7 уроков, как создать и удержать команду
Статья

7 уроков, как создать и удержать команду

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Настоящий бизнес начинается, когда появляется первый сотрудник — уверены многие предприниматели. Найм первого сотрудника в штат — знаменательное событие для бизнеса в целом, и в особенности для неопытного предпринимателя


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

  • Как нанять правильного человека?

  • Как его мотивировать и контролировать?

  • Как вести себя с сотрудником?

  • Как строить команду и выстраивать рабочие взаимоотношения с сотрудниками и отделами?

На эти вопросы подготовила свои ответы Ольга Зиновьева, основатель сервиса по доставке продуктовых наборов для приготовления свежих ресторанных блюд дома Elementaree.

Сейчас в штате Elementaree чуть более 100 человек, но в 2014 году при запуске стартапа основатели (компания открывалась двумя партнерами — Ольгой Зиновьевой и Силардом Букша, который впоследствии вышел из состава учредителей) были вдвоем, да и через полгода после открытия количество сотрудников составляло всего 8 человек.

До запуска стартапа у Ольги отсутствовал практический опыт найма персонала. Как у новичка, у нее не было представления о том, как и почему надо выбирать людей в команду и как с ними взаимодействовать. Спустя 5 лет Ольга вывела 10 главных уроков, как создать и удержать команду.

💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум

Вступайте в клуб и получите доступ к множеству материалов для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!

Попробовать бесплатно на 14 дней

Урок 1. Определите ценности компании и берите людей с такими же

Если вы только запускаете бизнес и не понимаете, что и как делать для достижения результатов, основатель Elementaree советует определить свои ценности, ценности компании (они скорей всего будут совпадать с вашими) и брать людей с такими же.

«Нам очень повезло с первым сотрудником, который работает в компании до сих пор, причем уже на позиции ключевого руководителя. Когда я принимала ее на работу, я не была уверена в ее навыках и способностях, зато я увидела огромное желание развиваться, большую любовь к эффективности и гиперответственность. Эти качества и ценности близки мне самой и всей компании,» — рассказала Ольга.

Как понять какой человек подходит на конкретную должность?

  1. Сначала определите цели конкретной позиции, на которую вы собираетесь брать человека. Что сотрудник должен в итоге сделать полезного за следующие 1-2-3 года? Идеально, если вы сможете сформулировать цели в цифрах и показателях.

  2. Подумайте, какой предыдущий опыт должен быть у человека, чтобы он смог достигнуть поставленных целей.

  3. И наконец предположите, какие поведенческие паттерны должны быть у человека, когда он принимает решения.

Ценности и поведение человека в различных ситуациях можно выяснить на интервью. В Elementaree некоторые собеседования длятся несколько часов.

Во время интервью старайтесь узнать о предыдущем опыте человека и понять, соответствует ли то, как он вел себя в других организациях, тому, что вы будете требовать от него на предлагаемой должности.

Урок 2. Стройте команду изнутри

Продвигать по карьерной лестнице сотрудников компании и ставить их на руководящие позиции – такой подход, по мнению Ольги Зиновьевой, обладает очевидным преимуществом. Во-первых, коллектив который продолжительное время работает друг с другом, сплачивается и учится слышать и понимать друг друга с полуслова.

В Elementaree весь руководящий состав и ключевые сотрудники выросли изнутри и прошли с компанией разные этапы ее становления.

Во-вторых, на примере Elementaree, такая система хороша, когда небольшими человеческими ресурсами нужно совершить прорыв в развитии бизнеса за короткое время.

В-третьих, команда руководителей, которым вы доверяете, позволяет делегировать большую часть операционной деятельности. Выросшие внутри компании и проверенные временем руководители прекрасно понимают свою зону ответственности и могут совместно решать задачи, двигая компанию, без включения собственника.

Умение быть на короткой ноге друг с другом экономит компании ресурсы, уверена Ольга.

Урок 3. Давайте сотрудникам попробовать себя в новом

Показательный пример.

«Мы очень долго искали технического директора и наконец нашли и наняли. Но спустя время поняли, что ему интересно не просто решать технические задачи, а влиять на продажи.

Я предположила, что объем навыков и бэкграунда технического директора, может быть интересно применен в сфере онлайн-привлечения, где нужно разбираться с большим объемом цифр, аналитики, а также быстро принимать решения в быстро меняющейся среде. Мы решились на такой странный шаг и не прогадали.

Человек раскрылся по новому, с нуля создал систему привлечения клиентов, которую до него не могли построить несколько человек. В результате мы стали лидером в своем сегмента с точки зрения параметров — как привлекаем клиентов и с какой стоимостью».

Если сотрудник хочет попробовать себя в рамках компании, взять ответственность за проект или направление — поддерживайте его. Рискните вместе с ним, потому что результат может оправдать ожидания.

Урок 4. Дайте построить график работы команды так, как хочет лидер этой команды

Человек, у которого неожиданно появились под руководством десятки сотрудников, часто пытается досконально контролировать их работу. Начинающему руководителю кажется, что если он не будет следить за дисциплиной, они будут заниматься чем угодно, но только не работой. Но это неэффективно. Стремление полностью контролировать сотрудников и их действия выматывает и забирает у предпринимателя слишком много времени и сил, которые он мог бы потратить на более важные задачи.

Ольга Зиновьева поделилась примером, как она дала свободу строить график работы по своему усмотрению:

«Руководитель поддержки в Elementaree больше ночной человек, он делает большую часть работы ночью, может не спать до 3-4 утра. Естественно, с утра с ним обсуждать рабочие вопросы малоэффективно. Я долго этого не понимала, будучи ранним человеком, и наша коммуникация была сложной. Но когда я дала руководителю самостоятельно выстроить свой график и график своей команды, это повлияло на эффективность».

Урок 5. Не забывайте собираться вместе и разговаривать за жизнь

Конечно, речь идет не о всех людях, работающих в компании. Но если говорить о ключевых сотрудниках, руководителей отделов, важно понимать психологическое состояние каждого из них. Ольга объяснила почему:

«В определенный момент я стала понимать, что по ключевым функциям мой топ-менеджмент профессиональнее меня каждый в своей сфере. Другими словами, как руководитель я перестала быть «начальником», который говорит что и как нужно делать. Теперь моя задача следить за тем, насколько они замотивированны и насколько им хочется делать то, что они умеют лучше меня».

Узнать мотивацию и психологическое состояние ключевых сотрудников можно только с помощью разговоров «за жизнь», они позволяют предпринимателю совмещать желания сотрудников с возможностями и целями компании.

💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум

Вступайте в клуб и получите доступ к множеству материалов для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!

Попробовать бесплатно на 14 дней

Урок 6. Не бойтесь отпускать и давайте ошибаться

От ошибок не сбежишь. А по мнению Ольги, от них и не нужно убегать. Наоборот, нужно давать ошибаться.

Как уже было упомянуто выше, чрезвычайный контроль над сотрудниками выматывает и не приносит нужного результата.

«Долгое время я пыталась предвидеть все ошибки и сделать все, чтобы предотвратить их. Но у меня только увеличивался объем работы: росло количество направлений, в которые я должна быть погружена полностью, количество чатов, в которых я должна быть, количество людей, с которыми мне нужно взаимодействовать. Это дорога в никуда», — рассказывает Ольга.

Именно поэтому сейчас Ольга дает своим сотрудникам делать то, что они хотят — ошибаться и набивать шишки, даже если понимает и предупреждает, что это негативно скажется на бизнесе. Когда люди берут ответственность за свои действия и ошибаются, в дальнейшем они уже лучше прислушиваются и действуют более осторожно.

С одной стороны, компания теряет в моменте, но в будущем такой подход оборачивается преимуществом.

Урок 7. Учите не замалчивать проблемы

Если вы так же как в Elementaree планируете давать сотрудникам проявлять инициативу и брать ответственность на себя, учтите важный момент. Сотрудник должен понимать, когда с задачей или проблемой стоит справляться самостоятельно, а когда — идти с ней выше.

Иногда происходят ситуации, в которых сотрудник не выполняет поставленную задачу не потому что не хочет, а потому что не может. Вместо того, чтобы выносить проблему на следующий уровень полномочий и попросить о помощи, он замалчивает ее. Такого допускать нельзя.

Старайтесь, чтобы у сотрудников было четкое представление о том, когда пора сигнализировать наверх о проблеме и решать вместе.

Закрепим

Если у вас нет опыта найма сотрудников, а бизнес развивается и требует дополнительные ресурсы, руки и мозги в виде сотрудников, следуйте следующим правилам.

  1. На старте нанимайте идейных людей, которые близки вам по ценностям. Вам будет проще с ним работать, коммуницировать и доверять. Научить чему угодно можно любого человека, а вот привить нужные ценности и качества не получится.

  2. Если настал момент расширяться и создавать отделы, не ищите руководителей на рынке труда. Присмотритесь к работающим сотрудникам и дайте шанс проявить себя. Они будут вам благодарны за предоставленный шанс. Лояльность и преданность руководителей, выросших из обычных специалистов, обеспечена.

  3. Продвигайте имеющихся сотрудников по карьерной лестнице не только вертикально, но и горизонтально. Возможно, человек, который проявил себя в одном отделе недостаточно хорошо, свернет горы в другом. Стоит попробовать! Естественно, при обоюдном желании.

  4. Есть «совы» и «жаворонки», но они никогда не поймут друг друга. Но вы как руководитель должны понять и простить, а также дать возможность выстраивать график в зависимости от времени, когда человек наиболее эффективен.

  5. Когда ваш бизнес вырос настолько, что руководители отделов стали гораздо компетентнее вас в своих областях, перейдите из роли «начальника» в роль «наставника и ментора». Разговаривайте с ключевыми сотрудниками и наставляйте их на путь истинный.

  6. Ничего не учит так хорошо, как набитые на собственном опыте шишки. Смиритесь с тем, что сотрудники будут ошибаться. Не избегайте ошибок, но прорабатывайте их последствия вместе с сотрудником.

  7. Самое сложное — найти баланс. Сотрудник должен брать ответственность на себя и стараться решать проблемы и задачи самостоятельно, но в то же время понимать, когда обратиться за помощью.

💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум

Вступайте в клуб и получите доступ к множеству материалов для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!

Попробовать бесплатно на 14 дней

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии