Весь мир знает бренды, возникшие благодаря увлеченным общей идеей друзьям: Microsoft, Procter & Gamble, Twitter. В то же время говорят: «Хочешь потерять друга — открой с ним бизнес». Рассказываем, как начать проект с приятелем и не пожалеть об этом
Содержание
Как правильно запускать бизнес с хорошими друзьями
Как разделить полномочия
В чем плюсы и минусы бизнеса с близкими
Зачем предпринимателям-друзьям оформлять ООО
Как друзьям решать конфликты и не навредить бизнесу
Как открыть с друзьями компанию и не испортить отношения
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнКак правильно запускать бизнес с хорошими друзьями
Что такое бизнес с другом, я знаю не понаслышке. Я самостоятельно издала книгу в России, находясь на Кипре. И чтобы удобнее было ее отправлять читателям по России, обратилась к подруге за помощью.
Почти сразу я поняла: нельзя просить о таком по дружбе. Ходить на почту, стоять там в очередях, заполнять квитанции и делать все это как можно быстрее, а не в любой удобный день — работа, и за нее нужно платить. Тем более что книги я рассылаю людям не по доброте, а за деньги, и всю прибыль я беру себе.
Я предложила подруге оплату. И она ответила, что я могу перевести ей любую сумму, которую посчитаю нужным. Этот разговор о деньгах немного отдалил нас. Мы стали реже общаться на личные темы.
А потом случилась неприятность: отправляя мне на Кипр большую партию книг, подруга указала неточное число предметов в посылке. Таможня развернула партию без возврата денег за почтовые услуги. Пришлось снова платить за пересылку, причем немало, и ждать.
Я не могла высказать подруге напрямую, как сильно я расстроена, или поделить расходы пополам, хотя она и предлагала это. Ведь она моя подруга, и это я втянула ее в свои дела.
Тогда я сделала вывод: для успешного сотрудничества хорошего знакомства недостаточно. Личные отношения и эмоции лучше оставить в стороне, так как это может навредить общему делу.
Можно ли построить стабильный совместный бизнес с другом, я спросила у Ирины Балобановой — сооснователя компании по производству корпоративных подарков «Атрибутика». Она открыла этот бизнес с подругой и успешно ведет его уже 10 лет.
«Мы занимаемся корпоративными подарками: разрабатываем, производим, поставляем наборы оптом компаниям по всей России, — делится Ирина. — Начинали 10 лет назад, идея была общей, чувствовалась необходимость в поддержке друг друга. До этого обе имели опыт старта и ведения бизнеса в одиночку или с партнерами, которые оказались ненадежными. Мы понимали: вдвоем легче, но важны доверие и схожие взгляды».
На вопрос, о чем стоит договориться с другом с самого начала, чтобы избежать проблем, касающихся бизнеса, Ирина ответила: «Важно обсудить финансовые вопросы, ответственность сторон, обязанности и вклад каждого — временем, усилиями, деньгами.
Это так надо. По факту мы с подругой не проговаривали все это, оно формировалось интуитивно, в процессе. Хотя в учредительных документах, конечно, указано 50/50.
Все зависит от личности каждого человека. Никакими предосторожностями не застрахуешься от возможных проблем. И нужно максимально все открыто обсуждать. Вести бизнес с приятелями можно, но осторожно».
Как разделить полномочия
Даже когда работаешь вместе с друзьями, важно понимать, что в кабинете первостепенным будет деловое общение. А такие взаимоотношения требуют четкого регламента. Придется прописать и отстроить, кто за какое направление отвечает, каким образом решаются денежные вопросы.
«Стратегические вопросы, финансовые, управленческие, связанные с персоналом решаем вместе, — продолжает Ирина. — Ответственность, право голоса, вес в компании равны, все решения принимаются только по общему согласию.
По должности я креативный директор, подруга — генеральный, что примерно говорит о распределении обязанностей в рабочем процессе».
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнВ чем плюсы и минусы бизнеса с близким
Развивать предприятие с хорошим знакомым удобно, ведь оба знают характеры друг друга. Исходя из этого могут корректировать свое поведение, понимать, какими словами лучше донести недовольство или предложить другую идею. Когда двумя людьми движет общее увлечение, это может стать отличным топливом для развития совместного предприятия.
Правда, чем лучше знаешь приятеля, тем больше личное может примешиваться к рабочему. Иногда это идет на пользу, а иногда мешает.
По мнению Ирины Балобановой, у бизнеса с другом есть преимущества и недостатки.
Среди плюсов:
Распределение ролей, не надо в одиночку думать обо всем.
Поддержка — моральная и физическая. Бывают периоды, когда один из компаньонов не может уделять работе максимум времени и внимания, и тогда его страхует другой. Плюс всегда есть с кем поговорить, обсудить непростые ситуации и спорные рабочие моменты.
Взаимная ответственность мотивирует к работе.
Из минусов:
Часто к делам примешиваются эмоции и нерабочие отношения, но это может возникнуть и не с приятелями. Скорее это проблема небольшой компании и подхода к управлению.
Нельзя показывать сотрудникам разногласия между партнерами, но иногда это может проскальзывать и негативно влиять на весь коллектив.
Зачем предпринимателям-друзьям оформлять ООО
Строить бизнес только на доверии рискованно. Лучше заблаговременно предусмотреть все возможные варианты развития событий.
Если так случится, что придется делить предприятие, слова не помогут, должно быть оформлено ООО. Да, вести бухгалтерию будет сложнее, чем для ИП, зарегистрированного на друга. Но форма ООО позволяет распределить роли и закрепить их на бумаге. В случае с ИП предпринимателем будет один, другие товарищи окажутся просто участниками, наемными сотрудниками.
При конфликте, который сложно разрешить, из ООО может выйти один из учредителей, получив компенсацию, равную доле участия. Если покинуть компанию решит один из основателей, который числится сотрудником у ИП, он может рассчитывать только на честность партнера.
Конфликты и их последствия для дружбы бывают разными. А обосновать притязания одного из участников бизнеса на предприятие другого, если он по документам не собственник доли, трудно.
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнКак друзьям решать конфликты и не навредить бизнесу
Конечно, до конфликтов лучше не доводить. Но иногда даже между хорошими товарищами и партнерами случаются разногласия, и есть риск потерять друга.
«Действительно есть много рисков, их нужно учитывать и просто заранее максимально нивелировать, — считает Ирина Балобанова. — Бизнес — дело рискованное, никто не застрахован: трудности могут возникнуть и с клиентами, и с подрядчиками, и с сотрудниками. Со всеми — свои нюансы. Взаимоотношения с партнерами имеют свои особенности, вот и все.
Может быть проблема — принципиальные разногласия в каких-то вопросах, но нам с подругой пока всегда получалось прийти к общему мнению. Не знаю, как бы решали, если бы такое возникло, но думаю, что разговорами.
И первое, что тут надо сделать, — уйти от личного в рабочую область. Под «уйти» я имею в виду «решить». Закрыть обиды, если они есть, сказать: «Мне это неприятно, потому что…» И только после этого обсуждать рабочие вопросы конструктивно. С принятием того факта, что второй может не соглашаться. Искать компромис. Уметь прислушиваться».
И все же не каждая дружба проходит проверку на прочность. Строя совместный бизнес, есть риск испортить отношения с дорогими людьми, потеряв и их, и компанию.
Похожие риски возникают и в ситуациях, когда предприниматель берет близких людей на работу, оформляет их как своих сотрудников. Но это все же устроено не так, как совместный бизнес с другом.
«У меня был опыт найма приятелей и родственников, — вспоминает Ирина. — Там действительно есть этот момент «не уволить». Примешивается личное, и очень трудно, но важно выстроить правильные рабочие взаимоотношения. Свести личный вопрос к минимуму, избавиться от него совсем не получится. И обсуждать открыто все возникающие вопросы, конфликты. Были не очень красивые ситуации, и сейчас я вижу, что их можно было предотвратить несколькими беседами.
С партнером это иначе: мы на равных. Поэтому проблемы могут возникнуть другие. Мы, правда, с ними пока не сталкивались — все денежные вопросы обсуждаем открыто, и есть правило, что все поровну, вне зависимости от вклада. При этом есть взаимная ответственность, и мы знаем, что обе вкладываем максимально, сколько можем в этот момент.
Я бы не согласилась с наставлением: «Не стройте бизнес со своими близкими». Это очень сильно зависит от личности людей, общения и обстоятельств. Я вот не уверена, что смогла бы построить то, что удалось вдвоем, в одиночку».
Как открыть с друзьями компанию и не испортить отношения: памятка
Запускать совместный проект стоит, если друзья горят одной идеей и понимают, какие у каждого сильные стороны.
Важно договориться «на берегу» об обязанностях, ответственности сторон, финансовых вопросах. Это обеспечит успешное ведение бизнеса.
Следует четко разделить полномочия.
Необходимо оформить ООО и стать не только друзьями, но и соучредителями. Это поможет документально закрепить доли участия.
Решать конфликты, касающиеся бизнеса или личного общения, нужно на этапе, когда они еще назревают. Разговаривать продуктивно получается, если прислушаться к мнению другого. Даже если случилась серьезная ссора, показывать это сотрудникам или посвящать их в это — плохая идея.
Вкладывать в общее дело столько, сколько это возможно в тот или иной период. Если у одного друга временно не получается максимально участвовать в делах компании, задача другого — подстраховать бизнес.
По мере развития совместного бизнеса у друзей будет накапливаться опыт продуктивного и непродуктивного делового взаимодействия. Опираясь на него, можно вводить правила поведения в критически важных ситуациях и следовать им.
Автор: Ольга Лаврикова
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды