Как и когда масштабировать бизнес
Статья

Как и когда масштабировать бизнес

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Вывести свое дело на новый уровень можно за счет его расширения. Для этого нужно оценить, готова ли компания к таким переменам, и все просчитать. О том, как и зачем масштабируют бизнесы, читайте в статье

Содержание

Как понять, что пора масштабировать бизнес
Что дает масштабирование бизнеса
Как подготовиться к масштабированию бизнеса
Как выбрать стратегию масштабирования бизнеса
Как оценить эффективность масштабирования бизнеса
Частые ошибки при масштабировании бизнеса


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Закрытый клуб

Вступайте в клуб Деловая среда Премиум и получите доступ к материалам о развитии бизнеса

Попробовать бесплатно на 14 дней

Как понять, что пора масштабировать бизнес

Масштабирование — это перестройка структуры бизнеса с целью адаптировать его к увеличивающейся нагрузке, оптимизировать внутренние процессы, сократить затраты и увеличить прибыль.

Первый сигнал к тому, что компания готова к расширению, — стабильная прибыль. На деле это значит, что после отчисления аренды, налогов, зарплаты сотрудникам и закупки товара или материалов для производства продукции ежемесячно остается свободная сумма. Ее можно инвестировать в масштабирование.

Планируется ли открыть новый магазин или увеличить количество клиентов, это приводит сначала к затратам, а уже потом к дает рост прибыли. Потребуется потратить силы и время, чтобы разобраться с бюджетом, запустить проект и управлять им. Вникнуть в юридические, бухгалтерские, маркетинговые и логистические тонкости или заплатить профильным специалистам.

Скорость и этапы расширения деятельности зависят от того, как устроено предприятие и чем оно занимается.

Если булочник сам печет и продает продукцию, ему потребуется больше времени, усилий и средств, чтобы создать систему, дающую возможность масштабировать действующий бизнес: нанять коллектив — пекарей, уборщиков, кладовщика, обеспечить цех дополнительным оборудованием, организовать ведение бухгалтерии, наладить логистику. Если пекарня — это полноценное предприятие, будет быстрее и легче открыть еще одну, следуя плану, который однажды уже был реализован.

Иногда малому бизнесу приходится расширяться, чтобы выжить. Если в булочную приходит все больше клиентов, а производство продукции не увеличивается, то ее перестает хватать. Со временем, оказываясь у пустых полок, клиенты перестают приходить. Доходы падают, а риск прогореть растет. Расширение работы для пекарни при росте спроса — необходимость.

Если же речь о маленькой компании по ремонту холодильников на дому, то у нее больше свободы в том, сколько клиентов обслуживать и когда искать новых.

Сервис

Здесь вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую

Подать заявку

Что дает масштабирование бизнеса

Грамотное расширение дела обеспечивает:

  1. Рост прибыли. Открыв даже одну дополнительную торговую точку, владелец получает больше дохода, если бизнес идет успешно, и масштабирование привело к экономии средств и увеличению продаж.

  2. Узнаваемость бренда, популярность в масштабах города, области, страны или даже мира.

  3. Снижение затрат на производство. Материалы и сырье закупаются централизовано большими партиями для всех производственных точек, поэтому обходятся дешевле. 

  4. Интерес инвесторов к бизнесу, который успешно развивается.

Как подготовиться к масштабированию бизнеса

В основе успешного расширения компании — планирование с учетом ближайших и глобальных целей. Среди первостепенных задач — повысить узнаваемость бренда, чтобы появилось больше клиентов перед тем, как бизнес будет масштабироваться.

Есть ли у компании ресурсы для масштабирования, помогает определить матрица SWOT:

  • Strengths — преимущества, сильные стороны;

  • Weaknesses — недостатки, слабые стороны;

  • Opportunities — возможности;

  • Threats — риски и угрозы. 

С помощью нее анализируют, есть ли основания и возможности для масштабирования. Рассмотрим матрицу SWOT на примере пекарни.

ВОЗМОЖНОСТИ
• Повышение спроса на продукцию.
• Закрытие хлебного ларька по соседству.
УГРОЗЫ
• Рост цен на ингредиенты и коммунальные услуги.
• Из-за снижения доходов клиенты могут перейти на более дешевый хлеб из соседнего магазина.
• Конкуренция.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
• Высокое качество продукции.
• Удобное местоположение пекарни.
• Увеличение количества постоянных клиентов.
• Экономия бюджета за счет оптовых поставок и собственного склада.
• Нанять кондитера, чтобы изготавливать и продавать пирожные и торты.
• Открыть вторую пекарню.
• Найти прямых поставщиков, продающих сырье по более низким ценам.
• Выпускать бюджетные варианты продукции с сохранением оптимального качества.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
• Плохо налажена продажа продукции онлайн: нерегулярно ведутся соцсети, менеджеры пропускают заявки.
• Редко проводятся рекламные кампании.
• Нанять менеджера для ведения страниц в соцсетях и обработки заявок.
• Заказать лендинг и запустить рекламную кампанию в интернете.
• Разработать маркетинговую стратегию, проводить акции, скидки.

Если анализ показал, что есть резервы для расширения деятельности, при любых задачах масштабирования необходимо создать бизнес-план. Для этого потребуется:

  1. Проанализировать рынок, преимущества конкурентов, чтобы определить, как привлечь внимание целевой аудитории, чем выделиться.

  2. Зафиксировать все достижимые задачи и распределить их в порядке важности.

  3. Продумать все аспекты «технической» стороны бизнес-плана — бюджет, бухгалтерию, программное обеспечение для управления и связи сотрудников, цепочки поставок, хранение сырья, производство товаров, сбыт, рекламу.

  4. Подобрать недостающие кадры и сформулировать план действий для команды в целом и для каждого сотрудника.

Внимание
Важная составляющая подготовки к масштабированию — автоматизация и стандартизация максимального числа процессов.

Автоматизации поддаются: учет расходных материалов и количество готовой продукции, формирование и ведение клиентской базы, формирование накладных и отчетов. Это экономит бизнесу время и средства. Появляется возможность оптимизировать штат или освободить сотрудников для выполнения других обязанностей.

Большой команде помогает создание или усовершенствование рабочей платформы компании. Благодаря ей у работников есть доступ к данным, возможность быстро формировать и отправлять отчеты, вести аналитику.

Координировать действия разных подразделений удобно, если составить и внедрить четкие планы работы для руководителей. Работу сотрудникам упрощают подробные инструкции по выполнению текущих обязанностей и преодолению форс-мажорных ситуаций.

📌 Совет
Чтобы масштабирование не привело к убыткам, предпринимателю следует контролировать расходы и грамотно распределять доходы.

Как выбрать стратегию масштабирования бизнеса

Горизонтальная стратегия — это копирование действующей бизнес-модели: открытие нового магазина, салона, филиала. Стратегия подходит, если у компании проверенная схема работы, которая стабильно приносит прибыль.

Горизонтальную стратегию невозможно осуществить, если в основе бизнеса личный бренд и продается авторская работа: картины, одежда, изделия ручной работы. Такое дело невозможно поставить на поток. Одно из решений — создание авторской студии, где несколько мастеров будут работать «под присмотром» владельца.

Вертикальная стратегия имеет два направления:

  • «к поставщику» — переход с закупки товаров и материалов у посредника к работе с производителем; покупать продукцию или сырье на заводе выгоднее, чем у реализаторов;

  • «к клиенту» — предлагать покупателям смежные товары и услуги; при продаже сантехники предоставлять ее установку.

Деловая среда Премиум

Вступайте в закрытый клуб и получите доступ к знаниям о старте и развитии бизнеса

Попробовать бесплатно на 14 дней

Изменение одного или нескольких параметров бизнес-модели

При масштабировании бывает достаточно дополнить действующую схему работы или модернизировать ее.

Среди возможных шагов:

  1. Введение нового товара или услуги. Например, магазин продает чехлы для телефонов и защитные стекла на экран. Можно добавить к ассортименту подставки для телефонов, наушники, чехлы с авторскими рисунками.

  2. Расширение воронки продаж. Опросить клиентов, чтобы узнать, как они узнали о компании. Это поможет определить наиболее эффективные каналы привлечения. Можно направить в магазин «тайного покупателя» и так выявить слабые места в обслуживании. Это поможет не повторять ошибок в новых точках продаж и в результате увеличить число клиентов.

  3. Запуск рекламы в интернете, продвижение в соцсетях.

  4. Поиск новых партнеров, сотрудничество с компаниями, реализующими смежную продукцию.

Финансовое моделирование и постановка целей

В достижении целей помогает их правильная формулировка. Эффективнее всего ставить цели по системе SMART — конкретные, измеримые и достижимые. Например, открыть через год второй офис компании, который через полгода работы начнет приносить такую же прибыль, как и первый.

Что касается прогнозов по выручке, то перевести их из категории фантазий в разряд конкретных планов помогает финансовая модель. Это инструмент, с помощью которого можно определить, каких целей, за какой период и при каких вложениях можно достичь.

В свою очередь, доходы и расходы тесно связаны со стратегией масштабирования.

Как оценить эффективность масштабирования бизнеса

Масштабируя бизнес, следует находить идеи, внедрять их и оценивать результаты. Если что-то идет не так, значит, надо доработать идею или протестировать другую.

Анализировать следует как промежуточные этапы расширения бизнеса, так и конечный результат. Лучше делать это спустя некоторое время после внедрения очередного новшества, эффект от него стоит оценивать сам по себе и в комплексе.

При масштабировании будут решения, которые не дадут желаемого результата. Самое верное — обдумать, почему так случилось, сделать выводы и, отталкиваясь от них, двигаться дальше.

Частые ошибки при масштабировании бизнеса

При расширении компании предприниматели нередко совершают такие ошибки:

  1. Выбор неподходящей стратегии. Например, пекарня ради экономии стала закупать более дешевое сырье вместо того, чтобы заказывать его напрямую у производителя. В результате снизилось качество продукции, стало меньше клиентов, упали продажи.

  2. Фальстарт. Владелец решил открыть вторую пекарню слишком рано: в первой точке еще не отлажены все процессы, прибыль нестабильная.

  3. Отсутствие продуманного бизнес-плана. Перед открытием второй пекарни не были учтены все расходы, владелец не был готов к задержкам открытия и убыткам.

  4. Отсутствует фирменный стиль. Независимо от деятельности предприятия, логотип и название — важные составляющие продвижения, так как они работают на узнавание бренда.

Отследив первые сигналы к масштабированию, предпринимателю стоит провести SWOT-анализ, выбрать стратегию и подготовить обстоятельный бизнес-план. Если по итогам окажется, что масштабирование будет выгодно, можно приступать к реализации, отслеживая эффективность каждого шага и корректируя движение при необходимости. При таких условиях масштабирование принесет бизнесу ожидаемые преимущества и даст стимул для дальнейшего развития.

Сервис

Мечтаете о своем бизнесе? Зарегистрируйте ИП или ООО удаленно и бесплатно

Подать заявку

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии