Дом у парка: как владелица IT-компании открыла частный дом престарелых
Статья

Дом у парка: как владелица IT-компании открыла частный дом престарелых

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Рассказываем, как обеспечить пожилым счастливую старость и построить вокруг этого современный и эффективный бизнес.


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

«Дом у парка» мало чем похож на дом престарелых в привычном виде: здесь нет больничных коек, белых стен и запаха лекарств. Вместо этого — домашняя обстановка, современное оборудование и прогулки на свежем воздухе. В гости приходят дети из соседнего детского сада и вместе с бабушками и дедушками играют, рисуют, делают поделки — учатся общаться друг с другом.

Мы поговорили с основательницей частного дома престарелых «Дом у парка» Натальей Перязевой и выяснили, как создать социально-ответственный бизнес и вывести его на самоокупаемость.

Наталья Перязева, основатель частного пансионата для пожилых людей.

Откуда взялась идея

Наталья начинала с бизнеса, далекого от социальной тематики: в 2003 году создала компанию по разработке программного обеспечения для автобизнеса, которая действует до сих пор. Софтом Лоджик Старс пользуются более ста автодилеров, дистрибьюторов и станций технического обслуживания в России и СНГ.

В 2008 году у Натальи родилась дочь. Хорошего развивающего центра в своем районе молодая мама не нашла, поэтому решила открыть свой. С этого и начался ее путь в социальном бизнесе.

Потом — рождение второго ребенка и переезд в Подмосковье. «Акценты сместились, я решила продать детский клуб и на полученные средства открыть детский сад — такая бизнес-модель казалась более стабильной. Примерно тогда же я поняла, что пришло время реализовать еще одну идею из социальной сферы — открыть дом престарелых, вызывающий доверие, а не угрюмые мысли».

Наталья понимала изначально: социальные проекты создаются не ради прибыли, а ради того, чтобы влиять на жизнь людей и делать их лучше. Эта мысль приносит внутреннее удовлетворение от бизнеса: «я чувствую, что каждый мой день проходит не зря».

Но без негатива не обходится: Наталья часто сталкивается с предрассудками и осуждением. Тема домов престарелых в нашей стране непопулярна, а у людей множество стереотипов на этот счет. Помогает поддержка семьи и команды — тех, кто мыслит в том же направлении. «Я верю, что делаю важное дело. И мне не страшно стареть, понимая, что моим домом через десятки лет может стать „Дом у Парка“ — место, где продолжается жизнь».

Решиться и начать

«Для ведения социального бизнеса нужно больше смелости и решимости, — говорит Наталья. — Предприниматель должен изначально осознавать, что социальный бизнес не будет, да и не должен приносить такую же прибыль, как традиционный коммерческий проект. А вложений, в том числе нематериальных, потребует куда больше».

Вложения материальные тоже нужны, хотя не такие большие. На старте «Дом у парка» обошелся в 2,3 миллиона рублей, включая мебель и специальное оборудование. Сэкономить удалось на ремонте: Наталья учла опыт открытия детского клуба и не стала отделывать помещения «на века» (клуб Наталья через 3 года продала и поняла, что огромные инвестиции на ремонт были неоправданными). А на продвижении социальных проектов Наталья не советует экономить: на этапе запуска, когда сарафанное радио еще не запущено, эти инвестиции необходимы. Сейчас 80% клиентов приходят именно по рекомендациям.

Здание частного дома престарелых «Дом у парка».

Прибыль «Дома у парка» пока небольшая — такова специфика бизнеса в социальной сфере. Однако она есть — самоокупаемым проект стал через год. На государственные субсидии Наталья не рассчитывает: это «хоть и приятный, но почти невероятный в нынешних условиях бонус».

В ближайшем будущем свой проект Наталья собирается масштабировать. Пока рассматривает несколько вариантов: развивать такую же модель в регионах, или создать сеть домов для полустационарного пребывания и продавать франшизы.

Дом, в который хочется вернуться

Месячное пребывание в Доме обойдется родственникам от 50 до 110 тысяч рублей. Постоянно живут всего несколько человек, в основном приезжают на время — от нескольких недель до нескольких месяцев. При этом около трети клиентов приезжают периодически, два раза в год и чаще. Время отпусков, лето, новогодние и школьные каникулы, — высокий сезон. Удается заработать чуть больше и компенсировать периоды меньшего спроса.

Приезжают в Дом как на отдых: Наталья делает все, чтобы в нем постояльцы чувствовали себя даже комфортнее, чем в собственных квартирах. «Наше конкурентное преимущество не так очевидно, но каждый, кто побывал в „Доме“, отчетливо его понимает — говорит Наталья. — Дома престарелых ассоциируются у людей либо с тюрьмами, где 10–20 человек спят на одинаковых койках в ряд, действует режим и запрет на прогулки, либо с больницами, белыми стенами и неприятными запахами.

У нас не так. Дом у парка выбирают люди, которым небезразлично, в каких условиях будет жить их пожилой родственник, кто будет за ним присматривать, с кем он будет общаться, чем будет занят его день. Приезжают в дом престарелых лично и смотрят на обстановку, запахи, атмосферу, общаются с сотрудниками. Были случаи, когда к нам привозили родственников из Ступинского района, Рязанской области и даже Ялты и Южно-Сахалинска.

Пожелания у самих гостей бывают разные: кто-то хочет жить исключительно один, кому-то наоборот скучно без соседей, а некоторые бабушки и дедушки просят привезти их любимые вещи и даже мебель — мы такие инициативы только поощряем».

Интерьер «Дома у парка».

Бизнес, связывающий поколения

Дом у парка принимает не только пожилых, но и совсем юных гостей. К бабушкам и дедушкам регулярно приходят дети из детского сада, чтобы научиться общаться друг с другом и интересно провести время вместе. Проект «Мост между поколениями» Наталья осуществляет по примеру и в партнерстве с немецким проектом Generationsbrücke (Мост поколений). «Мы не планируем зарабатывать на этом проекте, это просто элемент досуга для наших постояльцев, а для детей — возможность почувствовать свою значимость и важность в чьей-то жизни. Малыши понимают, что делают жизнь пожилого человека немножечко счастливее».

Совместное мероприятие для воспитанников детского сада и пожилых людей.

Для деток постарше, 2–6 класс школы, Наталья организовала проект «Сказки у камина». Это уже собственная разработка, проект знакомит детей с темой старости, учит особому отношению к своим бабушкам и дедушкам и тем пожилым, с которыми детям предстоит сталкиваться в течение жизни. «На текущий момент мы проводим мастер-классы и погружаем детей в образ пожилого человека, даем им почувствовать, как это — хуже видеть, слышать, терять чувствительность пальцев рук», — рассказывает Наталья.

Если хотите так же

Социальный бизнес в России работает и может приносить прибыль при правильно выстроенной бизнес-модели. Наталья Перязева уверена: главное в таких начинаниях — сопричастность и готовность вкладывать душу. «Чтобы избежать разочарования, соразмерьте свою готовность делать что-то для людей с вашими возможностями и потребностями».

Запуская подобный проект в своем регионе, помните:

  • Правильно распределите первоначальные инвестиции: не стоит вкладывать слишком много в капитальный ремонт помещений, а вот на продвижение в начальный период обязательно выделите отдельную статью бюджета;

  • С самого открытия запустите сарафанное радио: мотивируйте клиентов рассказывать о вашем проекте, запускайте разные рекомендательные механики. Именно этот канал продвижения может стать основным и приводить бо́льшую часть клиентов в ваш бизнес;

  • Заложите несколько лет на то, чтобы вывести бизнес на самоокупаемость. Социальные проекты, как правило, долго «раскачиваются», зато в будущем модель может оказаться более стабильной;

  • Сразу заложите в бизнес-модель планы по масштабированию: таким образом вы будете решать социальную проблему более глобально.

Поделиться

Оценить

4 балла

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии