Параллельный импорт автомобилей и запчастей в России
Статья

Параллельный импорт автомобилей и запчастей в России

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

С начала 2022 года некоторые иностранные автомобильные компании ушли с российского рынка. В результате появился дефицит машин, запчастей, масел. Чтобы разрешить ситуацию, правительство России легализовало параллельный импорт. Рассказываем, автомобили и комплектующие каких марок теперь можно ввозить в страну таким образом

Содержание

Что такое параллельный импорт
Как организован параллельный импорт автомобилей
Подводные камни параллельного импорта
Каких автозапчастей не хватает
Поможет ли параллельный импорт снизить цены
Какие автомобили разрешены к параллельному импорту


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Деловая среда Премиум

Вступайте в закрытый клуб и получите доступ к материалам по развитию бизнеса

Попробовать бесплатно на 14 дней

Что такое параллельный импорт

Параллельный импорт — это ввоз в страну иностранной продукции под товарным знаком, когда владелец бренда не давал согласия на прямой импорт в эту конкретную страну. Таким образом, импорт происходит параллельно официальному ввозу.

Параллельный импорт — не контрафакт, поскольку ввозятся оригинальные изделия. Товар, который ввезен в Россию с помощью параллельного импорта, должен иметь сертификаты качества и пройти таможенный досмотр.

💼 Пример
Дистрибьютор, находящийся на территории другой страны, покупает автомобили известной марки для России. При этом производитель не разрешал ввозить товар в Россию, и товар теряет официальную гарантию. Дистрибьютор продает автомобиль российской компании, например сети автосалонов. Так как это не прямые поставки, стоимость товара получается выше, чем при прямом импорте. Обслуживанием по гарантии должен заниматься продавец или импортер.

Из-за того что параллельный импорт легализован, правообладатель не может предъявить претензий, что его продукция продается в России. Ранее производитель бренда мог потребовать наложить штраф в 5 миллионов рублей на того, кто ввозит его продукцию в Россию без официального согласия.

Параллельный импорт осуществляется через страну, где произведена продукция, либо через дружественные России страны.

Схема параллельного импорта

Как организован параллельный импорт автомобилей

Весной и в начале лета в России возник дефицит продукции автомобильной индустрии, в том числе автозапчастей. Чтобы решить эту проблему, в стране приняли ряд законопроектов о легализации параллельного импорта.

Постановление правительства от 29 марта 2022 года №506 разрешило параллельный импорт товаров, обозначенных в списке приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации — Минпромторга.

Еще одно постановление правительства, №1269, приняли 15 июля 2022 года. Оно регламентирует ввоз авто зарубежных марок по упрощенным правилам. Согласно этим нормативным актам, юрлицам можно ввозить и растаможивать товары, в том числе автомобили, без согласия владельцев бренда.

В качестве альтернативы одобрения типа транспортного средства (ОТТС), разрешения правообладателей и свидетельства о безопасности транспортного колесного средства можно оформить ЗоОЕТС — заключение об оценке единичного транспортного средства на соответствие техническим требованиям.

Этот упрощенный документ можно получить у уполномоченных экспертных компаний. Услуга получения сертификата на одиночный автомобиль имеет высокую стоимость, зато помогает добиться ввоза авто, у которых нет ОТТС в России.

Перечень документов для ЗоОЕТС. Пример предложения в интернете

Закрытый клуб

Вступайте в клуб Деловая среда Премиум и получите знания по развитию бизнеса

Попробовать бесплатно на 14 дней

Подводные камни параллельного импорта

Поскольку закон принят не так давно, возникают сложности бюрократического характера: на таможне иногда не пропускают автомобили без сертификатов владельцев бренда. Это происходит от того, что пока не отработан процесс межведомственного взаимодействия госорганов и таможни.

АДАК — Ассоциация дистрибьюторов автомобильных комплектующих рекомендует предъявлять на таможне оформленные копии сертификатов соответствия на продукцию, которую разрешено использовать на территории России, опубликованных на сайте Росаккредитации.

У дилеров физически не получается быстро наладить прямые поставки. Понадобится время для разработки логистической стратегии, чтобы сформировать новые маршруты и наладить бесперебойный процесс.

Зеленый коридор, благодаря которому возможен ввоз машин и запчастей без ОТТС, действует до февраля 2023 года. Если схема покажет эффективность, а потребность в ней сохранится, параллельный импорт может стать постоянно действующим.

Организация поставок запчастей происходит проще, чем автомобилей. Иностранные дистрибьюторы не могут продать большой объем машин, и есть трудности с переводом оплаты.

Выгоднее ввозить легковые автомобили класса премиум — дороже 3 миллионов рублей и в небольшом объеме. Наблюдается большая разница в ценах между ввозом на физлицо и юрлицо. Юрлицу требуется оплачивать больше налогов, в результате цена получается неконкурентной. В результате проблемой становится малый объем ввоза, намечается дефицит массовых бюджетных автомобилей.

Telegram Деловой среды

Больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Telegram-канале

Подписаться на Telegram

Каких автозапчастей не хватает

С автомобилями ситуация кажется несколько проще, чем с автокомпонентами. Наблюдается дефицит оригинальных и неоригинальных запчастей. Повышен спрос:

  • на лобовые стекла; 

  • масла; 

  • фильтры; 

  • колесные диски; 

  • колодки; 

  • детали подвески; 

  • кузовные детали; 

  • компоненты для амортизаторов, сцепления, подшипников; 

  • детали для моторов. 

Есть аналоги, но их качества бывает недостаточно, а цены на них высокие. Некоторые аналоги получается найти в Китае, Корее, Индии, Турции, на Тайване. Эти государства получили крупные объемы заказов, из-за чего не успевают быстро производить продукцию. Российским дистрибьютором приходится ждать отгрузки по несколько месяцев.

Ситуация зависит от бренда. С японскими брендами дела обстоят лучше, чем с европейскими. Параллельный импорт уже частично восполнил дефицит автомобильных масел. Некоторые запасы автокомплектующих есть на складах российских производителей и продавцов.

Поможет ли параллельный импорт снизить цены

Параллельный импорт призван восполнить дефицит автомобильной продукции, но не может обеспечить снижение цен. На их рост влияют следующие факторы:

  1. Усложнение логистики. От производителя к конечному потребителю товары идут через дружественные государства — КНР, Армению, Киргизию, Казахстан, Турцию. 

  2. Таможенные пошлины. Они уплачиваются при ввозе. 

  3. Ценообразование у небольших импортеров. Они назначают те цены, которые позволяют им получать прибыль. 

Цены меняются каждый день из-за колебания курсов валют, степени доступности брендов, возможности привозить большие или маленькие партии.

Те машины, которые произведены для других стран, нужно адаптировать под российский климат и особенности: снабдить российским софтом, установить систему обогрева, провести антикоррозийную обработку кузова. Все это может повлечь дополнительные расходы продавцов и, как следствие, рост цен на продукцию.

Потенциально некоторое снижение цен на автомобили и запчасти в будущем может обеспечить конкуренция на рынке параллельного импорта.

Какие автомобили разрешены к параллельному импорту

В последней редакции приказа Минпромторга № 3041 от 21 июля 2022 представлен актуальный перечень товаров, разрешенных к параллельному импорту. Он дополняет перечень брендов от 19 апреля 2022 года.

В этот список входят:

  • Bosch, Mahle, Wabco, Gates, Wabtec — производители запчастей; 

  • Continental, Michelin, Bridgestone, Goodyear — производители шин; 

  • ExxonMobil, Shell, Техасо — производители моторных масел. 

Можно в том числе ввозить машины следующих автомобильных брендов и оригинальные запчасти к ним: Audi, Toyota, Bugatti, Tesla, Bentley, Volkswagen, Skoda, BMW, Rolls-Royce, Mercedes-Benz, MINI, Maybach, Jeep, Land Rover, Mitsubishi, Lexus, Nissan, Porsche, Ferrari, Renault.

Список состоит из таких столбцов:

  1. Группа ТН ВЭД — для проверки на таможне. Можно ввозить только товары с этими кодами и с совпадающими названиями брендов. Если указаны исключения, следует их придерживаться. 

  2. Наименование товара.  

  3. Код товара и/или средства индивидуализации. 

Чтобы определить, можно ли ввозить товар, нужно открыть список Минпромторга, найти группу позиций, скопировать код и проверить его по базе ТН ВЭД. Там указаны товары, которым такой код присваивается.

Список Минпромторга расширяется, периодически обновляется, поэтому полезно отслеживать изменения и новости на официальном сайте.

Автор: Ксения Воловик

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Зарегистрируйте бизнес удаленно и бесплатно — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии