Открыть бизнес
Как инвестировать в стартапы
Статья

Как инвестировать в стартапы

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Те, кто умеет оценивать перспективы новых компаний и готов инвестировать в их развитие, могут построить на этом бизнес. Об особенностях такого заработка рассказывает ведущий юрист компании «Правовой Анклав», специалист по юридическому сопровождению инвестиционных проектов Дарья Кириллова

Содержание

Что такое стартап
Особенности инвестирования в стартапы
Юридическое оформление стартапов
Какие инвестиции нужны на каждой стадии стартапа
Модель инвестирования в стартапы
Как инвестор может заработать на стартапе
Как снизить риски при инвестировании в стартапы
Где искать стартапы


Юридические решения для бизнеса

🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды

Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую

Подать заявку онлайн

Что такое стартап

Чтобы инвестировать в стартап, нужно сначала определить, действительно ли это он. Для многих предпринимателей и инвесторов стартап — любой бизнес, существующий на уровне концепций. Однако это не так.

По классическому определению, стартап — «временное предприятие, созданное для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели», что-то высокотехнологичное и предполагающее быстрый взрывной рост. Этим и объясняется высокий риск инвестиций на начальной стадии такой компании, и столь же высокая ожидаемая прибыль.

Бизнес с понятной моделью и стадиями развития, например кофейня или магазин одежды, — это не стартап, неспешное создание интернет-сайта с перерывами на серфинг на Бали — тоже. Стартап удачно описывает такая цепочка: высокие технологии — риски — взрывной рост — сверхприбыль.

Особенности инвестирования в стартапы

Восемь из десяти стартапов прогорают, и лишь 1 % из них имеют шанс стать «единорогом», как Airbnb или Uber. Эти факторы и определяют особенности финансирования новых компаний.

Кредиты основателям стартапов, или фаундерам не доступны из-за сверхвысоких рисков и, как правило, отсутствия на начальных этапах хоть каких-то результатов или понятной бизнес-идеи.

Отсутствие сбережений у фаундеров или неумение ими распоряжаться. Развивать стартап на свои деньги — не лучшая идея. Если у основателей и есть свои средства, то психологически они обычно не готовы рисковать собственными деньгами. В результате им трудно принимать резкие решительные шаги, и стартап не показывает ожидаемого роста.

Венчурные инвестиции в такой ситуации — единственный шанс для стартапа. Инвестор платит гигантским риском за возможность много заработать. А фаундеры — долей в бизнесе и частичной потерей контроля.

В случае со стартапом инвестиции — это способ купить время. Стартап — всегда гонка, ему нужна скорость, люди, ресурсы. Ведь он предполагает разработку и выпуск на рынок высокотехнологичного продукта. Если не успеть, технология устареет или продукт создаст и начнет продавать кто-то другой.

Юридическое оформление стартапов

Чтобы фаундерам стартапа избежать неприятных ситуаций и сложностей, важно на начальном этапе позаботиться о юридической стороне дела. Есть три важных момента, которые нельзя упускать из виду:

  1. Проекты в инновационных сферах редко затевает один человек. Если есть хотя бы два партнера, это явный сигнал, что нужно уладить базовые юридические вопросы «на берегу». А чтобы было удобно собирать инвестиции путем продажи акций или долей стартапа, создать ООО или АО.

  2. Еще на начальном этом этапе важно обговорить со всеми партнерами их доли в проекте и функции в нем. Доли надо разделить не «в уме», им должен соответствовать процент долей в ООО или количества акций в АО, созданном для реализации проекта.

  3. Юридическое оформление стартапа имеет еще один принципиальный вопрос, от которого зависит дальнейшее привлечение средств: какую юрисдикцию выбрать для регистрации компании? Варианта два. Первый — оставаться в российской юрисдикции, второй — создать офшор, чтобы использовать английское право.

Плюсы и минусы «ухода» из российского права — тема отдельной дискуссии. Но стоит заметить, что в настоящий момент российская юрисдикция обладает достаточным объемом механизмов для инвестирования в стартапы и при этом значительно сокращает затраты как самого стартапа, так и инвестора.

🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды

Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую

Подать заявку онлайн

Какие инвестиции нужны на каждой стадии стартапа

Основные стадии стартапов

Рассмотрим три основные стадии, через которые проходят стартапы. Инвестируют на любой, при этом у каждой — свои особенности.

Pre-seed. На этой стадии есть только фаундеры, их идея и много энтузиазма. Профессиональные инвесторы или фонды, как правило, не вступают в игру. Стартап финансируется за счет собственных средств основателей или за счет денег родственников и друзей. Характерная особенность такого финансирования — личное доверие к фаундерам. Ведь у стартапа еще нет ничего, кроме идеи.

Когда основатели находят первые средства, они разрабатывают минимально жизнеспособный продукт — minimum viable product (MVP). В большинстве случаев — это собранный «на коленке» прототип, который дает представление о продукте.

Seed. Когда MVP готов, прошли первые тестовые продажи и стало понятно, что продукт востребован, возникает потребность сделать все «по-человечески». Для этого нужно много денег, а значит, серьезные вложения. В дело вступают частные инвесторы и фонды. Они оценивают риски и предоставляют средства, взамен получают долю в компании и часть прибыли.

Раунд А. Когда сомнений в том, что продукт востребован, не остается, приходит время активного маркетинга, расширения производства и штата сотрудников. Основатели идут за деньгами к фондам и инвесторам, которые специализируются на более поздних стадиях развития стартапов. И здесь фаундеры теряют значительную часть контроля над компанией — по условиям работы с фондами раунда А.

Внимание
Инвестирование такого уровня сопровождается акционерным соглашением. Формируется совет директоров, создается новая система управления, из которой фаундера могут и вовсе исключить.

В операционную деятельность инвесторы, как правило, не вмешиваются. В то же время они устанавливают правила: менеджмент компании принимает все решения, кроме касающихся самой технологии или продукта.

Особенности инвестиций на разных стадиях

Инвесторам необходимо понимать, на каких этапах развития стартапа они подключаются и какие это несет риски.

Так, фаундеры, у которых есть только гипотеза и MVP, вряд ли будут обращаться к частным инвесторам, которые подключаются позже. Нужно понимать, что основатели не смогут предоставить финансовую отчетность, потому что ее нет. Вкладывать средства в стартап в такой ситуации крайне рискованно.

На более поздних стадиях развития стартапа фаундеры нередко привлекают венчурные фонды. Средства этих организаций — это активы множества людей, которые доверили их фонду. Инвестор — не меценат, он сам привлекает инвестиции и обещает людям прибыль. Так как инвестор отвечает за чужие деньги, он ведет себя максимально осмотрительно, потому что провал стартапа может стать и его провалом.

Модель инвестирования в стартапы

Модель инвестирования в стартап в общих чертах можно описать так:

  • инвестор дает фаундерам деньги; 

  • взамен он получает долю в стартапе и часть прибыли;

  • если стартап прогорает, стороны ничего друг другу не должны — в этом изюминка венчурного инвестирования.  

Как инвестор может заработать на стартапе

Существует несколько способов получить прибыль за счет вложений в стартап.

  1. Продать свою долю в стартапе фаундерам на более позднем этапе развития. Доход образуется за счет развития стартапа и естественного прироста его стоимости.

  2. Продать свою долю другому инвестору на последующих стадиях стартапа. 

  3. Начать получать дивиденды. Это происходит, когда стартап выходит на IPO, но случается редко. 

Как снизить риски при инвестировании в стартапы

Купить доли или акции в компании

Это, пожалуй, единственный безопасный вариант вложения средств для инвестора, имеющего дело со стартапом в российской юрисдикции.

Может показаться, что безопаснее предоставить фаундерам заем, но это нивелирует всю суть инвестирования в такой сегмент бизнеса — фиксированный процент по договору займа не обеспечит инвестору прибыль, которую потенциально может дать стартап.

Не становиться мажоритарным участником компании

Стартап — тонкая сущность, он «завязан» на основателях, которые генерируют идеи и создают продукт. Если фаундерам станет неуютно с инвестором, поглотившим ООО и весь кислород в помещении, то они просто уйдут. И заберут с собой интеллектуальную собственность. Инвестор останется с «пустой» компанией.

Кроме того, отсутствие у фаундеров права принимать решения сдерживает рост стартапа. В результате он не переходит на следующие стадии, на которых можно привлекать дополнительное финансирование.

Как правило, доля непрофильного инвестора составляет 10–30 %. Этого достаточно, чтобы удовлетворить интересы обеих сторон.

Оставить фаундера в компании, куда вложены деньги

Инвестору важно оставить основателя и разработанный им продукт или технологию в компании. В зависимости от сложившейся ситуации, есть несколько способов это сделать:

  1. Если инвестор вложил средства на начальном этапе, то в качестве условия финансирования может попросить основателя зарегистрировать права на результаты его интеллектуальной деятельности на компанию. Тогда фаундер будет «привязан» к юридическому лицу, среди участников которого есть инвестор. 

  2. В том случае, если основатель уже получил такие права как физическое лицо, нужно позаботиться, чтобы он предоставил компании исключительную лицензию на долгий срок.

  3. Подключить корпоративные механизмы и запретить уставом компании продавать доли или акции в течение конкретного периода. Важно, чтобы период был четко определен и адекватен, иначе суд признает это условие недействительным.

  4. Инвестировать средства при условии, что фаундер выдаст штрафной опцион на свои доли или акции. Опцион реализуется инвестором, если основатель досрочно выходит из компании. Доли или акции выкупаются по номинальной цене.

Где искать стартапы

Обычно фаундеры сами ищут инвесторов, так как нуждаются в деньгах. Для этого они решают, как презентовать свой проект и кому — бизнес-ангелу или инвестиционному фонду. Однако искать стартапы может и сам инвестор. Есть несколько вариантов.

Вариант 1 — через краудфандинговые платформы. Стартапы размещают свои инвестиционные предложения на лицензированной Центробанком платформе, а инвесторы оценивают их и решают, куда вкладывать средства.

Пример: STRK — инвестиционная платформа, предлагающая купить акции перспективных компаний до их выхода на IPO.

Вариант 2 — стать членом ассоциации бизнес-ангелов. Так инвестор вступает в сообщество, куда фаундеры сами «несут» свои проекты. Там же он может получить дополнительную экспертизу по процессу инвестирования.

Примеры: Национальная ассоциация бизнес-ангелов, Российская венчурная компания.

Вариант 3 — инвестировать при помощи венчурных фондов. В России они существуют в форме паевых инвестиционных фондов, преимущественно закрытых (ЗПИФ).

Пример: Закрытый паевой инвестиционный комбинированный фонд «ВТБ Капитал пре-АйПиО фонд».

🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды

Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую

Подать заявку онлайн

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии