Урок 1. Зачем нужен товарный знак
Статья

Урок 1. Зачем нужен товарный знак

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

«Товарный знак» звучит бюрократично. Он как будто из мира крупного бизнеса, далекого от жизни обычного магазина, парикмахерской или веб-студии. Но без него любой предприниматель в опасности.


Онлайн-бухгалтерия для ИП и ООО

Что такое товарный знак

Допустим, Василий продает арахисовую пасту «семь орехов». У него на складе тысяча баночек, на каждой упаковке — красивый логотип. Людям нравится его паста, они рассказывают о ней друг другу, ищут в интернете.

И вдруг приходит претензия. Василий читает: «Мы зарегистрировали название „Семь орехов“. Вам оно не принадлежит. Уничтожьте все банки с ореховой пастой, уберите вывеску и закройте сайт 7orexov.ru. Также ждем от вас компенсацию 5 млн рублей. При отказе подадим в суд».

Василий смеется над наглым письмом. А потом получает повестку в суд и проигрывает дело. На нем висит долг 5 миллионов, а все баночки конфискованы. И когда люди ищут пасту «Семь орехов» — они находят чужую пасту с украденным логотипом и названием.

Люди регистрируют товарный знак, чтобы защитить свой бизнес. Чтобы не рисковать своим названием, товарами и вывесками.

Больше всего рискуют производители фирменных продуктов. Но и другим видам бизнеса неприятно расставаться с вывеской, рекламными материалами и доменом сайта, а еще — платить компенсации и штрафы.

Что будет за нарушение чужого товарного знака

Возможны несколько вариантов:

Как проверить, что ничего не нарушаешь

В России действует 600 000 товарных знаков. Поэтому придумать оригинальное название — непросто. Например, стоматологию нельзя назвать «Зуб», «Зубастик» и даже «Зубастый Я». Вернее можно, но рискованно. Если владельцы узнают и будут недовольны, вы потеряете свой бренд.

Когда придумываете название, проверяйте его в базе товарных знаков. Официальная база Роспатента платная, поэтому подойдут частные — например, такая. В правом верхнем углу включите русский язык.

Когда можно использовать чужое название

Допустим, вы нашли свое название в базе. Расстраиваться рано: бывают исключения. Спокойно используйте название, если товарный знак:

  • В другой отрасли. При регистрации товарного знака предприниматели выбирают классы МКТУ. Например, для овощной лавки подходит класс 29, для интернет-журналов — класс 38. Мало кто выбирает все 45 классов: за каждый нужно платить.

  • Просрочен. Товарный знак действует 10 лет. Если не продлить вовремя, он теряет юридическую силу.

  • Зарегистрирован в другой стране. В каждой стране компания регистрирует свой товарный знак. Если вы работаете в России, важны только товарные знаки нашей страны.

Зачем еще нужен товарный знак

  • Защитить свое название и логотип. Для тех, кто вкладывается в бренд и боится подделок.

  • Продавать франшизы. Без товарного знака нельзя заключить договор с франчайзи.

  • Продавать свои товары в крупные торговые сети вроде «Перекрестка» и «Магнита». Они попросят свидетельство на товарный знак. Потому что тоже боятся штрафов за торговлю незаконными товарами.

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии