Кейс: как государственными деньгами вывести свой продукт на международный рынок
Статья

Кейс: как государственными деньгами вывести свой продукт на международный рынок

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

В этом материале история вывода продукта на китайский рынок. Какие ожидания у китайских потребителей, что обязательно делать, если хочешь попасть на китайский рынок и чем может помочь государство.


Эксперт-практик в области ВЭД

Когда твой семейный бизнес стабилен, приносит доход и удовлетворение нужно ли начинать что-то новое или стоит развивать и масштабировать то, что есть? Что движет предпринимателем в такие моменты, когда он начинает заниматься несвойственными продуктами, например, запускать экспортный продукт. Интересно? Мне, да. Я встретилась с руководителем отдела развития финансового ателье GrottBjorn. Экспертом в создании спроса и эффективной работы на конкурентных рынках Анастасией Лебедевой, чтобы выяснить, что двигало ей, когда она решилась на такой шаг.

Ответ с ее стороны был прост. Для того, чтобы развиваться в своем бизнесе нужно делать еще что-то, что будет заставлять двигаться и даст возможность посмотреть на себя с другой стороны. Например, создаст нужное позиционирование — качественным может быть не только продукт, но и услуги.

Сервис

Здесь вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую

Подать заявку

Неожиданным решением стало открытие пивоварни, где при желании потенциальный клиент мог бы оценить подход GrottBjorn к ведению бизнеса в принципе. Замечу, что речь шла о Екатеринбурге. С одной стороны это эксперимент, с другой — новое направление для бизнеса. В данном случае оно оказалось выигрышным. Продукт оказался настолько хорош для российского потребителя, что пришла идея масштабироваться еще и в выходе на зарубежные рынки, то есть экспортировать свой продукт в Китай.

Как человек, считывающий все трендовые направления, в том числе и за рубежом, Анастасия отметила, что Китай наравне с потреблением пива пропагандирует здоровый образ жизни. Вот именно этот тренд Анастасия использовала для создания еще одного своего продукта.

🍚 Щи да каша — пища наша

Как показывает этот кейс, каша может быть не только нашим продуктом. Что является вечной сферой заботы человека — еда! Неизменные базовые потребности человека. Именно на этих потребностях решила сыграть Анастасия Лебедева.

Китай с его развитием и потенциалом давно является привлекательной территорией для развития любого бизнеса. А количество людей, подверженных общемировому тренду на здоровый образ жизни и потребление продукта высокого качества, может дать фору в любой стране. Поэтому из многообразия продуктов, качества, ценовой категории всегда будет огромный сегмент потребителей, который потребляет продукт премиум качества.

Продукт премиум-класса — вот та ставка, на которую поставила Анастасия. Экспортный продукт — каши быстрого приготовления. Анастасия не является производителем продукта, она его закупает. Это своего рода социальная миссия, о которой мы поговорим позже.

🇨🇳 Путь начинается с первого шага

Эта перефразированная восточная мудрость отражает все действия начинающего экспортера. Анастасия нашла производителя продукта, который отвечал всем ее представлениям о продукте с учетом проведенных исследований.

Шаг №1 — изучение вкусовых предпочтений китайцев

Для изучения вкусовых пристрастий, поведенческих факторов потребителей при потреблении несвойственных продуктов Анастасия организовала тур в Китай, где на одной из непрофильных выставок посетителям предлагались традиционные русские сладости: пряники, пастила, зефир.

Анастасия опытный маркетолог, поэтому основной задачей, которая решалась в ходе дегустации продуктов являлось отслеживание реакции человека на вкусы. Язык может обмануть, тело — нет.

Шаг №2 — разработка дизайна упаковки

По возвращению в Россию начался мыслительный процесс. На рынок должен поставляться продукт, который схож со вкусовыми пристрастиями Китая, в данном случае у нас совершенно разные понятия и степень восприятия сладких продуктов.

Выводы после поездки:

  • Упаковка товара должна отвечать менталитету страны, в который она поставляется. В силу потребления европейских товаров на рынке Китая, соотношение светскости и повышения уровня жизни, товар должен быть упакован в оригинальную упаковку, которую можно соотнести с заграничным импортным товаром. 

  • Поэтому вопрос о разработке этикетки и упаковки с китайским переводом не стоял, продукт просто должен иметь китайскую маркировку (наклейку с переводом).

Что решили сделать:

Анастасия разработала дизайн упаковки, учитывающий менталитет китайских граждан, но подчеркивающий иностранное происхождение продукта. Учли даже такие нюансы как фольгированная крышка, которая бы отвечала самым высоким запросам по сохранению продукта, увеличение массы продукта с 30 грамм до 50, чтобы потребителю было комфортно рассчитать прием пищи.

Шаг №3 — регистрация торговой марки

Далее акцент был сделан на название торговой марки продукта 2REASONS и ее регистрации. Как известно, в Китае существует так называемое «право первого». Кто первый подаст документы в регистрационный орган по патентам, тот и имеет право на торговую марку.

Это своего рода игра на опережение. В Китае, к сожалению, есть целые компании, которые отслеживают появление новых продуктов, которые интересны для их соотечественника, и подают документы на регистрацию. В свое время жертвами таких мошеннических схем стали TESLA и New Balance. Под торговой маркой 2REASONS планируется выпускать целую линейку продуктов.

Шаг №4 — оценка продукта китайскими потребителями

Позже была совершена еще одна поездка в Китай. Цель поездки заключалась в оценке дегустаторов на упаковку товара и вкусовые качества.

Стоит отметить, что маркетинговые исследования — важная часть вывода продукта. Ведь речь идет о восприятии продукта у жителей с совершенно другим менталитетом.

  1. Во-первых, собиралась информация по цветовой гамме упаковки с точки зрения восприятия цвета у жителей Поднебесной. 

  2. Во-вторых, по крепкости фольгированной крышки. Как выяснилось при первоначальном исследовании, китайцы большое значение придают плотности упаковки и ее герметичности, плюс важным было соблюдение требований местных регламентов к упаковке. 

  3. В-третьих, это несвойственные вкусовые ощущения для Китая, поэтому изначально ставка была сделана на соединение знакомого и незнакомого продукта. Быстрозавариваемые продукты — это знакомые товары. А вот, например, гречневая каша с лисичками — уже что-то микс нового и привычного для китайского потребителя: гречневую кашу они только начинают добавлять в свой рацион. 

Результат маркетинговых исследований: получен положительный срез и отзыв на продукт. Китайцы высоко оценили вкус и внешнюю упаковку. В том числе по эмоциональному восприятию цены продукта, так как по стоимости продукт оказался в одной ценовой категории с другими подобными продуктами, которые реализуются в сетях Китая. Вся подготовительная работа была проведена. Далее необходимо выводить продукт на рынок.

Кредиты от Сбербанка

Получите кредит для бизнеса на любые цели – с возможностью подать заявку онлайн

Подать заявку на кредит онлайн

🏢 Как помогают экспортерам центры поддержки

Как мы знаем экспорт — это перспективное направление развития бизнеса, которое поддерживается государством. Поэтому одним из шагов Анастасии стало обращение в РЭЦ (Российский экспортный центр), так как в планах есть экспортные поставки сладостей и пива (у Анастасии собственное производство). А также в Центр поддержки экспорта Свердловской области, так как производство каш территориально подчиняется региональному центру.

В какой центр обратиться?

1. Подобные центры существуют по всей России, поэтому экспортер может обратиться в любой центр, где находится его производство.

2. Еще один момент, почему стоит рассматривать различные центры поддержки — перечень оказываемых услуг может более точечно подходить под конкретные запросы экспортера.

Помощь РЭЦ

1. При всем многообразии услуг, заведенных на центры поддержки, получить их достаточно непросто. Со стороны РЭЦ для вывода продукта был предложена оплата золотого аккаунта на Alibaba.com порядка 800 тысяч рублей. Подтверждение создания аккаунта было в апреле, но только с конца января началось движение по нему.

Аккаунт полностью наполнен сведениями о производителе, продавце и товарными позициями. Сегодня стоит вопрос о продвижении аккаунта внутри площадки, чем сейчас и занимается компания.

2. И вторая площадка для продвижения российских товаров — EPINDUO. Площадка запущена совместно с РЭЦ и призвана помочь экспортерам выйти на китайский рынок. То есть представлять свою продукцию в Китае, в том числе и напрямую продавать свою продукцию китайскому потребителю, контролировать цену на полке, заходить в китайские сети и оперативно отправлять образцы потенциальным оптовым покупателям.

Размещение и продвижение продукции на онлайн-площадках в Китае поддерживается и возмещается Правительством РФ. Эта площадка заработала чуть раньше, чем аккаунт на Alibaba.com.

Помощь Центра поддержки экспорта Свердловской области

1. При обращении в Центр поддержки экспорта Свердловской области было заключено соглашение, при оплате части которого экспортеру был предложен больший перечень услуг, оказываемых центром, в том числе трехстороннее соглашение, по которому они взяли обязательство по доставке товара в Китай.

2. Помимо этого, с Центром поддержки экспорта Свердловской области заключили соглашение на маркетинговые исследования внутри Китая с использованием фокус-групп, о которых говорилось выше.

Результаты:

Продажи в Китае начались на торговых площадках Китая в начале января. Отчетность предоставляется раз в месяц. Площадка EPINDUO берет на себя обязательство проводить внутренние активности, которые включают три прямых эфира с блогерами и две презентации в торговых точках. Сегодня часть запланированных мероприятий проведена.

По отчетам площадки начались первые продажи, которые пока измеряются в единицах, порядка 100 штук. Здесь как раз та ситуация, когда нужно было сделать первые шаги, и они сделаны.

Основная работа сделана, Российский экспортный центр и Центр поддержки Свердловской области выполняют взятые на себя обязательства. Более того, согласована дальнейшая работа по выводу пива на рынок Китая.

Курс

Экспорт: как продавать товары зарубеж

Узнать все тонкости

💪 Как помогает экспортер себе сам

Общение с государственными структурами история достаточно длинная, поэтому Анастасия во избежание простоев сделала следующее:

  • Создала информационного поле в социальных сетях, в частности TikTok. В Китае большое количество людей пользуются социальными сетями.

  • Вывела продукт на российские маркетплейсы.

Одно из первых действий, которые сделает китайский пользователь, это проверка на наличие товара на различных площадках интернета. Поэтому важно оставить любой след о своем продукте в социальных сетях и на торговых площадках.

Что касается российских маркетплейсов, то было решено предложить качественный продукт и российскому потребителю. А так как маркетплейсы — это одно из трендовых направлений в развитии собственного бизнеса, то почему бы не воспользоваться такой возможностью повысить узнаваемость продукта и в своей стране. Активность со стороны экспортера привела к быстрой обратной связи со стороны потребителей по незначительной доработке упаковки товара.


🚀 Итак, что было сделано

1. Оценка вкусовых пристрастий.

2. Вложение в продукт (подбор производителя).

3. Вложение в упаковку (работа маркетологов, позиционирование под китайский менталитет).

4. Оценка реакций дегустаторов на упаковку.

5. Сертификация продукции.

6. Регистрация торговой марки в Китае.

7. Обращение в государственные структуры, оказывающие поддержку экспортерам (необходимо понимать, что при оказании поддержки необходимо заложить средства для внесения части платы за соглашения).

Каких результатов ожидает экспортер

С учетом заключенного соглашения на логистику через Центр поддержки экспорта Свердловской области чистый заработок составит 10 млн рублей в год.

Дальнейшие планы

  • Масштабирование. Выход на рынки Турции, Ирана, Пакистана, Вьетнама, Южной Кореи. Ведется работа с Торговым представительством России в Турции. Торгпредство оказывает существенную помощь, организовано мероприятие, где экспортер мог представить свой продукт.

  • Развитие линейки продуктов, в том числе видов каш. Сегодня их шесть видов. Некоторые знакомят китайских потребителей с несвойственными злаками, например, гречка. Другие поддерживают общемировой тренд на молодость и красоту. Следующие изучают вкусовые пристрастия китайцев к сладким продуктам.

  • Выводить пиво собственного производства на китайский рынок, несмотря на высокую конкурентную среду.

  • Социальная миссия. Анастасия Лебедева не является производителем продукта, поэтому устоявшееся мнение, что экспортная поддержка оказывается только производителям неверно. Не каждый производитель, насколько хорош не был бы его продукт, в состоянии пройти этот путь, который прошла Анастасия: от поездок до маркетинговых исследований и заключения соглашений — просто логистики и сертификации будет недостаточно. К сожалению, это суровая действительность наших производителей.

Читайте также:

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии