Запуск стартапа — дело хлопотное и рискованное. Успех предприятия зависит в том числе от качества воплощения идеи. А для этого нужна команда единомышленников. Рассказываем, каких профессионалов стоит брать в стартап
Содержание
В чем особенности стартапов
Какие люди подходят для работы в стартапе
Какие специалисты нужны стартапу
Сервисы поиска сотрудников для стартапа
Как искать кандидатов через кадровые агентства
Когда стоит доверить наем сотрудников в стартап агенту
Как сплотить команду стартапа и зачем это нужно
Чем стартапу помогает корпоративная культура
Почему важны вдохновение и мотивация команды
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнВ чем особенности стартапов
Стартап — это бизнес, который основан на инновационной идее или усовершенствовании уже имеющейся. Он направлен на решение какой-либо конкретной проблемы и находится на стадии запуска или подготовки к нему.
Данная модель организации проекта отличается подвижностью. Она может меняться в зависимости от ситуации на рынке, реакции потребителей на новый продукт. Основные особенности стартапа — инновационность и технологичность.
От сотрудников такого проекта требуется высокая скорость работы и выполнение множества обязанностей. Их перечень может расширяться при необходимости выполнения задач из смежных профессиональных сфер. У каждого участника команды большая нагрузка.
На начальном этапе развития стартапы требуют материальных и трудовых вложений без гарантии быстрой окупаемости. Поэтому фаундеры на стадии запуска бизнеса не могут спрогнозировать, как долго продержится их дело и с какой периодичностью они будут способны в ближайшее время выплачивать зарплату участникам своей команды.
Данная модель бизнеса не предполагает четкой служебной иерархии. Особенность стартапов заключается в отсутствии бюрократии, в возможности проявления инициативы каждым отдельным сотрудником в целях реализации одной общей идеи.
Какие люди подходят для работы в стартапе
Из сказанного выше следует, что работа в стартапах подходит:
молодым специалистам с профессиональными навыками в определенных областях;
готовым быстро обучаться, систематически перерабатывать и выполнять большое количество разнообразных задач;
осознающим, что высокий заработок на старте создания компании маловероятен, а гарантии стабильного трудоустройства отсутствуют.
Для работы в стартапе нужны люди, готовые рисковать и обладающие такими качествами характера, как предприимчивость и выносливость. Большое значение имеет, насколько человек заинтересован идеей стартапа и осознает ли он важность своей роли в достижении общей цели.
Важное значение имеет то, насколько человек стремится развиваться и достигать целей, поставленных перед командой на каждом этапе становления компании.
Насколько человек увлечен идеей стартапа, важно определить уже на этапе собеседования. Это один из основных факторов, от которого в будущем будет зависеть эффективность работы данного сотрудника. Важен также уровень квалификации специалиста.
На этапе найма нового сотрудника общение с ним не должно вызывать дискомфорта. Если с человеком сложно найти контакт, лучше сразу отказать ему в приеме на работу.
При формировании штата необходимо распределить обязанности между сотрудниками. Это может быть непросто, так как в стартапе у команды может быть много разноплановых и нестандартных задач. Тем не менее каждый участник стартапа должен четко понимать, где начинается и заканчивается зона его ответственности и что ему нужно предпринять, чтобы успешно развивать продукт.
Своим опытом хантинга специалистов для стартапа поделился в нашем курсе «Академия провалов» Георгий Соловьев, основатель и генеральный директор компании Skyeng. Идея создать онлайн-школу английского языка возникла у Георгия, когда он, будучи студентом МФТИ, начал заниматься с преподавателями из Чебоксар и Америки по Skype и столкнулся с рядом трудностей. В 2020 году Skyeng вошла в составленный Forbes рейтинг самых дорогих компаний Рунета.
Какие специалисты нужны стартапу
На начальном этапе в команде должны появиться:
специалисты сектора разработки;
сотрудники поддержки;
работники отдела маркетинга.
Первые 5–7 участников в команде стартапа, должны обладать универсальным набором знаний и умений. Хорошо, если они способны одновременно и заниматься продажами, и поддерживать связь с клиентами, и рекламировать продукт. У таких специалистов есть перспектива впоследствии возглавить отделы и подразделения компании. Если, конечно, до этого дойдет.
На основе своего опыта поиска и найма сотрудников для стартапа Георгий Соловьев сформулировал 5 правил, которые помогут создателям бизнесов избежать ошибок при выборе специалистов на проект.
Правило 1. Опишите профили будущих сотрудников
Заранее дайте краткую характеристику каждого человека в команде, которую собираете. Это поможет выявить сильные качества кандидатов и соотнести их профили с образами потенциальных сотрудников.
Так позицию операционного директора в стартапе Георгия Соловьева занял отличник, который умел организовывать рабочий процесс; должность продакт-менеджера досталась человеку, который допускал ошибки, но обладал хорошей интуицией; а на место IT-разработчика пришел тот, кто был готов развиваться в сфере программирования и в дальнейшем нанимать IT-специалистов.
Правило 2. Откажитесь от топ-менеджеров из корпораций
У нанятых топ-менеджеров с впечатляющим опытом может не получиться сработаться с коллективом. Иногда сотрудник с заработной платой в 20–25 тысяч рублей может сделать больше и лучше, чем ведущий менеджер с окладом в 150–180 тысяч.
В компании, которую создал Георгий, один операционный директор за два с половиной месяца отрисовал структуру компании и внедрил CRM-систему, через полгода после этого качество работы сотрудников не повысилось, а на платформе появилось всего 15 новых уроков и несколько незначительных проектов. Когда же Георгий попросил отладить систему управления сотрудницам, которые работали с ним с основания компании, они просто завели таблицу в Excel и попросили коллег ежедневно записывать в нее результаты работы. За три месяца на платформе появилось более 100 уроков.
Правило 3. Сначала процессы, потом — система
Строить систему нужно только тогда, когда все бизнес-процессы внутри компании отработаны и доведены до автоматизма. Описывать и утверждать бизнес-процессы, когда вы сами их не понимаете, — пустая трата сил, времени и денег. Система же необходима, если планируется стремительный рост компании или есть желание минимизировать человеческий фактор.
Правило 4. Берите в команду сильных людей
Без сильного руководителя сотрудники не могут оперативно решать проблемы. При поиске и найме такого человека главными критериями для Георгия Соловьева стали профессионализм, коммуникативные навыки и высокий уровень мотивации.
Правило 5. Увольняйте руководителей, чьи сотрудники не развиваются
На ранних стадиях главными ценностями новой компании являются эффективность и стремительность изменений, поэтому руководители должны быть гибкими, ориентированными на быстрый результат и готовыми к изменениям. На стадиях позже в приоритете профессионализм, командная работа и обучение. В кризис компания нуждается в руководителе, который умеет принимать быстрые и нестандартные решения.
Если руководитель «душит» подчиненных с потенциалом, потому что видит в них соперников, лучшее решение — уволить такого руководителя. Вне зависимости от того, на какой стадии находится стартап, важно заниматься образованием персонала.
Узнать подробнее о том, как Георгий Соловьев создал мощную команду и какие ошибки совершил по пути, можно в нашем курсе «Академия провалов».
Сервисы поиска сотрудников для стартапа
Самый простой способ найти сотрудников для стартапа — разместить объявление на профильных сайтах. Среди них можно выделить:
«Хабр Карьера» — площадка вакансий для поиска работы в IT от создателей Хабра.
Vc.ru — ресурс по поиску сотрудников, обязательным требованием которого является публикация фотографии офиса работодателя.
Spark — у этой блог-платформы для предпринимателей есть раздел, где можно опубликовать предложение о трудоустройстве.
Одним из самых удобных способов поиска сотрудников для стартапов является использование специальных интернет-ресурсов:
Тимфайндинг — сервис, который предоставляет пользователям возможность присоединиться к работе над чужим проектом или рассказать о своей компании.
Cofoundit — сервис, позволяющий как фаундерам стартапов найти сотрудников, так и специалистам найти работу в стартапе. На ресурсе доступно примерно 300 активных вакансий.
Stafory — роботизированный сервис для поиска сотрудников на основе анализа их резюме.
HRspace — сервис от Headhunter для связи работодателей со специалистами по найму. Сайт был создан в 2016 году, работает по тому же принципу, что и Uber.
Как искать кандидатов через кадровые агентства
На этапе основания новой компании работодатель, который еще не зарекомендовал себя, не пользуется доверием у соискателей. Поэтому за помощью в подборе команды стоит обратиться в HR-агентство, которое за определенную плату возьмет на себя следующие обязанности:
отберет кандидатов в команду стартапа по критериям заказчика;
проведет предварительные собеседования;
проанализирует профессиональные и личные качества соискателей;
составит списки кандидатов для проведения повторного собеседования с участием заказчика.
Стоимость услуг кадрового агентства составляет от двух до шести окладов каждого принятого на работу кандидата. Размер комиссии зависит от квалификации специалиста и уровня сложности его поиска. Если проведенная работа не принесла результатов, агентству все равно придется заплатить.
Преимущества поиска сотрудников для работы в стартапе через кадровые агентства:
уровня доверия к работодателю со стороны соискателей повышается;
применяются профессиональные методы отбора кандидатов;
используются проверенные базы данных соискателей.
Недостатки данного метода:
большая комиссия за услуги;
завышенные ожидания, которые не всегда оправдываются;
отсутствие доступа к самостоятельному анализу и отбору резюме.
Когда стоит доверить наем сотрудников в стартап агенту
Если нет возможности платить кадровому агентству, можно попросить помощи у HR-агента.
Собеседования обычно проводятся в дистанционном режиме (по Skype или по телефону). Посредник формирует отчет по каждому соискателю и направляет отобранных кандидатов к заказчику.
Так как выбор специалистов, подходящих для работы в стартапе, ограничен, агенты часто расширяют параметры отбора, нарушая критерии работодателя. Общение с неподходящими кандидатами сопряжено для заказчика с потерей времени, отсутствием результата и финансовыми затратами.
В среднем работа экспертов по поиску персонала для молодой компании стоит от одного до двух окладов успешно трудоустроенного специалиста и от четверти оклада до одного оклада за поиски, которые не привели к желаемому результату.
Преимущества сотрудничества с кадровым агентом:
наличие у посредника опыта в подборе персонала для молодых компаний;
проведение предварительного собеседования;
профессиональный подход к отбору кандидатов.
Недостатки поиска работников через кадрового агента:
нерепрезентативная выборка кандидатов для работы в стартапе;
частое отсутствие желаемого результата;
случаи нарушения критериев, установленных заказчиком относительно отбора кандидатов.
Как сплотить команду стартапа и зачем это нужно
Благоприятная атмосфера в команде — одно из главных условий успешного развития стартапа. Мотивация каждого сотрудника на начальном этапе развития бизнеса часто строится на его вере в успех предприятия. Это во многом зависит от того, насколько комфортно работник чувствует себя в коллективе и ощущает ли он свою значимость.
Цель создателя проекта — дать понять каждому члену своей команды, насколько важна его роль в развитии общего дела и что без его участия работа компании будет менее успешной.
Сплотить работников в команде помогает организация совместного досуга. Для этого рекомендуется чаще устраивать различные мероприятия и совместные выходы после работы. В выходные можно устраивать тимбилдинг, посещать профильные конференции, спортивные соревнования. В команде стартапа важно установить доверительное общение между всеми ее участниками.
Если оно налажено, быстрее и результативнее происходит обмен информацией, не возникает недопонимания. В небольшой команде, какие обычно работают в стартапах, добиться сплоченности и хорошего контакта между участниками проще.
Чем стартапу помогает корпоративная культура
Как правило, сотрудники, нанятые на этапе становления стартапа, впоследствии назначаются на должности руководителей отделов. Поэтому уже на начальной стадии бизнеса следует внимательно относиться к личностным качествам членов команды. Рекомендуется выбирать тех специалистов, которые в дальнейшем могут не только занять руководящие посты, но и соответствовать имиджу компании.
Корпоративная культура влияет на:
Привлекательность компании для соискателей. Комфортные условия работы, возможность самореализации и профессионального роста сотрудников повышают уровень доверия к работодателю и интерес к компании у квалифицированных специалистов.
Бизнес-процессы, которые благодаря ей четко выстроены и функционируют без сбоев. Каждый сотрудник четко понимает цели и задачи — как свои, так компании в целом — и может без труда получить необходимую для работы информацию.
Лояльность сотрудников. Они верят в идею и в успешность бизнеса. Благодаря этому у участников стартапа появляется желание прилагать максимальные старания на пути к общей цели.
Чтобы привить рабочему коллективу корпоративную культуру, основателям стартапа необходимо и самим участвовать в данном процессе и придерживаться транслируемых ими ценностей.
Почему важны вдохновение и мотивация команды
Одно из условий быстрого развития стартапа — качественная мотивация сотрудников. Как показывает практика, максимальная вовлеченность участников проекта в рабочий процесс, их стремление к новым достижениям и наличие амбиций позволяют реализовывать даже те стартапы, которые изначально казались трудными в реализации.
Мотивация участников проекта позволяет снизить текучесть кадров и сплотить коллектив, на поддержку которого руководитель в дальнейшем сможет рассчитывать.
Вдохновение помогает не опускать руки, когда возникают трудности. Оно позволяет команде искать нестандартные решения в сложных ситуациях, а бизнесу — преодолевать кризисы и локдауны.
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды