На что правильно тратить чистую прибыль
Статья

На что правильно тратить чистую прибыль

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Чистую прибыль эффективно направлять в 5 фондов, которые сделают хорошо и компании, и собственнику. Сергей Краснов, СЕО компании «Нескучные финансы», рассказывает, что это за фонды и как заставить систему работать не только на бумаге.

Нужно быть беспросветным дураком, чтобы спустить всю зарплату на Айфон, не оставив деньги на еду и оплату аренды жилья. Так и чистую прибыль бизнеса нужно пускать на обязательные расходы — например, резервы и обучение сотрудников. В реальности же эти обязательные расходы происходят от случая к случаю. Сегодня собственник вложился в образовательные курсы для сотрудников, завтра закупил компьютеры в офис, а послезавтра сидит в кассовом разрыве — зато с умными сотрудниками и мощными компьютерами.

Чтобы не попадать в такие ситуации, нужен регламент по распределению прибыли. Мы в «Нескучных финансах» используем систему фондов, о которой и пойдет речь в этой статье. А еще — о том, как заставить эту систему фондов работать не только на бумаге.


Ведем управленческий учет в малом бизнесе

Система фондов: на что идет прибыль

Я, как руководитель компании, понимаю цели «Нескучных финансов». Нам важно быть стабильными, постоянно развивать компанию и сотрудников и, конечно же, выплачивать дивиденды собственникам. Вот на эти цели мы и копим деньги с чистой прибыли, распределяя их по фондам.

Развитие компании — 20% чистой прибыли. Эти деньги мы тратим на запуск новых продуктов и подразделений, найм сотрудников, тестирование гипотез — короче говоря, на инновации.

Мы понимаем: если будем все время делать одно и то же, рано или поздно станем неактуальными. Фонд развития компании дает нам ресурсы, чтобы постоянно развиваться не в ущерб текущей деятельности. Например, в 2019 году мы собираемся выпустить книгу. Деньги на нее мы возьмем не из рекламного бюджета и не из зарплат финдиректоров, а из чистой прибыли — денег, которые лежат в фонде развития компании.

Развитие команды — 20%. Наш главный актив — это сотрудники, которым нужно регулярно актуализировать свои знания. Деньги для этого мы берем из фонда развития команды — тратим их на курсы, тренинги, книги. Также с помощью этого фонда мы формируем корпоративную культуру в компании — проводим корпоративы, тимбилдинги, командные выезды.

Резервы — 20%. Уйдет ключевой клиент, изменится законодательство, клиенты перестанут платить и придется с ними судиться, перестанут работать привычные каналы рекламы… Критических ситуаций в малом бизнесе множество, и ко всем из них нужно быть готовым.

Резервный фонд — это наша подушка безопасности. На нем просто лежат накопления. Кому-то может показаться, что это неправильно и деньги должны работать. Но работа денег в резервном фонде заключается как раз в том, чтобы просто находиться на счету и ждать своего часа.

Бонусы топ-менеджерам — 10%. У нас действует система мотивации, по которой ключевые сотрудники получают бонус в виде процента от общей чистой прибыли компании за квартал.

Дивиденды — 30%. Очень важное правило для каждого собственника — платить себе. Причем, эти платежи всегда нужно планировать. Если этого не сделать, то бизнес всегда «съест» всю чистую прибыль, которая у него остается. Поверьте, всегда найдется, куда потратить деньги.

Как найти деньги, чтобы распределить их по фондам

На бумаге наша система фондов выглядит очень красиво. Но и мне, и вам понятно: работать она будет только в идеальном мире с вечной радугой в небе. А мы живем в суровом реальном мире — в котором существует Челябинск, а прибыль не равна деньгам в кассе.

Прибыль — это виртуальный показатель. Вот вы в конце периода посчитали прибыль, приготовились распределять ее по фондам, а денег не хватает. Они уже пущены в оборот. Мы тоже с таким столкнулись и придумали, как этого избежать. Мы открыли в банке несколько дополнительных счетов и раз в неделю отстегиваем туда часть от всех денег, которые к нам поступили:

  • на налоги — 7,5% от поступлений;

  • в резерв — 5%;

  • на развитие компании — 5%;

  • дивиденды — 5%;

  • на развитие команды — 5%.

На налоги идет 7,5%, потому что мы на УСН 6%, плюс платим взносы в фонды. Остальные пропорции выработаны методом научного тыка — это те суммы, которые отвечают двум параметрам.

Во-первых, их комфортно откладывать в моменте — хотя мы сразу выводим 27,5% поступлений из операционной деятельности, это не мешает текущим делам компании.

Во-вторых, под конец квартала на счетах набирается достаточная сумма, чтобы распределить чистую прибыль по фондам.

Наши счета в банке.

Не обязательно строго придерживаться системы фондов — деньги можно распределять между целями. Например, конкретно сейчас у нас нет потребности обучать сотрудников, им пока хватает развития в рамках текущей работы. Зато нам нужно переработать дизайн сайта и перенести его на другую платформу. И я, как руководитель, принимаю решение: потратить на сайт 40% прибыли, потому что это приоритетная задача. А на развитие сотрудников решаю прибыль не тратить. Не зацикливайтесь на регламенте, отталкивайтесь от целей компании.

Заключение

Пожалуйста, не рассматривайте эту статью как пошаговую инструкцию по применению У вас могут быть другие фонды и другие пропорции. Например, на дивиденды вы можете тратить не 30%, а 50%. А на бонусы топ-менеджерам вообще не тратить. Смотрите на общий принцип и адаптируйте его под потребности и возможности вашей компании.

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии