В этом уроке мы собрали вопросы, которые чаще всего возникают при регистрации торгового знака.
Онлайн-бухгалтерия для ИП и ООО
Кто может оформить товарный знак?
Любые юрлица или ИП.
Что можно зарегистрировать?
Название марки. «Мегафон».
Логотип. Свеча «Газпрома».
Название и логотип вместе. «Сколково».
Слоган. «Не тормози. Сникерсни!».
Корпоративный цвет. Розовый «Ваниша».
Звук. Мурлыканье кошки.
Форму упаковки. Колпачок «Cвятого источника».
А что регистрировать нельзя — читайте в следующем уроке.
Сколько это стоит?
Товарный знак — это долго и дорого. Вы потратите на госпошлины от 23 100 рублей при электронной заявке, от 33 000 рублей при заявке на бумаге. Если не готовы разбираться в требованиях законодательства — от 10 000 рублей на юриста. Регистрация займет от 10 до 18 месяцев.
Товарный знак защищает ваш бренд в одной сфере бизнеса. Если работаете в нескольких, доплатите за каждый 1750 при электронной заявке и 2500 рублей — при бумажной. Лучше сделать это сразу: за новую заявку придется платить полную сумму.
Пример. Александр владеет кофейней «Кофейный Зомби». Он оформил товарный знак по классу «услуги общепита». И вот он решил продавать миндальные печенья в магазины. Встретился с Иваном, представителем розничной сети. Иван потребовал свидетельство на товарный знак. Посмотрел на него и сказал: «вы оформили товарный знак для общепита, а не для торговли. Поэтому моё руководство не согласится с вами работать. И другие розничные сети — наверное, тоже». Александр вышел на улицу и закурил. Придется отказаться от идеи. Или заплатить 30 000 рублей и подождать 1 год.
Роспатент: виды бизнеса в торговле
Роспатент: виды бизнеса в услугах
Мне хватит одного товарного знака?
Зависит от вашей задачи. Если всегда будете использовать логотип и название вместе, регистрируйте один знак. Если хотите защитить название и логотип по отдельности, это два разных товарных знака. Название на русском и английском — тоже. Поэтому платить придется за каждый.
Я продаю товары в Казахстан. Там действует мой товарный знак?
Где вы оформили товарный знак, там он и действует. Российский товарный знак защищает ваш бренд только в России. В Казахстане любая компания может взять ваше название. Или даже оформить товарный знак и запретить вам экспортировать товары. Это будет очень неприятно. Подстраховаться просто: зарегистрируйте товарные знаки в странах, в которых работаете.
Российская компания может обратиться напрямую в Национальный институт интеллектуальной собственности Казахстана. Во многих других странах так сделать не получится. Поэтому придется нанимать патентного поверенного — представителя в другой стране, который будет подавать заявку.
Когда оформляете товарный знак сразу в нескольких странах, пользуйтесь Мадридской системой. Вместо нескольких заявок вы подадите одну. В системе участвует 118 стран. Выбирайте только те, где будете работать: за каждую вы заплатите свою пошлину.
Допустим, я оформил товарный знак. Он со мной навсегда?
Товарный знак выдают на 10 лет. Если не продлить, его отнимут. Поэтому в последний год компании подают заявление в Роспатент и платят госпошлину. В 2018 году она составляет 20 000 рублей.
Мало вовремя продлять товарный знак. По закону вы обязаны его использовать. Иначе через 3 года конкуренты обратятся в суд по интеллектуальным правам — и ваше название передадут им. Поэтому ненужный товарный знак лучше продать, чем потерять просто так.
А что если компания закроется?
Товарный знак перестанет действовать. Перед закрытием продайте его. Он принадлежит компании также, как, например, офисный стул. Перед продажей уведомите Роспатент и заплатите госпошлину 13 500 рублей.
Мне точно поможет товарный знак?
Он защитит вас от кражи бренда. Никто не зарегистрирует название вместо вас. Поэтому ваши товары, вывески и домены будут принадлежать только вам.
В остальном товарный знак работает хуже. Сам по себе он не делает мир справедливым. Некоторые недобросовестные компании боятся буквы R — символа товарного знака. Некоторые — нет, и нагло копируют название. Чтобы разобраться с ними, придется идти в суд. Доказывать нарушение будете вы сами: «полиции товарных знаков» не существует.