Автор этой статьи – Павел Анненков, основатель компаний «Аптренд», «Тринова» и «Флориста». Он сформулировал вопросы, которые помогут вам не ошибиться с запуском нового бизнеса. Некоторые из них позаимствованы у Уоррена Баффета.
Журнал для руководителей
Вопрос 1. «Понимаю ли я этот бизнес?» Работайте в своем круге компетенций
Мои компании действуют в секторе B2B-продаж. Мы реализуем продукцию и оказываем услуги, связанные с коммерческой недвижимостью (поставка мебели для ресторанов и отелей, озеленение офисов и торговых центров). В этой сфере я 17 лет и понимаю, как здесь все устроено. Возможности открытия бизнеса вне данной сферы я не рассматриваю, так как наверняка столкнусь с подводными камнями, о которых не знаю. Да, развиваться нужно. Но прибыльная компания намного важнее профессионального роста. Лучше сконцентрироваться на том, что вы умеете, нежели затевать новое дело с высоким риском проиграть.
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнВопрос 2. «Не потеряю ли я существенную часть капитала, вкладывая в этот бизнес?»
Я никогда не рискую по-крупному. Два года назад мне предлагали проект в области общепита. Понял, что у меня нет опыта в отрасли, кроме того, такой проект требует крупных для меня капиталовложений. Если ошибусь, это станет смертельным ударом по финансам. Я отказался от проекта.
Вопрос 3. «Насколько велик порог вхождения в данный бизнес для конкурентов?»
Я всегда рассматриваю новые направления под этим углом. Порог вхождения измеряю деньгами и временем. Например, чтобы воспроизвести мою компанию по озеленению, понадобится год и 30 млн рублей инвестиций.
У нас длинный цикл сделки: с предложениями по озеленению мы заходим к клиенту на том этапе, когда он готовит проект интерьера. Переезды в корпорациях в среднем занимают от 6 до 12 месяцев.
Еще одно новое направление — аромамаркетинг. Порог вхождения в бизнес высокий, поскольку мы подписали эксклюзивный контракт на три года с американским брендом. Брендов подобного уровня в мире три. Два уже представлены в России, мы взяли третий. И если на рынок захочет войти новый игрок, он не сможет получить бренд, который составил бы нам конкуренцию.
Вопрос 4. «Интересен ли лично мне этот бизнес?»
Речь идет о тех случаях, когда бизнес наверняка принесет прибыль, но лично мне он не интересен. Так, я вряд ли возьмусь торговать стиральным порошком или трубами. Если у руководителя нет искреннего интереса к бизнесу, который он планирует развивать, то ничего не выйдет.
Вопрос 5. «Обеспечит ли бизнес минимальный уровень ожидаемого дохода?»
Проект может быть интересным, но прибыли, которая мне необходима, он не принесет. В этом случае я отказываюсь от идеи.
Я делаю расчет доходности на 1 час времени, которое потрачу на развитие нового бизнеса.
Вопрос 6. «Понимаю ли я базовые параметры успеха в новом бизнесе?»
Без правильного ответа на этот вопрос нельзя добиться успеха в выбранной нише. Так, базовые параметры аромамаркетинга следующие:
наличие эксклюзива от сильного международного бренда;
понятный и предсказуемый источник потенциальных клиентов;
умение выстраивать продажи в секторе B2B.
Вопрос 7. «Есть ли у меня ярко выраженное конкурентное преимущество перед другими компаниями?»
Нельзя выходить на рынок, не ответив на этот вопрос. Сформулируйте, почему ваша компания должна стать лучшей. Не можете найти конкурентное преимущество — откажитесь от идеи. У конкурентного преимущества есть две характеристики:
вы должны отличаться от конкурентов по выбранному параметру в разы;
отличие должно быть важным для ваших клиентов.
К примеру, конкурентное преимущество моей компании по поставке мебели — скорость выставления коммерческих предложений. Мы делаем красивые и информативные предложения в течение часа.
Выводы
Не торопитесь с открытием нового бизнеса. Каждый день появляются новые возможности.
Главный ресурс предпринимателя — время. Если вы пока не занимаетесь развитием новых бизнесов, это еще не значит, что вы ничего не делаете. Ваша задача — спокойно оценивать новые проекты. Вкладывайте время и ресурсы только в бизнесы с высокой вероятностью успеха. Так, у меня подобные проекты появляются один раз в два года.