Богатство, известность и удача приходят не сразу. Но для тех, кто готов учиться, проявлять упорство и пробовать снова и снова, грандиозный успех — единственная конечная точка пути
Бизнес-школа нового типа
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду — бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнПеред вами истории трех молодых предпринимателей, которые построили многомиллионные бизнесы в России с нуля. В них мало кто верил, тем не менее им удалось добиться успеха и стать примером для тех, кто только начинает свой бизнес.
История №1. Как в 29 лет попасть в рейтинг Forbes в одной из самых интеллектуальных сфер
Илья Сачков, Group-IB
Начал бизнес в 17 лет
Выпускник МГТУ им. Баумана, кафедры информационной безопасности факультета информатики
30 Under 30 — рейтинг самых перспективных предпринимателей мира до 30 лет по версии журнала Forbes. Российский бизнесмен Илья Сачков, генеральный директор детективного киберагентства Group-IB, достиг одной из своих целей и попал в этот список в 2016 году в возрасте 29 лет. Стоимость доли компании, принадлежащей Сачкову, на конец 2015 года оценивалась примерно в 12 миллионов долларов.
Group-IB — компания-антихакер. Ее задача — предотвращение и расследование киберпреступлений. Фактически это любые высокотехнологичные преступления, которые совершаются через компьютерные системы: крупные кражи, кибертерроризм, нечестная конкурентная борьба, торговля наркотиками, оружием и даже убийства. Когда у крупного банка со счета воруют несколько миллионов рублей, этим делом занимается Group-IB. Когда конкуренты устраивают DDoS-атаку на сайт компании-лидера, чтобы он не смог принимать заказы, этим делом занимается Group-IB.
Сачков — предприниматель-интеллектуал. Однако сам он себя умным не считает. По его мнению, он лишь сообразительный, в отличие, например, от его папы-физика или мамы, работающей аналитиком в банке. Приятно удивляет, что Илья всегда взвешивает каждое свое слово и даже во время интервью не торопится давать быстрый ответ на вопрос, который кажется ему существенным. «Мне нужно подумать», — говорит он журналисту, взяв минуту-другую на размышления.
Сачков начал работать в 9 классе, а к созданию собственного бизнеса приступил в 2003 году в возрасте 17 лет. Но успех Ильи не имеет ничего общего с историями о том, как любимцы фортуны без опыта работы и образования, едва покинув школьную скамью, становятся обладателями целого состояния. Факторы, определившие его успех, — это серьезная профессиональная подготовка, профильное высшее образование, большой интерес к выбранной области, гигабайты книг и много-много-много повторений. Вот что сам предприниматель говорит о своем успехе: «Согласно теории вероятности, если, пройдя определенное количество повторов, вы не сдались, рано или поздно вы придете к тому, к чему стремились». Вдохновляющий математический подход
Идея бизнеса появилась у Сачкова после чтения книги. Будучи студентом-первокурсником, Илья попал в больницу, и друзья принесли ему книгу о киберпреступлениях, написанную бывшими сотрудниками ФБР. Тема заинтересовала будущего бизнесмена, и он решил заняться киберкриминалистикой. Стартовый капитал будущей Group-IB составил 150 тысяч рублей — их Илья взял взаймы у старшего брата.
Строить бизнес в столь молодом возрасте, не имея предпринимательского опыта, да еще в одной из самых высокоинтеллектуальных сфер, было сложно. Как рассказывает сам Илья, он «читал много духоподъемных менеджерских книг» и ему помогала беззаботность, свойственная молодости. Один из самых сложных периодов в истории компании начался в 2008 году, но связан он был отнюдь не с экономическим кризисом. Group-IB начала расти, а некоторые сотрудники неожиданно покинули команду, и их некем было заменить.
Пережив болезненный этап структурных изменений в компании, Сачков пересмотрел свой подход к формированию команды. Искать людей по-прежнему сложно: в России выпускается всего несколько сотен специалистов по информационной безопасности в год. Но теперь в компании нет сотрудников, которых можно было бы назвать незаменимыми и уход которых подорвал бы функционирование всей организации.
Сегодня у Ильи Сачкова есть амбиция построить империю, которая способна в глобальном масштабе изменить положение вещей в киберкриминалистике. Уже сейчас Group-IB входит в топ-7 компаний, влияющих на мировую кибербезопасность, имеет офисы в нескольких странах мира, постоянно расширяет географию присутствия, а в списке клиентов компании числятся крупнейшие российские банки, госструктуры, правоохранительные органы и технологические компании с мировыми именами.
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду — бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнИстория №2. Как подвинуть западных гигантов, имея отечественный продукт, который стоит в два раза дороже
Евгений Дёмин, Splat
Начал бизнес в 23 года
Выпускник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, дополнительно закончил бизнес-школу
Если, покупая зубную пасту, вы испытываете наплыв патриотических чувств, вероятно, ваша покупка — это Splat, одна из самых успешных российских марок в мире. Генеральный директор компании, Евгений Дёмин, строит бизнес со смыслом. Он не вкладывает деньги в рекламу: по словам бизнесмена, ее эффективность непредсказуема, а тратить деньги покупателей таким образом он не готов. Зато в буквальном смысле вкладывает душу в каждую коробочку с зубной пастой: искренние письма Дёмина, адресованные покупателям, известны многим.
Дёмин начинал бизнес с дистрибуции биологически активных добавок и чаев, но вскоре понял, что успеха это не принесет и производство собственного продукта — ниша куда более привлекательная. Порвав связи со старыми поставщиками и отказавшись от продажи чужих продуктов, которая приносила 90% дохода, команда сосредоточилась на разработке собственной формулы зубной пасты.
С этого момента могла начаться история успешного восхождения, но случилось наоборот: в компании наступил серьезный кризис. «В какой-то момент ситуация стала настолько плохой, что нам просто нечем было платить зарплату команде. Помню, что я собрал все деньги, которые у меня были, и их все равно не хватило. Тогда я попросил жену добавить мне нужную сумму, вернее, просто отдать все, что есть… Телефон отключили за неуплату, в кошельке было пусто», — так Евгений рассказывает про эти времена.
За резким поворотом не последовало успеха. Теперь у компании был уникальный продукт, но не было покупателей. Сегмент зубных паст был занят мастодонтами вроде Colgate и Blend-a-Med. «Аптеки и магазины просто отказывались ее брать. Рынок не понимал, зачем нужен товар вдвое дороже известных марок. А мы-то думали, что, если у нас будет классный продукт, мы обязательно его продадим», — делится Дёмин.
Но дело не только в рынке. Сам предприниматель тоже не упрощал себе задачу. Одним из решений, которое помогло бы прорваться на полки с зубной пастой, было снижение цены. Но оно повлекло бы за собой изменение рецептуры, пересмотр ингредиентов, входящих в состав пасты, и, как следствие, потерю уникальности и эффективности продукта. Это противоречило убеждениям предпринимателя: Дёмин хотел продавать продукт с особой идеологией, который делал бы потребителя счастливым.
Отказавшись от всех компромиссов, которые могли бы сделать путь к финансовой стабильности проще, и пережив жесточайший кризис, Дёмин в конце концов нашел решение. Если ты делаешь классный продукт и искренне уверен, что он заслуживает внимания, дело за малым — объяснить покупателю, почему твой продукт так хорош. Это и помогли сделать знаменитые письма. Фармацевты аптек, которые согласились продавать Splat, постепенно увидели, что зубная паста интересна людям. Сарафанное радио было запущено, и марка начала преодолевать скепсис продавцов. Точек продажи стало больше, кризис миновал.
Бизнес для Дёмина — это важная часть его жизни. Он досконально разбирается в продукте и может сам ответить на все вопросы, связанные с составом зубной пасты, происхождением сырья и технологическими процессами. До сих пор в коробочки с зубной пастой вкладывают письма от генерального директора. В них он делится своими мыслями и значимыми событиями из жизни: поступлением в бизнес-школу, семейными историями, победами и поражениями. Если бы не душевность, упорство и искренняя вера в свой продукт Евгения Дёмина, тюбики Splat сейчас не стояли бы в ванных комнатах жителей 40 стран мира.
Путь к устойчивому успеху занял у генерального директора Splat около восьми лет: первые шаги в бизнесе он начал делать в конце 90-х, а доверие покупателя новая марка зубной пасты заработала только к 2005 году. Сегодня доля Дёмина в бизнесе оценивается примерно в 20 миллионов долларов. В компании работает около 1000 человек, а в 2011 году Splat был признан одним из 30 самых быстрорастущих брендов в мире.
История №3. Каково это — дважды начинать с нуля?
Федор Овчинников, «Додо Пицца»
Начал бизнес в 25 лет
Выпускник Сыктывкарского государственного университета
В один день (прекрасный или не очень) Федор Овчинников продал свой книжный бизнес, раздал долги и оказался в той же точке, где и был четыре года назад, когда он только начал свой предпринимательский путь. Сказать, что неудача была болезненной, мало, ведь все это время Овчинников вел блог «Сила ума», в котором откровенно, с раскрытием всей финансовой информации, рассказывал о ходе создания бизнеса. Но провал на глазах у тысяч читателей не стал для Овчинникова поводом отказаться от бизнеса — он почти сразу приступил ко второй попытке построить свое дело. На этот раз предприниматель из Сыктывкара решил сосредоточить свои усилия на рынке фастфуда, открыв сеть пиццерий с доставкой. На то, чтобы попробовать снова, у Федора было всего 400 тысяч рублей, оставшихся от продажи первого бизнеса после погашения всех долгов.
Но открывать бизнес, ничего не смысля в теме, Овчинников не собирался, поэтому поехал в Петербург, чтобы поработать в Papa John's, McDonald's и Sbarro. Это помогло ему изнутри узнать, как устроена работа известных фастфуд-заведений. Вооружившись полученным опытом, Овчинников вернулся в Сыктывкар, нашел небольшое подвальное помещение в аренду, закупил оборудование, нанял персонал и приступил к созданию фирменного рецепта теста для пиццы. Так началась новая глава жизни Федора — «Додо Пицца».
Всё это время Овчинников продолжал рассказывать о создании бизнеса в своем блоге и делиться финансовыми отчетами. В комментариях было много скепсиса. Читатели указывали ему на то, что продавать пиццу в маленьком городе, где и так больше двадцати пиццерий, — путь к еще одному фееричному провалу. А пока все как один утверждали, что на продаже пиццы денег не заработать, выручка «Додо Пиццы» за полгода доросла до миллиона рублей, а спустя еще полгода — до двух миллионов.
Секрет успеха «Додо Пиццы» — в отлаженной бизнес-системе, известности Овчинникова благодаря блогу и вирусных маркетинговых ходах. Одним из них стала доставка пиццы по воздуху. В июне 2014 года предприниматель написал, что планирует доставить пиццу реальному клиенту с помощью квадрокоптера. Сказано — сделано, и 21 июня, после некоторой подготовки, в Сыктывкаре произошла первая такая доставка. В последующие дни еще 50 пицц разлетелись по воздуху в прямом смысле этого слова. Госавианадзор сразу же официально запретил такой способ доставки грузов, но тот факт, что Овчинникову удалось осуществить задуманное, помог «Додо» набрать небывалую популярность. Об этой акции был снят ролик, который разошелся по соцсетям всего мира.
Однако Федору Овчинникову мало того, что его бизнес стал прибыльным. Цели предпринимателя гораздо более амбициозны. Во-первых, по его замыслу, «Додо Пицца» должна стать мировой сетью. Во-вторых, это должна быть не просто пиццерия, а особый подход к управлению бизнесом с помощью информационной системы. Такой системой стала «Додо ИС», которая представляет собой комплексную систему ведения дел, начиная с приема заказов и контроля времени приготовления пиццы и заканчивая детальной бизнес-аналитикой для повышения прибыльности заведений.
Дела шли в гору. После первой пиццерии Овчинников открыл вторую в Сыктывкаре, а потом стал подключать другие города по схеме франчайзинга. В конце 2011 года у «Додо Пиццы» появился первый сторонний инвестор, который вложил в пиццерию 5 миллионов рублей в обмен на 5% компании. Получив дополнительные инвестиции, Федор сосредоточился на совершенствовании «Додо ИС», которая, по его задумке, должна позволить ему построить глобальную сеть, способную конкурировать с Papa John’s, Domino’s и Pizza Hut.
Уже осенью 2015 года сеть насчитывала 68 пиццерий, а в начале 2016 года «Додо Пицца» пришла в Америку: в Оксфорде началось строительство первой «Додо». И это только начало длинного пути к цели, которую определил себе Фёдор. К 2020 году он собирается построить глобальную сеть из 2 500 пиццерий и вывести компанию на IPO.
История простого парня из Сыктывкара, который не сдается после неудачи и не верит скептикам, стала для многих людей отправной точкой в мире бизнеса. Федор Овчинников показал, что для того, чтобы строить свое дело, не нужен большой капитал. Все, что нужно, — это сила духа, оптимизм и открытость новым знаниям.Если на твоем пути тебя никто не поддерживает, это ничего не значит. И даже если ты однажды потерпел неудачу, это тоже ничего не значит. Учись на своих ошибках, а потом пробуй снова и снова — в этом главный секрет успеха молодых бизнесменов, которые сделали себя сами. Как правильно сказал Черчилль: «Успех — это способность шагать от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма». Никогда не сдавайтесь, и у вас обязательно все получится. Надеемся, эти истории придадут вам решимости открыть свое дело, если, конечно, это то, чего вы по-настоящему хотите.
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды