«Товарный знак» звучит бюрократично. Он как будто из мира крупного бизнеса, далекого от жизни обычного магазина, парикмахерской или веб-студии. Но без него любой предприниматель в опасности.
Онлайн-бухгалтерия для ИП и ООО
Что такое товарный знак
Допустим, Василий продает арахисовую пасту «семь орехов». У него на складе тысяча баночек, на каждой упаковке — красивый логотип. Людям нравится его паста, они рассказывают о ней друг другу, ищут в интернете.
И вдруг приходит претензия. Василий читает: «Мы зарегистрировали название „Семь орехов“. Вам оно не принадлежит. Уничтожьте все банки с ореховой пастой, уберите вывеску и закройте сайт 7orexov.ru. Также ждем от вас компенсацию 5 млн рублей. При отказе подадим в суд».
Василий смеется над наглым письмом. А потом получает повестку в суд и проигрывает дело. На нем висит долг 5 миллионов, а все баночки конфискованы. И когда люди ищут пасту «Семь орехов» — они находят чужую пасту с украденным логотипом и названием.
Люди регистрируют товарный знак, чтобы защитить свой бизнес. Чтобы не рисковать своим названием, товарами и вывесками.
Больше всего рискуют производители фирменных продуктов. Но и другим видам бизнеса неприятно расставаться с вывеской, рекламными материалами и доменом сайта, а еще — платить компенсации и штрафы.
Что будет за нарушение чужого товарного знака
Возможны несколько вариантов:
Штраф до 200 000 рублей ( ст. 14.10 КоАП РФ).
Компенсация до 5 000 000 рублей ( ст. 1515 ГК РФ).
До 1 года исправительных работ, если ущерб больше 1,5 млн рублей (ст. 180 УК РФ).
Как проверить, что ничего не нарушаешь
В России действует 600 000 товарных знаков. Поэтому придумать оригинальное название — непросто. Например, стоматологию нельзя назвать «Зуб», «Зубастик» и даже «Зубастый Я». Вернее можно, но рискованно. Если владельцы узнают и будут недовольны, вы потеряете свой бренд.
Когда придумываете название, проверяйте его в базе товарных знаков. Официальная база Роспатента платная, поэтому подойдут частные — например, такая. В правом верхнем углу включите русский язык.
Когда можно использовать чужое название
Допустим, вы нашли свое название в базе. Расстраиваться рано: бывают исключения. Спокойно используйте название, если товарный знак:
В другой отрасли. При регистрации товарного знака предприниматели выбирают классы МКТУ. Например, для овощной лавки подходит класс 29, для интернет-журналов — класс 38. Мало кто выбирает все 45 классов: за каждый нужно платить.
Просрочен. Товарный знак действует 10 лет. Если не продлить вовремя, он теряет юридическую силу.
Зарегистрирован в другой стране. В каждой стране компания регистрирует свой товарный знак. Если вы работаете в России, важны только товарные знаки нашей страны.
Зачем еще нужен товарный знак
Защитить свое название и логотип. Для тех, кто вкладывается в бренд и боится подделок.
Продавать франшизы. Без товарного знака нельзя заключить договор с франчайзи.
Продавать свои товары в крупные торговые сети вроде «Перекрестка» и «Магнита». Они попросят свидетельство на товарный знак. Потому что тоже боятся штрафов за торговлю незаконными товарами.