Готовый бизнес покупают, когда есть свободный капитал и его хотят вложить выгодно. Иногда начинающий предприниматель не хочет с нуля выстраивать бизнес-процессы, а хочет получить сразу работающую структуру. В этой статье эксперты компании «Вбизнесе» расскажут, как купить бизнес с минимальными рисками.
Почему продают бизнес
Существует мнение, что все бизнес продают только в случае, если он не приносит прибыли — таким образом избавляются от неликвидных активов. И такие случаи действительно бывают, поэтому перед покупкой нужно тщательно изучить показатели бизнеса.
Но неликвидность — не единственная причина продажи бизнеса. Вот несколько частых причин, почему предприниматели выставляют работающий бизнес на продажу:
Нехватка времени. Такая причина продажи встречается чаще всего. У многих предпринимателей несколько бизнес-объектов, и для освобождения времени один из них выставляют на продажу.
Пропал интереса к сфере. Бывает, что предприниматель выводит бизнес в стабильную работу и теряет к нему интерес. Иногда процессы слишком однообразны иногда предприниматель хочет запускать следующий проект.
Желание большего. У бизнеса есть свой потолок в прибыли. Конечно, можно постараться его пробить, но в ряде случаев предприниматель покупает или создаёт более дорогой и прибыльный бизнес, а текущий продаёт.
Нехватка опыта или лень. Случается, что собственник не справляется со своим бизнесом по причине нехватки опыта или из-за своей лени. У такого бизнеса не самые лучшие показатели. Приобретать такой объект лучше осторожно, взвесив все за и против, проанализировав свои возможности и методы дальнейшего развития бизнеса.
Переезд. В случае с переездом тоже приходится продавать свой бизнес. Собственники охотно сбрасывают цену, чтобы поскорее перебраться в новый город или страну. Большинство объектов с причиной продажи «переезд» обладают хорошими данными и небольшой стоимостью.
Обязательно спросите у собственника причину продажи бизнеса — это поможет определиться с выбором верного объекта.
Сколько стоит готовый бизнес
Стоимость бизнеса может исходить из его окупаемости — времени, за которое бизнес прибылью возвращает вложенные в него инвестиции. Средний показатель окупаемости у малого бизнеса с помещением в аренду — 15 месяцев.
Для подсчета стоимости объектов берут средний период окупаемости и умножают его на текущую прибыль. Если доход в месяц составляет 100 000 рублей, то при умножении его на 15, мы получаем 1 500 000 рублей — оптимальную стоимость бизнеса на рынке.
Стоимость объектов готового бизнеса еще зависит от его владельца, вложенных средств и времени. Даже объекты с одинаковой прибылью могут стоить по-разному. Некоторые процессы хорошо выстроены и не требуют постоянного вмешательства будущего собственника, за что и делается дополнительная надбавка в цене. Еще на цену влияют материальные и нематериальные активы, выстроенная система управления и база клиентов. Если текущий собственник не хочет передавать что-либо будущему владельцу, то это обязательно указывается в объявлении.
Материальные активы — это мебель, оборудование, материалы, вывески и, возможно, помещение.
Нематериальные активы — сайт, группы и страницы в социальных сетях, аккаунты в системах учёта, бренд, право ведения бизнеса по франшизе, текущие рекламные кампании, договоры с партнерами и поставщиками.
Под выстроенной системой управления подразумеваются все бизнес-процессы: набор сотрудников, поиск клиентов и их ведение, обеспечение необходимыми материалами или оборудованием. Если в бизнесе ведется учет клиентов, то список контактов также переходит новому владельцу.
Как проходит сделка
Сделки по купле-продаже готового бизнеса в России — явление относительно новое. Однако в законодательстве уже есть статьи, регулирующие этот процесс. Самый безопасный способ оформить сделку — «двухступенчатая» система. Сначала подписывают предварительный договор купли-продажи, затем основной договор. Чаще всего для оформления сделки покупатель привлекает брокера, который помогает учесть все юридические тонкости и проверить бизнес.
Этап 1. Предварительный договор купли-продажи. Предмет предварительного договора — заключение основного договора в определенный срок. Форма заключения предварительного договора закреплена в гражданском кодексе (ст.429 ГК РФ).
При подписании предварительного договора покупатель отдает продавцу обеспечительный платеж. Сумма — произвольная. Его передают на хранение брокеру и начинают проверку бизнеса, более детальное погружение в нюансы и отраслевые моменты. Брокер подсказывает на что стоит обратить внимание, полностью контролирует процесс проверки и гарантирует юридическую безопасность передачи активов.
Этап 2. Основной договор купли-продажи. В момент подписания договора купли-продажи проводятся окончательные взаиморасчеты, перерасчеты по текущим операциям, передаются ключи, пароли и доступы к активам.
Нередко стороны договариваются о временной послепродажной поддержке для сохранения текущей структуры бизнеса.
В случае, если бизнес передается вместе с юридическим лицом, то сделка подлежит нотариальному заверению. Брокер помогает собрать необходимые документы для сделки и провести все юридические действия правильно.
Какие нужны документы
При покупке готового бизнеса важно тщательно проверить документы. Вот основные документы, на которые стоит обратить внимание:
Паспортные данные. Сторонам необходимо идентифицировать личность и гражданство контрагента. Для фиксации личности в договоре потребуются: серия и номер; орган, выдавший документ и дата выдачи; код подразделения; адрес регистрации (временной и/или постоянной). Также, стоит обратить внимание на наличие подписи на странице №2, т.к. данную подпись берут за основу при почерковедческой экспертизе.
Документы на помещение. Если покупка бизнеса включает покупку помещения или передачу прав аренды, стоит внимательно ознакомиться с документами.
Правообладатель должен иметь свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущества и выписку и ЕГРН. Выписка доступна всем третьим лицам, таким образом, каждый может узнать данные о помещении, дату регистрации и возможные обременения на помещение.
При переуступке права аренды нам важно ознакомиться с договором аренды. Условия, описанные в договоре, юридически фиксируют ваши взаимоотношения с арендодателем.Список материальных активов. Часто материальные активы играют значительную роль и формируют стоимость бизнеса. Например, конвейер на производстве или большой товарный остаток в закупочной цене. При передаче материальных активов важно грамотно провести инвентаризацию, проверить имущество на работоспособность.
Список нематериальных активов. Нематериальный актив - это то, что отличает бизнес от наполненной оборудованием недвижимости. Они включают в себя базу клиентов, интернет-сайты, номера телефонов, товарный знак и многое другое. Важно правильно передать нематериальные активы и корректно закрепить это в договоре. Например, передача прав администрирования учетных записей осуществляется путем предоставления действующих логинов и паролей, а передача прав пользования телефонным номером осуществляется путем его перерегистрации на Покупателя или уполномоченное им лицо.
Если вы хотите не купить, а наоборот продать свой бизнес, посмотрите курс Глеба Архангельского. Признанный бизнес-тренер и эксперт по тайм-менеджменту расскажет, как извлечь из продажи максимальную выгоду и как стать серийным предпринимателем.