Многие бизнесмены, обращаясь к услугам банков, аудиторских компаний, финансовых консультантов, слабо представляют себе профессиональную «кухню» и вынуждены зависеть от специалистов, компетентность которых не могут проверить.
Основная цель статьи «Финансовая азбука для предпринимателей» — сделать процесс финансового учета прозрачным и понятным для любого человека, но в первую очередь — для руководителя предприятия.
Электронный проект
Шесть принципов финансовой отчетности
Это базовые постулаты, в соответствии с которыми отражают бизнес-операции в документации. Без них невозможно научиться правильно «читать» финансовую отчетность.
1. Объективность. Финансовая отчетность должна отражать не желаемое, а реальное состояние дел в компании. Поэтому она учитывает все события, которые произошли на предприятии за определенный период.
2. Учет по начислению. При учете финансовых операций компании в отчетность попадают все операции, по которым начислены или могут быть начислены деньги. Но эти деньги совсем необязательно должны быть получены или заплачены физически, то есть в отчетности фиксируют не только реальные денежные транзакции (выручка от продаж, выплата дивидендов и заработной платы и т.п.), но и доходы, которые компания вправе получить и расходы, которые она обязана оплатить. Получены ли доходы или оплачены ли расходы, неважно. Кроме того, учитывать надо и «виртуальные деньги» — бартер, продажи в кредит, обмен активами и обязательствами, доходы от электронной коммерции и т. д.
3. Соответствие. Согласно этому принципу доходы в отчетности должны соответствовать расходам, а издержки списываться равномерно в течение всего отчетного периода. Так, например, расходы будущих периодов необходимо записывать как активы и переводить их в расходы постепенно, по мере получения экономического эффекта. Как это выглядит на практике. Компания застраховала имущество. Срок страхования 12 месяцев. Вся сумма страховки перечислена страховщику. Сначала она записывается в отчетности как актив — расходы будущих периодов, а затем ежемесячно списывается частями как издержки.
4. Консерватизм. Принцип консерватизма говорит о том, что лучше занизить показатель прибыли в отчетности, чем завысить его. Иными словами, включаемая в отчетность положительная информация (например, об увеличении размера активов компании или прибыли) должна быть хорошо проверена и подтверждена. Допустим, если у вас есть опасения, что проданный товар вернут как бракованный, вы не должны фиксировать у себя прибыль от этой продажи, пока не истечет гарантийный срок.
5. Разумность. Принцип разумности помогает избегать излишней детализации при учете и тем самым сокращать издержки на его ведение. Например, в любой компании используют канцелярские принадлежности (ручки, бумагу и т.д.), и каждая их единица очень слабо влияет на финансовую отчетность. Абсолютно бессмысленно учитывать в расходах каждую ручку: это слишком маленькие цифры для бизнеса. Поэтому компании однократно списывают на расходы весь объем канцелярских принадлежностей, потраченных за определенный период (например, за месяц).
6. Уравнение баланса. Уравнение бухгалтерского баланса соблюдается всегда и при любых условиях: дебет должен быть равен кредиту, а пассив — активу.
Выручка: три подхода к учету
Увеличение выручки далеко не всегда приводит к повышению чистой прибыли и росту эффективности предприятия. Почему происходит так, что при росте выручки пропорционально растет сумма просроченных долгов или иных убытков? Почему снижается биржевая стоимость акций предприятия? Объяснить руководителю причины не всегда в состоянии даже главный бухгалтер: бухгалтерская отчетность отражает только фактический результат хозяйственных операций, фиксирует происходящее с финансами, но не более того. Понять, какие экономические процессы скрыты за цифрами выручки, можно при помощи анализа финансовой отчетности, составленной по международным стандартам (МСФО).
Пример: корректировка отчетности. Сейчас широко применяется практика продажи покупателям вместе с товарами контрактов на сервисное обслуживание. Допустим, компания продавала стереосистему за 1 000 000 рублей, закупочная цена которой составляла 900 000 рублей. Одновременно компания предлагала покупателю договор на техническое обслуживание этой системы на два года стоимостью 100 000 рублей.
По условиям договора фирма брала обязательство раз в шесть месяцев проверять техническое состояние системы, а также устранять все неполадки в течение всего срока действия договора. Издержки компании на техническое обслуживание за эти два года составляли примерно 20 000 рублей.
Контракты на техническое обслуживание компания продавала пакетом, то есть только своим покупателям и только вместе с покупкой товара. Таким образом, низкая прибыль от продажи самого товара была скомпенсирована высокой прибылью от сервисного контракта, так как их приобретали 40–70% покупателей.
Таблица. Пример корректировки отчетности
Компании необходимо определить, как учитывать выручку и прибыль от продажи контрактов на сервисное обслуживание в своей финансовой отчетности.
Существует три основных подхода к учету выручки.
Подход 1. Полное признание выручки в момент продажи. Этот подход соответствует принципу учета по начислению. То есть продажа системы и продажа сервисного контракта будут показаны в отчетности как одна операция. Одновременно с продажей товара и учетом выручки и прибыли от нее следует также полностью признавать (то есть отражать в отчетности) прибыль от продажи контракта.
Тогда в приведенном примере следует просто суммировать цифры и признать выручкой 2 200 000 рублей, издержками 1 840 000 рублей и прибылью 360 000 рублей.
Подход 2. Отложенное признание выручки. Этот подход соответствует принципу консерватизма. То есть продажу стереосистемы за 2 000 000 руб. и продажу контракта за 200 000 рублей. нужно отразить в отчетности как две раздельные операции, поскольку услуги по сервисному обслуживанию оказываются не в момент продажи, а на протяжении двух лет. Следовательно, сразу следует признать лишь выручку от продажи системы (2 000 000 рублей).
Выручку от продажи контракта (200 000 рублей) необходимо признавать постепенно, в течение всего срока его действия (24 месяца).
Зарегистрируйтесь, чтобы прочитать целиком
А также получить полный доступ к другим закрытым и полезным материалам для предпринимателей.