Открыть бизнес
Как вытаскивать деньги из бизнеса, чтобы не остаться без штанов
Статья

Как вытаскивать деньги из бизнеса, чтобы не остаться без штанов

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Оказаться в кассовом разрыве — врагу не пожелаешь. В бизнес-тусовке «Нескучных Финансов» есть те, кто знаком с этим неприятным понятием. Статья о том, как правильно вынимать деньги из бизнеса, и не стать должником всего мира.


Ведем управленческий учет в малом бизнесе

Что такое кассовый разрыв

Кассовый разрыв — это когда компания не может заплатить в срок: сотрудникам зарплату, подрядчикам за работу, а поставщикам за сырье. Денег нет, потому что компания не умеет планировать финансовые дела. У компании были деньги, и собственник купил на все: оборудование, материал, рекламу. Повода для тревоги не было, ведь клиент обещал заплатить на следующий день, и в компании должны были появиться деньги. Ключевое слово — «должны». Клиент не заплатил ни на следующий день, ни через неделю, он вовсе пропал. В итоге — у компании нет денег, а собственник — раб ситуации. Он должен всем: арендодателям, рабочим, подрядчикам и даже клиентам, которые захотели вернуть предоплату. Это похоже на ад. Это ситуация кассового разрыва.

Как обычно считают деньги

Петр — собственник транспортной компании, целеустремленный, харизматичный, опытный предприниматель. Умеет вести за собой людей, в этом Пете нет равных. Он не заканчивал финансовый университет и считает, что финансовые вопросы должен решать бухгалтер. Он уже попадал в кассовый разрыв и теперь относится к финансам с осторожностью. Особенно внимательно — к расходам.

Когда наступает момент взять деньги из бизнеса, Петя делает так:

  • считает, сколько денег пришло в бизнес и вычитает, сколько ушло. Что осталось в результате — деньги компании.

  • планирует ближайший месяц. Учитывает зарплаты, аренду и рекламу. Остальное считает своими деньгами.

  • на уже свои деньги планирует личные расходы: отдых с девушкой, покупку недвижимости, образовательные курсы и одежду.

Петя думает, что все хорошо. Но если так будет продолжаться, бизнес не вырастет в крупную компанию. Никогда.

Что вводит собственника в заблуждение

По учредительным документам Петр — полноправный собственник бизнеса. Поэтому он считает, что все деньги, которые проходят через компанию — его. На самом деле — это не так.

Бизнес — отдельный организм. Он, как и человек, растет, развивается, у него появляются свои потребности. Так же как в одно тело нельзя вместить двух человек, Петя не может быть одновременно и своей компанией, и собой.

Вы ≠ бизнес.

Как правильно платить себе

У Петра две роли в компании: генеральный директор и собственник. По законам финансов эти люди получают деньги в компании по-разному:

  • А. Генеральный директор развивает компанию, решает проблемы, следит, чтобы дело делалось. Первый правильный шаг для Пети — назначить себе зарплату. Чтобы не наглеть, стоит назначить зарплату по рыночной ставке директора в той же отрасли.

  • Б. Собственник бизнеса получает дивиденды от прибыли компании. Чтобы не вогнать бизнес в долги, вначале компания должна заплатить налоги, кредиты, зарплаты, отложить деньги на рекламу и закупку сырья. А уж потом платить собственнику.

Почему нельзя брать все

Денежные потоки — кровеносная система бизнеса. Если Петр вытащит из бизнеса больше, чем можно, компанию, в худшем случае, придется закрыть. В лучшем — Пете улыбнется удача, позволив погасить долги. Но удача улыбается редко.

Без планирования в бизнесе не разобраться. Чтобы бизнес работал хорошо, важно спланировать: движение запасов, денежные потоки, маркетинговую стратегию, запуск новых направлений и обучение сотрудников. Про себя тоже забывать не стоит.

Если собственник не знает, что будет с компанией через месяц, произойти может что угодно. Такой бизнес — русская рулетка: сегодня деньги есть — покупаем машину, завтра нет — едим гречку без котлеты, запиваем водой.

Выводы и советы

  1. Не все деньги вашего бизнеса — ваши.

  2. Назначьте себе зарплату по рыночной ставке.

  3. Планируйте развитие компании минимум на год, а в идеале — на три года.

  4. Если вытаскиваете все, вы рискуете попасть в кассовый разрыв.

  5. Составляйте финансовую модель бизнеса. А чтобы вам было проще это сделать, эксперты «Нескучных финансов» подготовили шаблон финансовой модели с учетом сезонности. Вам достаточно заполнить ячейки таблицы — и она автоматически подсчитает, какую выручку нужно делать, чтобы оставаться в «плюсе» в среднем за год.

Дополнительные материалы

Шаблон финансовой модели с учетом сезонности

Скачать

Поделиться

Оценить

4.33 балла

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии


-
Спасибо за статью, познавательно.
В разделе "Дополнительные материалы" отсутствует "Шаблон финансовой модели с учетом сезонности"