Открыть бизнес
Как перестать бояться больших целей и научиться их достигать
Статья

Как перестать бояться больших целей и научиться их достигать

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Предпринимателей манят и одновременно пугают большие цели. В результате они перестают быть целями, превращаясь в недостижимые мечты. Рассказываем, как справиться со страхами и добиться впечатляющих результатов

Содержание

Почему большие цели пугают
Какие бывают страхи и как их преодолеть
Как правильно формулировать цели
Как выдержать путь к большой цели и не отступиться
Частые ошибки при постановке и достижении целей


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум

Вступайте в клуб и получите доступ к 1000 идей для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!

Оформить на 14 дней бесплатно

Предприниматели иногда ставят перед собой большую цель, например создать крупнейшую транснациональную корпорацию или вывести на рынок продукт, который изменит жизнь миллионов людей на планете. Но не могут ее достичь, потому что цель кажется слишком масштабной.

Между тем примеры таких компаний, как Google, Virgin, Microsoft, показывают: их создавали обычные люди, которые в начале пути тоже были одержимы страхами.

📌 Совет
Чтобы приблизиться к большой цели, важно не только преодолеть страхи, но и правильно ее сформулировать.

Почему большие цели пугают

Большая цель вызывает страх из-за глобальности. У одних предпринимателей могут возникать ощущение бессилия и непонимание, как подступиться к цели, с чего начать. Другие, напротив, четко знают, чего хотят, но откладывают воплощение амбициозных проектов по причинам, кажущимся им объективными. За многими из таких причин стоят страхи, в том числе неосознаваемые.

Источник: https://www.statista.com

Настраиваясь на серьезные достижения, можно напомнить себе, что самые крупные компании в мире тоже когда-то были большими целями людей, стоящих у истоков бизнеса.

Какие бывают страхи и как их преодолеть

Страх перемен

По-другому он называется страхом успеха. Предприниматель не желает покидать зону комфорта: все хорошо, бизнес налажен, пусть это и микробизнес, прибыль идет, хоть и небольшая. Но после победы Рубикон будет перейден и жизнь уже никогда не станет прежней. Придется поступиться рядом любимых привычек и хобби, даже кругом общения.

Цена успеха — необходимость пожертвовать личным временем, свободой, научиться делать то, что не нравится или не получается.

Нужно продумать, так ли ценно и важно для жизни то, что удерживает в зоне комфорта. Возможно, мозг обманывает сам себя, принимая суету и болото за настоящий комфорт.

Чтобы усилить внутреннюю мотивацию, необходимо создать список преимуществ, которые можно получить, если цель получится достичь. Ценность этого приема в том, что могут вскрыться вдохновляющие, трансформирующие смыслы на уровне не только локального бизнеса, но в глобальном масштабе. Например, предприниматель не просто «станет богатым», а изменит в лучшую сторону жизнь команды, клиентов, жителей города, страны, мира.

Страх начать

За ленью начать, сделать первый шаг кроется так называемый страх чистого листа. Часто может пугать неясность, отсутствие информации и непонимание, где ее взять. Или предприниматель четко визуализирует результат, который ему нужен, но не видит возможностей или способов, как начать двигаться прямо сейчас.

📌 Совет
Если разложить цель на этапы, каждый из них будет легче описать и оцифровать. Все этапы спланировать за раз не получится: последующие действия могут стать понятнее и показаться более достижимыми в процессе прохождения первых шагов.

Планировать деятельность хорошо помогает мозговой штурм, когда предприниматель становится коучем самому себе, опирается на свой опыт. Решив устроить себе подобную встряску, стоит ответить на ряд вопросов:

  • Каких знаний не хватает, где их получить? 

  • Есть ли в окружении люди, которые могут поделиться необходимой информацией?

  • Каких навыков и умений не хватает, кому лучше их делегировать? 

  • Понадобится ли привлекать других людей, чтобы они помогли прийти к успеху, поддержали информацией, ресурсами, опытом? 

  • Какие ресурсы понадобятся — время, деньги, оборудование? Как получить эти ресурсы? 

  • Сколько времени уйдет на достижение этой подцели или этапа? 

  • От каких конкретно людей или обстоятельств зависит, будет ли цель достигнута? Как повлиять на этих людей или обстоятельства? 

  • Каковы самые большие риски, как их снизить или как подготовится к развитию событий по негативному сценарию? 

Работу в формате мозгового штурма необходимо запланировать. Например, отвести на нее 30–40 минут уже сегодня. Из ответов на вопросы можно сформулировать список действий. Все действия также необходимо сразу запланировать в календаре.

Самое первое действие оптимально сделать как можно быстрее, в идеале — сегодня или прямо сейчас. Ко второму действию стоит приступить сразу же после завершения первого, третье начать после второго и так далее.

Последовательная работа день за днем обеспечит продвижение по шагам. Жесткое планирование проектов поможет избежать «отката назад», возвращения в рутину, когда энтузиазм от первых побед иссякает и предприниматель снова возвращается в зону комфорта.

В то же время план действий должен быть гибким. Это не значит, что можно бесконечно откладывать дела. Речь о том, что по мере продвижения что-то может меняться местами, терять актуальность. Будет приходить дополнительная информация, появятся новые задачи.

Необходимо работать с целеполаганием на регулярной основе. Например первого числа каждого месяца подводить промежуточные итоги, вносить коррективы, добавлять новые задачи в план.

🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды

Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую

Подать заявку онлайн

Страх неудачи и неопределенности

Не на всех людей и не на все обстоятельства человек может повлиять. Экономические кризисы, общественно-политическая ситуация в стране и мире, постоянный риск нанять сотрудников или привлечь партнеров, которые подведут, отберут бизнес — все это пугает. Люди не хотят терять то, что уже имеют, опасаются ставить цели, исходя из принципа «нужно хотя бы дожить до завтра». Считается, что чем глобальнее цель, тем больше рисков все потерять.

📌 Совет
Справиться с таким страхом помогает сбор информации, ее анализ и повышение осведомленности о сфере, в которой необходимо достичь результатов.

Люди склонны сильно преувеличивать или, наоборот, недооценивать возможные риски. Оптимально собрать максимум информации из разных источников — авторитетных и объективных, затем на основе такой информации принимать взвешенные решения.

Чем больше информации о рисках, тем больше стратегий по их минимизации придется создать и больше запасных планов продумать — на случай, если вероятные негативные события произойдут. Так можно подготовиться хотя бы на психологическом уровне, получить определенный контроль если не над ситуацией, но над своими реакциями и эмоциями.

Полезно развивать мышление шахматиста, продумывать «многоходовки» и алгоритмы, относиться к проблемам и рискам как к интеллектуальным задачам, которые под силу.

Правильное решение или гипотеза не должны быть единственными, их должно быть много. В кризисе или возникшей на пути трудности может крыться новая возможность, которая позволит достичь цели другим путем. Важно настроиться на постоянный поиск возможностей.

Изучая опыт других людей, следует помнить, что он может быть не применим к поставленной цели. Люди, делящиеся успешными или неуспешными кейсами, действовали с другими входными данными, в других ситуациях и работали с другими вызовами. Но сбор информации помогает посмотреть на ситуацию под разными углами, вычленить инсайты и идеи, которые можно адаптировать к имеющимся рабочим условиям.

Страх доверия и лидерства

Достижение большой цели — результат слаженных действий и вклада многих людей, будь то основание международной корпорации или создание уникальной, меняющей жизнь технологии.

Начинающие предприниматели часто придерживаются принципа «лучше сделать все самому, чем просить кого-то». Они находят преимущества самостоятельной работы в том, что не нужно никого контролировать, сталкиваться с непониманием и негативом других людей, разруливать конфликты. Такая позиция может быть основана на страхе доверия.

Похожий страх испытывают предприниматели, которые не нанимают на работу людей сильнее, умнее, опытнее себя. Они чувствуют неуверенность в управленческих навыках, опасения, что авторитет будет подавлен и более опытные люди «подсидят» их.

Страх доверия помогает преодолеть постоянное обучение навыкам управления, коучинг, профессиональные тренинги по лидерству.

Важно не впасть в зависимость от курсов и интенсивов, а сразу же применять полученные знания, оттачивать навыки на практике, внедрять и тестировать незамедлительно. На помощь приходит планирование, постановка задач самому себе.

Работая со страхом доверия, важно научиться подбирать и вовлекать людей со схожими ценностями и интересами, уметь формулировать цели для команды, транслировать их важность и смысл. Цели лидера должны резонировать с целями команды, в противном случае сотрудники будут действовать «из-под палки», потому что руководитель так сказал. И в итоге люди окажутся не готовы вкладываться в большой проект.

Как правильно формулировать цели

Достижение цели во многом зависит от ее формулировки. Удобно ставить цели по модели SMART, которая одновременно дает конкретный план ее достижения, ставит четкий дедлайн и помогает удержать внутреннюю мотивацию.

Поставленная цель по методике SMART должна быть:

  • конкретной (Specific), то есть нацеленной на определенную область для улучшения; 

  • измеримой (Measurable), или иметь четкие критерии, лучше в оцифрованном виде, по которым станет понятно, что результат достигнут; 

  • имеющей ответственного (Assignable), который будет выполнять задачи, ведущие к цели; еще букву «А» в аббревиатуре расшифровывают как Achievable и Attainable — буквально «достижимый»;

  • реалистичной (Realistic) — достижимой при наличии тех ресурсов, которые уже имеются, либо ресурсов, которые также реально получить; 

  • имеющей четкие временные рамки выполнения (Time-related) — сроки также должны быть реалистичными: слишком большие сроки расхолаживают, слишком маленькие демотивируют.

При работе со сроками применим закон Паркинсона: работа занимает ровно столько времени, сколько на нее было отведено.

Примеры правильно сформулированных целей.

Первый. К «дата, месяц, год» моя компания откроет филиал в «Городе», который начиная с этой даты приносит прибыль не менее «число» миллионов рублей в месяц.

Второй. К «дата, месяц, год» я пройду курс школы иностранного языка «Название школы», необходимого для общения с зарубежными инвесторами, и мой уровень владения языком, согласно тесту «Название международного теста», будет равняться уровню носителя.

Третий. К «дата, месяц, год» объем продаж моей компании увеличится на 50% по отношению к этой же дате предыдущего года.

💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум

Вступайте в клуб и получите доступ к 1000 идей для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!

Оформить на 14 дней бесплатно

Как выдержать путь к большой цели и не отступиться

Эта ошибка народным языком называется «начал за здравие, кончил за упокой», и ей подвержены многие люди, ставящие цели разного масштаба. Большая цель предполагает долгосрочность: успех может случиться через 10–15 лет, а за это время часто возникает соблазн вернуться к прежним, привычным моделям поведения и сценариям работы.

💼 Пример
Предприниматель посетил тренинг или пообщался с коучем. Он получил инсайт, заразил им линейных менеджеров и команду. Первую неделю люди летают на крыльях и даже видят первые успехи, но на вторую неделю запал иссякает. На третью неделю команда и руководитель забывают о тренинге и работают по-прежнему, погружаясь в рутину.

Чтобы не терять концентрацию на большой цели, важно выделить ключевые действия, приводящие к этой цели, зафиксировать их в календаре. Нужно закрепить новый порядок действий в регламенте, превратить их выполнение в жесткое правило — до тех пор, пока действия не превратятся в привычку. Важно только то, что ведет к достижению цели. Остальное можно отложить, отдать на аутсорсинг или автоматизировать.

Помогает подключение внешнего контроля исполнения этапов, напоминаний и проверок. Эту функцию можно делегировать:

  • коучам, бизнес-психологам, тренерам; 

  • доверенному помощнику или коллеге, другу, члену семьи; 

  • IT-сервисам, электронным календарям, приложениям, программному обеспечению вроде CRM и ERP-систем. 

После достижения каждого этапа или подцели нужно поддержать себя и команду, отпраздновать победу.

Необходимо научиться осознавать свой рост, делать перерывы для осмысления и проверки достигнутого. Также очень важно вычленять эффективные модели поведения, действия, ресурсы, которые привели к победе, и анализировать, можно ли опираться на них при работе со следующими этапами.

Позитивная награда помогает мозгу поверить, что все последующие этапы тоже реальны и достижимы со временем. Празднование может выражаться в том, чтобы сделать приятное себе или окружающим, выразить благодарность тем людям, вещам, событиям, благодаря которым победа состоялась.

Частые ошибки при постановке и достижении целей

К ошибкам при формулировании и достижении целей относятся:

  • отсутствие конкретного плана; 

  • негибкий или не адаптированный план; 

  • глобальная и при этом расплывчатая либо некорректно сформулированная цель; 

  • слишком маленькие или слишком большие сроки для прохождения этапов; 

  • боязнь неопределенности или, наоборот, недооценка возможных рисков; 

  • восприятие ошибок и трудностей как повода вернуться к зоне комфорта и ничего больше не делать. 

Правильно сформулированные цели конкретны, их можно отразить в метриках, цифровых показателях, временных промежутках. Это позволяет четко держать фокусировку и анализировать промежуточные результаты. Цель должна соотноситься с реальными возможностями, ресурсами, имеющейся обстановкой.

Любой большой проект нуждается в гибком плане, который может трансформироваться в процессе движения.

Грамотное планирование и разбивка на этапы помогает снять часть страхов. Предприниматель также всегда может опереться на свой опыт и мудрость либо привлечь опыт и мудрость профессионалов, чтобы большая цель выглядела как реальная и достижимая.

Автор: Ксения Воловик

🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды

Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую

Подать заявку онлайн

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии