Общение с ФНС: что должен знать предприниматель
Чек-лист

Общение с ФНС: что должен знать предприниматель


Аудиоверсия этой статьи

Чтобы быть готовым к нестандартным ситуациям, каждому бизнесмену, помимо утвержденного регламента, следует ознакомиться с неофициальным кодексом налоговиков.


Бухгалтерская компания

Правило 1: извлекать выгоду из работы ИФНС

В неофициальном кодексе налоговиков есть выгодные правила и список нарушений, за которые сотрудники ФНС не штрафуют. В их число входят, например, ошибки в страховой отчетности и онлайн-чеках.

Работа с ККТ строго регламентирована действующим законодательством. Согласно Федеральному закону № 54 (от 22.03.2005), продавец обязан выдать онлайн-чек покупателю при получении оплаты за товар. Нарушение данной нормы грозит налогоплательщику штрафом в 30 000 рублей. Курс «Федеральный закон № 54

В 2017 году индивидуальные предприниматели и юридические лица начали использовать онлайн-кассы. Фискальных накопителей не хватало, и налоговики договорились, что в течение некоторого времени не будут штрафовать нарушителей за невыданные или выданные с ошибками чеки. Единственным условием было обязательное предоставление покупателям документов об оплате: чек старой кассы или стандартный товарный чек.

В настоящее время нет недостатка в фискальных накопителях. Однако сотрудники ИФНС продолжают относиться к пользователям онлайн-касс лояльно. КоАП РФ, статья 14.5

В частности, это касается проверки на правильность оформления онлайн-чеков. Первичные документы содержат большое количество реквизитов, так что продавцы зачастую допускают ошибки: забывают указать название товара, фамилию предпринимателя и т.п. По закону за эти нарушения положен штраф в размере 10 000 рублей, тем не менее налоговики не спешат наказывать нарушителей и ограничиваются письменным предупреждением и требованием перенастроить оформление онлайн-чеков. Задача предпринимателя — исполнить это требование и не допускать повторных нарушений.

Второй выгодный для налогоплательщика момент — лояльность сотрудников ИФНС к расчетам по взносам. Например, инспекторы не наказывают сотрудников за некорректно указанные в отчетах личные данные (Ф.И.О. в разделе 3 СНИЛС). Если вы обнаружили расхождения после сдачи отчета, предоставьте в ИФНС пояснение стандартного образца.

Правило 2: избегать неправомерных обвинений

Если руководители компаний-партнеров или контрагентов знакомы или приходятся друг другу родственниками, инспекторы делают однозначный вывод об обоюдном уклонении от налогов. Взаимозависимость людей, которой в реальности может и не быть, определяют по схожим названиям компаний, обслуживанию в одном и том же банке или регистрации по одинаковому адресу.Обвинение в схемах также во многом связано с тем, что налоговики стали активно искать однодневок. Получателей необоснованных выгод вычисляют при помощи программы АСК НДС—2.

Ни один из указанных признаков не является доказательством схемы. Чтобы минимизировать риск обвинения, постарайтесь не попадать под критерии выявления налоговиками потенциальных уклонистов. Если вы столкнулись с неправомерными действиями инспекторов, обращайтесь в суд. Лучше подключить к делу опытного юриста уже на этапе составления искового заявления.

Правило 3: проверять обязательность требований ИФНС

Действующие в рамках неофициального кодекса служащие ИФНС меняют не только налоговые правила, но и трудовые. Например, могут потребовать поднять зарплату сотрудников до отметки выше среднеотраслевого значения. Это отличное решение для работников, но крайне проблемное — для руководящего или предпринимательского состава компании. Выгоды налоговиков от таких требований очевидны: повышение зарплаты обеспечивает нужные им показатели роста платежей по взносам, а выполнение плана инспекторами обеспечивает их премиальными. Предприниматели в этом случае вынуждены справляться с растущей нагрузкой на бизнес.

Выполнение этого требования не является обязательным: по закону, ИФНС не вправе проверять и тем более менять трудовые отношения. Согласно ТК, зарплата сотрудников не должна быть ниже минимальной, установленной действующим законодательством. Однако в случае возникновения конфликтной ситуации, спорить с налоговиками не стоит. Чтобы сгладить острые углы, лучше подготовьте официальное пояснение, почему зарплата каждого сотрудника ниже среднеотраслевых значений. В качестве причин можете указать небольшой срок работы предпринимателя, сложности с поиском покупателей и т.п.

Правило 4: не бояться подавать в суд

Налоговики предпочитают знать руководителя компании в лицо. Поводов для знакомства может быть несколько, но самый распространенный — действия через отчетность. Инспекторы могут просто отказаться принимать документы у доверенного лица, так что сдавать отчеты придется руководителю лично. Отправка документов в электронном виде в этой ситуации не спасает: налогоплательщик получает уведомление о сбое в системе.

Еще один вариант пригласить руководителя в ИФНС — блокировка счета. Помните, такая мера является незаконной и что налоговиков можно призвать к ответу с требованием возмещения. Проценты за блокировку можно истребовать по суду. Если директор компании не ведется на уловки инспекторов, его могут вызвать в прокуратуру.

Бороться с неправомерными требованиями и пресекать незаконные действия ИФНС можно через суд. Решить проблему проще можно, придя в налоговую по первому требованию. Убедившись в том, что директор не номинальный, ИФНС, скорее всего, больше не станет применять подобных мер в отношении компании.

Правило 5: внимательно вести бухучет

В НК указана всего одна причина, по которой налогоплательщик может получить отказ в приеме деклараций на камеральную проверку: предоставление отчетов неуполномоченным физлицом. Тем временем по неофициальной договоренности, инспекторы могут также отказывать в приеме деклараций, если:

  • Поставщиком не уплачены налоги. Если ваш контрагент не рассчитался с бюджетом, декларацию могут не принять. Ваша репутация как налогоплательщика при этом в расчет не берется.

  • Главный бухгалтер работает удаленно. Такой формат организации учета вызывает подозрения у налоговиков. Они считают, что удаленные бухгалтеры обслуживают однодневки, взаимозависимых лиц. В этом случае налоговики действуют тонко: сообщают оператору ЭДО о получении через конкретного бухгалтера недостоверных отчетов. Оператор отзывает электронную подпись, отчеты подвисают, и сдать их становится невозможно.

  • Компания получила черную метку за недостоверные сведения в Госреестре.

Первые два пункта также касаются в полной мере субъектов МСП. Претензии к организации бухучета у налоговиков часто возникают не только к юрлицам, но и к ИП. Репутацию поставщиков тоже проверяют тщательно.

Если декларацию не принимают из-за налоговых долгов поставщика, подавайте жалобу на имя руководства ИФНС. В большинстве случаев до суда дело не доходит и отчетность принимают. Чтобы минимизировать риски, не допускайте претензий к главному бухгалтеру. Самостоятельно проверяйте контрагентов и не участвуйте в схемах. Отозванную оператором подпись главного бухгалтера восстановить крайне сложно.

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии


МВ
Полезно

Рекомендуем вам