ресурсов я писал сам. Потом появился специалист, и эти вопросы я делегировал. Рекламой на первых порах тоже занимался самостоятельно. Кроме того, мы внимательно изучили рынок систем учета рабочего времени. Мы сразу осознавали весь его масштаб, понимали, какой из инструментов на чем делает акцент и как позиционирует себя. Ездили на большое количество профильных мероприятий — например, конференций, среди которых HR-week или Slush — и рассказывали о нашем ПО. Освоили технику референсов, когда довольные использованием CrocoTime были готовы рассказать об этом другим. При нашем участии, разумеется.

Закрытый клуб – Деловая среда Премиум

Вступайте в клуб и получите доступ к множеству материалов для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!

Попробовать бесплатно на 14 дней

Поиск новой ниши

CrocoTime долгое время был основным ИТ-решением «Инфомаксимум». Скромная система учета рабочего времени превратилась в сильный продукт. По словам Александра, все развивалось стабильно, но в какой-то момент пришло понимание — в этой сфере некуда масштабироваться.

Мы категорически не хотели добавлять так называемый «шпионский» функционал, о котором часто спрашивали клиенты. Однако нам пришлось бы нарушать тайну личной переписки и собирать конфиденциальные данные. К этому мы не были готовы.

Команда продолжила выпускать обновления CrocoTime, что давало финансовую стабильность, но начала искать и новые ниши для развития. Пробовали пилить мобильные приложения, делали упор на автоматическое планирование.

Александр с командой заметили, что в Европе активно набирает обороты process mining*. Технология практически не применялась в нашей стране, в мире уже был небольшой устоявшийся пул вендоров инструментов процессной аналитики. Но предприниматель принял решение о создании собственной системы класса process mining, хотя поначалу эту идею не все в команде восприняли позитивно.

Как вспоминает Александр, представители крупного бизнеса (клиенты компании) часто рассказывали, что реальное протекание бизнес-процессов не соответствует регламенту: «Например, некий процесс в банке по всем документам занимает 5 часов. По факту — 7. Почему так происходит? На каком этапе есть нарушения? Усложняет ситуацию то, что в больших компаниях найти корень проблем в разы сложнее».

*Process mining (процессная аналитика) — это особая технология, которая на основании данных из внутренних систем компании как бы «восстанавливает» нужный бизнес-процесс.

🔥 Хотите, как герой материала, заниматься своим делом?

Регистрируйте бизнес через сервис Деловой среды и вперед!
Вы откроете бизнес:
– Полностью онлайн: быстро и без очередей в налоговой.
– Без нотариусов и доверенностей: экономия до 6 000 ₽, мы передаем все документы в ФНС и в банк сами, без посредников.
– Без лишних трат: при подаче документов в электронной форме регистрация бизнеса и открытие счета — бесплатно.
– С помощью в выборе ОКВЭД и режиму налогообложения.

Зарегистрируйте свой бизнес>>>

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Предприниматель постоянно был в диалоге с потенциальными клиентами — топ-менеджерами текущих компаний-клиентов: «Мы выясняли их "боли" и прикидывали, как можем им помочь. Создать программный продукт — это одно, сделать его полезным на практике — совершенно другое».

Первый релиз вышел в сентябре 2019 года, тогда же система вошла в реестр отечественного ПО. Мы были первыми, кто создал такое ПО в России. Но основные трудности были впереди.

Опыт Александра: как развивать новое направление
Систему разрабатывали постепенно. Такого, чтобы одновременно компания перенаправила все силы, ресурсы и время только на новый продукт, не было. Активно прорабатывали клиентскую базу, вели переговоры о пилотных проектах, при этом работали над обновлениями для системы учета рабочего времени, поскольку именно ее продажи позволяли вести работу над новым ПО.

Кризис и новые возможности

В офисе компании.

Пандемия изменила мир. И бизнес не стал исключением: «Многие бизнесмены никогда не работали удаленно, и контроль на расстоянии стал неким вызовом. Это увеличило поток клиентов: в 2,5 раза возросли продажи системы учета рабочего времени, внедряли все больше пилотных проектов».

Этот период в компании восприняли как передышку и возможность продолжить развивать тему глубинного анализа бизнес-процессов. Постепенно разработчики пришли к Task mining — технологии для анализа операций (шагов бизнес-процесса).

Бизнес хотел не только быстро строить дашборды и узнавать, где есть проблемы. Была нужна экономия времени, возможность прописать сценарии при том или ином развитии событий, чтобы не нужны были бесконечные отслеживания KPI*.

*KPI — ключевые показатели эффективности, с их помощью можно следить за эффективностью работы сотрудников и отделов.

Сейчас основной продукт «Инфомаксимум» — система активной бизнес-аналитики, когда в рамках единой платформы компании клиенты получают доступ к таким возможностям как Business Intelligence (BI), Process Mining, Task Mining и Automation.

О специфике IT-бизнеса в регионе

Команда «Инфомаксимум»

Компания «Инфомаксимум» работает в Саранске. По словам Александра Бочкина, он не видит причин менять локацию и перебираться в столицы: «Создав программные решения в области B2B, я точно знаю, что главное — это делать свою работу качественно и помогать бизнесу решать его задачи, а уж откуда вы это делаете — из Москвы, Мордовии или Тувы — непринципиально».

Опыт Александра: как работать с кадрами в регионе
Кадровый дефицит для компании действительно проблема, но это свойственно всей IT-сфере. В «Инфомаксимум» выработали ряд действий, которые помогают расширять компетенции и растить сотрудников самостоятельно:
• наставничество,
• стажировки,
• много нематериальных «плюшек»,
• карьерный рост (все руководители «Инфомаксимум» выросли из линейных специалистов),
• возможность профильного обучения.

Развитие HR-бренда происходит с помощью:
• тематических лекций и семинаров,
• работы с вузами,
• соцсетей, где освещаются проекты и корпоративная жизнь компании.

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Рекомендации новичкам

Александр отмечает, что спустя 14 лет в бизнесе смотрит на вещи по-другому и, даже будь такая возможность, прошел бы путь заново со всеми ошибками.

Я не верю в то, что бизнесу можно научиться по книгам. Практика, ошибки, планы, коммуникации и много-много экспериментов. Поэтому самое первое: определитесь, готовы ли полностью погрузиться в новое начинание, отдавая всего себя?

Универсального секрета успеха у Александра нет, однако есть ряд рекомендаций:

  1. Узнайте, что беспокоит клиентов. Прежде, чем выходить на рынок, необходимо протестировать идею на потенциальной целевой аудитории. Одна из частых ошибок начинающего предпринимателя — отказ верить в то, что его продукт/услуга не будут востребованы. «Я изменю мир!» — уверены такие люди. Часто это не так. Вспомните кейсы Apple и Ping, Google и Google Glass, Яндекс и «Мой круг». Необходимо акцентировать весь фокус на одном вопросе: «Какую проблему клиента я могу решить при помощи своего продукта/услуги?». Изучите аудиторию, узнайте их «боли». Любую идею, какой бы привлекательной она не казалась, надо доказывать.

  2. Не забывайте про продвижение и маркетинг. Даже если продукт/услуга действительно классные, но про них никто не знает — это провал. Александр приводит кейс из жизни, когда один из проектов — удобную и простую систему управления проектами — пришлось закрыть из-за того, что акцент был на сарафанном радио. Итог оказался печален, а урок усвоен.

  3. Примите, что придется научиться делегировать. 30 часов в сутках — несбыточная мечта управленцев. Поэтому в 24 часа надо вписать решение рабочих вопросов и задач, общение с командой и клиентами, а еще сон, питание и близких людей. Если на первых порах амплуа «один за всех» вполне объяснимо, то в дальнейшем придется учиться передавать полномочия. Ведь если делать постоянно акцент на операционке, то не останется времени на выполнение прямых обязанностей руководителя.

Telegram Деловой среды

Еще больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Telegram-канале

Подписаться на Telegram

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии

Рекомендуем вам