Открыть бизнес
Как составить договор с потребителем
Статья

Как составить договор с потребителем

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Эксперты компании «Консультант Плюс» рассказывают, как правильно составить договор с клиентом, чтобы обезопасить бизнес.


Разработчик справочной правовой системы КонсультантПлюс

Что должно быть в договоре

Информация о товаре или услуге. Сведения, которые компания должна предоставить, перечислены в п. 2 ст. 10 закона о защите прав потребителей. Среди них:

  • свойства товара или услуги;

  • цена в рублях;

  • гарантийный срок;

  • правила и условия эффективного и безопасного использования;

  • срок службы или срок годности;

  • адрес и наименование компании-изготовителя.

Из-за отсутствия необходимой информации потребитель может отказаться выполнять условия договора. Кроме того, вас может оштрафовать Роспотребнадзор.

Включать все эти сведения в договор необязательно. Вы можете:

  • Передать их в печатном виде отдельным документом (в договоре укажите, что предоставили его потребителю);

  • Направить клиенту по электронной почте (в договоре укажите, на какой электронный адрес вы выслали информацию);

  • Разместить на своем сайте (в договоре укажите, по какому адресу в интернете размещена информация). До подписания предоставьте потребителю техническую возможность ознакомиться с данными — например, предложите их прочесть с вашего компьютера — и укажите это в договоре.

Обязательные условия. Договор с потребителем будет считаться незаключенным, если в нем не указан предмет соглашения. Для некоторых видов договоров обязательных условий больше: например, для продажи в рассрочку нужно включить цену товара, порядок, сроки и размеры платежей, а в договоре об оказании бытовых услуг — даты приема и исполнения заказа.

Возможность выбора. Иногда в договор нужно внести условия, о которых потребитель в случае спора сможет заявить как о навязанных (например, если он должен отслеживать на вашем сайте готовность заказа), или условия, которые можно включать только с согласия потребителя (например, необходимость внести аванс).

Для таких условий добавьте в договор графу с возможностью принять их или отказаться — например, поставить галочку напротив «Да» или «Нет». Там же оставьте место для подписи с расшифровкой.

Чего не должно быть в договоре

Пункты, которые нарушают законодательство. Проконсультируйтесь с юристом и убедитесь, что ваш договор соответствует закону. Вот примеры пунктов договора с потребителем, которые нарушают права потребителя:

Пример 1. Потребитель должен заплатить штраф или внести плату за отказ от услуг.

Если хотите обезопасить себя от отказа потребителя платить, когда вы уже выполните часть услуги (работы), разбейте договор на этапы и установите поэтапную оплату. Для каждого этапа укажите объем и сроки оказания услуг (выполнения работ), порядок приемки. Подписывайте с потребителем акты сдачи-приемки по результатам каждого этапа. Тогда потребитель обязан будет заплатить за принятые услуги (работы), даже если откажется от следующих. Если актов поэтапной приемки не будет, потребитель оплатит только ваши расходы, а не полную стоимость того, что уже сделано.

Пример 2. Потребителю запрещается заключать договоры с другими исполнителями на аналогичные услуги (работы) и самостоятельно делать для себя то, что входит в предмет вашего договора.

Например, нельзя запретить клиенту самому искать недвижимость или заключить договор с другим агентом. Такое условие противоречит принципу свободы договора.

Пример 3. Потребитель должен уплатить дополнительную комиссию (наценку), если оплачивает товар (работу, услугу) банковской картой.

Нельзя перекладывать на потребителя свои расходы на оплату услуг эквайринга и международной платежной системы. Цена для потребителя должна быть одинаковой независимо от того, платит он наличными или картой.

Навязывание дополнительных товаров и услуг. Например, вы не можете продавать товар только при условии платной подарочной упаковки или ремонтировать одежду только в случае покупки услуг по распорке швов или глажке.

Используйте шрифт, который удобно читать

Мелкий шрифт в договоре затрудняет чтение и нарушает права потребителя. За использование недопустимого кегля вас могут привлечь к административной ответственности.

2 мм — минимально допустимый размер прописной буквы в договоре (обычно это шрифт 8 размера)

Закрепим

Договор с потребителем должен содержать:

  • предмет договора;

  • основные потребительские свойства;

  • цену в рублях;

  • гарантийный срок;

  • правила использования;

  • срок службы или срок годности;

  • адрес и фирменное наименование изготовителя;

  • графы, где потребитель сможет выбрать нужную опцию, и место для подписи.

Если не хотите вносить эти данные в договор, вы должны убедиться, что потребитель ознакомился с ними до подписания, и зафиксировать это в договоре.

Договор не должен содержать:

  • пункты, которые нарушают закон о защите прав потребителей;

  • навязывание товаров или услуг;

  • информацию, написанную нечитаемым шрифтом.

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии


ВГ
Отлично! Спасибо. Как быть с услугами? Какой срок годности , если это консультация, например? Гарантийный срок? Хотя гарантийный понятно.
ВГ
читай закон "гарантийный срок, если он установлен"
МВ
👍