Урок 3. Что учесть перед регистрацией товарного знака: 8 причин отказа
Статья

Урок 3. Что учесть перед регистрацией товарного знака: 8 причин отказа

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Вот вы выбрали название бренда и решили защитить его. Роспатент регистрирует не всех. Если вы получите отказ, то заплатите госпошлину зря. Поэтому перед подачей заявки внимательно проверьте себя. Вам поможет чек-лист, в котором мы собрали причины отказа.


Онлайн-бухгалтерия для ИП и ООО

1. Такой товарный знак уже есть

В стране действует 600 000 товарных знаков. Перед регистрацией проверьте, что придумали идею первым. Уже зарегистрированные знаки поищите в бесплатной базе данных. Заявки — в платной базе. Или заплатите специалистам Роспатента, чтобы они сами провели проверку.

Стоимость:

Схожие названия тоже нельзя регистрировать. Например, производить телефоны «Яблоко» и продавать космический бензин «Люкойл». Роспатент проверяет сходство по смыслу, звучанию и внешнему виду слова.

2. Название ни о чем не говорит

Товарный знак обозначает товар, услугу или работу. Люди рассказывают друг другу, какой телефон купили, где подстриглись и кто им отремонтировал квартиру. Если компания называется «А» или «15», упоминать ее неудобно. И неужели остальным компаниям нельзя будет использовать эти буквы и цифры? Поэтому Роспатент не регистрирует такие товарные знаки.

Компании откажут, если название состоит из:

  • Отдельных букв: А, Б, D, W.

  • Сочетаний согласных букв: ДТП, ГВД, МКПТ.

  • Сочетаний букв с точками: G.T.A., U.V.Z., U.M.C.

  • Чисел: 1, 42, 666.

Для логотипов действуют похожие правила. Нельзя регистрировать:

  • Простые фигуры: линии, треугольники, квадраты, круги.

  • Фотографии и схемы товаров: фото кофе, схемы палатки.

3. Так можно назвать и другие товары

Название не должно обманывать. Если компания называет себя «Мягкие подушки», она присваивает право на них. Получается, что все остальные компании продают бревна для сна. Поэтому называйте компанию творчески, а не только по свойствам товара.

Из чего нельзя составлять название:

  • Свойства товара: зерновой кофе, клубничный йогурт.

  • Качества: экологически чистый.

  • Размеры: 1 килограмм, 500 мл.

  • Назначение: для похудения, от морщин.

  • Способ производства: handmade.

Идеальное анти-название: «Экологически чистый handmade-йогурт со вкусом клубники, для похудания, 100 мл.».

4. Это обман покупателей

Компании должны быть честными с покупателями. Этого требует несколько законов, например, о правах потребителей и о рекламе. К ним присоединились и статьи Гражданского кодекса о товарных знаках.

Нельзя получить товарный знак «Белорусские продукты», если молоко и сметану делают в Москве.

Марку плащей нельзя назвать «Мантия-невидимка». Люди будут напрасно представлять себе магию. По крайней мере, Роспатент так считает.

5. Это аморально

Бренду нельзя быть плохим парнем. По крайней мере, в товарном знаке.

Что запрещено:

  • Ругательства,

  • Порнография,

  • Ассоциации со смертью и страданием,

  • Насмешки над госорганами,

  • Призывы делать что-то плохое,

  • Названия наркотиков.

6. Нарушает авторские права

Бизнесу выгодно использовать уже известные людям названия. Это привлекает внимание и вовлекает фанатов бренда. Но это незаконно. Тем более, нельзя зарегистрировать товарный знак с нарушением чужих авторских прав.

Каким товарным знакам откажут в регистрации:

  • С названием книги или фильма: «Гарри Поттер», «Звездные войны».

  • С цитатой: «алохомора», «да пребудет с тобой сила».

  • С именем и псевдонимом известного человека: Рианна, Юрий Дудь.

7. Повторяет название чужой компании

Когда люди регистрируют юридическое лицо, они выбирают название, например, ООО «Ромашка». Их тоже нельзя использовать для товарных знаков. Поэтому перед регистрацией проверяйте название на сайте ФНС.

Пример. Вы хотите зарегистрировать слово «Медведица» для тортов, бутербродов и чая. На сайте ФНС такие результаты:

Первые две компании закрылись. Третья работает в сфере здравоохранения. А вот четвертая компания жива и производит пищевые продукты. Поэтому новой «Медведице» откажут в регистрации.

8. Содержит официальные символы

Запрещены:

  • Государственные символы: флаги, гербы, гимн.

  • Названия международных организаций: ООН, БРИКС.

  • Официальные печати и награды.

Чтобы использовать их, обращайтесь в органы, которым они принадлежат. Если хотите маркировать товары гербом Краснодарского края, напишите в местное правительство. Спойлер: скорее всего, вам откажут.

Как обойти запреты

Достаточно одной причины, чтобы Роспатент отказал в регистрации. Если вы нашли свой пункт в этом уроке, придумайте другое название. Побороться за свое тоже можно, но обычно это стоит денег.

Если ваше название повторяет чужой товарный знак, нарушает авторские права или похоже на название другой компании — попробуйте договориться. Получите письменное разрешение от правообладателя и приложите его к заявке. В этом случае Роспатент не будет против.

Пример. Перед открытием третьего маникюрного салона Аня решила оформить товарный знак «Волна красоты». В реестр ФНС она нашла компанию с таким же названием. Эта компания тоже владеет салоном красоты, поэтому Роспатент откажет Ане. Она расстроилась, но на всякий случай написала письмо на юридический адрес ООО «Волна красоты». Через две недели пришел ответ: «Письмо-согласие. Регистрируйте свой товарный знак на здоровье. Мы работаем в другом регионе и не конкурируем с вами. Успехов».

Перейти к уроку 4

Вернуться к списку уроков

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии