Бизнес или работа по найму: преимущества и недостатки
Статья

Бизнес или работа по найму: преимущества и недостатки

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Работать по найму или открыть свое дело? Этим вопросом задаются те, кто хочет проявить себя, пробить стеклянный потолок, больше зарабатывать. Рассказываем, что учесть, решаясь оставить место в компании и создать бизнес

Содержание

Плюсы и минусы собственного бизнеса
Как начать свой бизнес
Как работать, когда нет руководителя
Как отличаются доходы наемного сотрудника и владельца бизнеса
Истории людей, которые ушли из найма и занялись бизнесом


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Бесплатный онлайн-сервис

Откройте бизнес онлайн — бесплатно и без визита в налоговую

Подать онлайн-заявку

Плюсы и минусы собственного бизнеса

Сравнивая свое дело и работу в компании с точки зрения получения прибыли и организации процесса, стоит учесть ряд обстоятельств.

Среди преимуществ собственного бизнеса:

  1. Высокая мотивация. Желание с нуля построить свое дело — мощный двигатель. Кроме того, бизнес учит человека собранности, пунктуальности, работе на качество и самосовершенствованию. Успех предприятия и заработок владельца бизнеса напрямую зависят от его действий и достижений.

  2. Возможность выбирать задачи по душе. Должностные обязанности сотрудников в любой компании четко прописаны. Среди них могут быть те, которые не нравятся, но перепоручить такие дела часто нельзя. У владельца бизнеса такая возможность есть. Правда, качество выполнения этих задач придется контролировать.

  3. Личное время. Бизнес требует усилий, но позволяет самостоятельно планировать рабочий график. Редкий наемный сотрудник может этим похвастаться. Загрузка предпринимателя зависит от выбранной сферы деятельности и обстоятельств. На начальном этапе бизнесмену приходится работать вне графика, по мере стабилизации предприятия появляется возможность нормировать рабочее время и даже сократить его.

  4. Возможность выбирать подходящих сотрудников. Бизнесмен руководит работой предприятия и команды. Он вправе сформировать ее самостоятельно, отсеив кандидатов, вызывающих антипатию. Бизнесмен определяет круг обязанностей для подчиненных и правила, которые действуют в команде. 

  5. Возможность построить компанию с нуля или купить франшизу, что снижает риски и не требует разработки собственной бизнес-модели.

  6. Повышение уровня жизни. Рост дохода происходит по мере развития предприятия. Ждать, что свое дело быстро принесет много денег, не стоит. Но в перспективе есть шанс начать зарабатывать больше, чем в найме. 

  7. Простота регистрации юридического лица на территории РФ. Заниматься бизнесом можно в статусе индивидуального предпринимателя или самозанятого либо открыв ООО. 

  8. Возможность начать свое дело с минимальными вложениями. Для начала деятельности обычно нужны инвестиции, сумма зависит от выбранного направления. При этом малому бизнесу не всегда требуется большой бюджет. Сэкономить можно на рекламе. На стадии развития достаточно баннеров, публикаций в социальных сетях или размещения контекстной рекламы.

  9. Гибкость предприятий малого бизнеса. Их можно перепрофилировать или стабилизировать при возникновении проблем, расширив спектр предлагаемых услуг.

  10. Возможность получить высокий доход даже в кризисные периоды. Здесь, правда, большую роль играет направление деятельности и умение предпринимателя быстро адаптировать свое дело к изменившимся условиям. Так, пандемия коронавируса вызвала бурный рост компаний, работающих в сферах онлайн-торговли, онлайн-образования и строительства. Большой доход получили фармакологические и IT-компании. 

  11. Возможность пользоваться поддержкой со стороны государства. Есть программы, по которым можно получить субсидии или льготный кредит для бизнеса. Предпринимателям доступны налоговые каникулы и льготы по оплате аренды помещений. Ряд банков предлагает кредиты под залог недвижимости, что позволяет увеличить оборотный капитал.

К недостаткам ведения бизнеса относят:

  1. Необходимость изучить нормативные акты, регулирующие работу компаний. При отсутствии нужных знаний построить стабильный успешный бизнес непросто. Однако все относительно. Бизнесмен может передать ведение бухгалтерии аутсорсинговым компаниям. Меньше всего документов оформляют ИП, работающие на патенте. С этим реально разобраться самому. Самозанятые вообще не сдают отчетность. 

  2. Большое количество новых задач, которые приходится быстро решать. Бизнесмены могут сталкиваться с нестандартными ситуациями в работе с персоналом и клиентами, проверками со стороны контролирующих органов, блокировкой расчетного счета и другими. 

  3. Отсутствие стабильности. Бизнес работает в непрерывно меняющихся условиях. Человеку, привыкшему к стабильной работе по найму с ограниченным перечнем обязанностей, бывает непросто адаптироваться к новому ритму жизни.

  4. Сложная финансовая ситуация в ряде сфер, усугубившаяся после начала пандемии COVID-19. Темпы экономического роста замедлились, уровень доходов населения России снизился, вместе с ним упал спрос на отдельные товары и услуги. 

  5. Высокий уровень конкуренции в малом бизнесе. По данным агентства Magram Market Research, до 29 % предпринимателей вынуждены соперничать с сетевыми компаниями. Около 4 % малых предприятий сталкивается с конкуренцией со стороны агрегаторов или сетевых интернет-магазинов. 

  6. Повышенные затраты на производство. Малые предприятия закупают сырье небольшими партиями, не получая скидок от поставщиков. Дорогие комплектующие приводят к росту отпускной цены на товары при одновременном падении доходов компании.

Как начать свой бизнес

Если коротко, то будущему бизнесмену необходимо сделать ряд обязательных шагов.

Сформулировать бизнес-идею. Проанализировать рынок и определить конкурентов. Найти недостатки и сильные стороны компаний, уже работающих в выбранной нише.

Разработать стратегию развития и определиться с источниками финансирования. Изучить опыт конкурентов, учесть возможные трудности и наметить способы их преодоления.

Определить целевую аудиторию. Для этого можно, например, провести опрос среди знакомых или в подходящих сообществах в соцсетях. Следует учесть, что часть людей проявит заинтересованность в товаре или услуге, но впоследствии может отказаться от сделки.

Определиться с формой собственности и зарегистрировать бизнес.

Выбрать режим налогообложения и начать тестировать идею: запустить сайт с минимальным ассортиментом, начать рекламную кампанию и оценить спрос на практике.

Бесплатный онлайн-сервис

Мечтаете о своем деле? Зарегистрируйте ИП или ООО удаленно и бесплатно

Подать онлайн-заявку

Как работать, когда нет руководителя

Тем, кто решил заняться бизнесом после долгих лет работы по найму, нередко трудно организовать процесс с позиции руководителя. Чтобы ничего не упустить, необходимо держать в голове следующее:

  1. Владелец бизнеса руководит и собой, и подчиненными. Важно нанять подходящий персонал, и организовать работу как с командой, так и внутри нее. Чтобы избежать спорных ситуаций, необходимо грамотно составить трудовые договоры. 

  2. Совмещать работу по найму и ведение бизнеса непросто. Рано или поздно большинству предпринимателей приходится делать выбор — продолжать деятельность в качестве наемного сотрудника или посвятить все свое время бизнесу.

  3. Коммерческая деятельность предусматривает ведение налоговой и бухгалтерской документации, составление и отправку отчетов. Ошибки в документах чреваты санкциями. При необходимости предпринимателю стоит доверить эту часть работы профессионалу. Другой вариант — использовать одну из систем для самостоятельного ведения бухгалтерии, которые рынок предлагает малому бизнесу.

  4. Ведение бизнеса позволяет избежать давления со стороны руководителей, но предприниматели зависят от клиентов. Заказчики могут звонить в выходные или в неудобное время. Нельзя точно сказать, что лучше для бизнеса — жестко ограничивать время общения с клиентами или подстраиваться под них. Каждый предприниматель может попробовать оба варианта взаимодействия с заказчиками и выбрать наиболее подходящий. Что же касается отпуска, то на это время бизнесмену нужно доверенное лицо — компаньон или сотрудник, который выполнит необходимую работу, завершит начатые дела. 

Как отличаются доходы наемного сотрудника и владельца бизнеса

Заработная плата сотрудника зависит от его должности, профессионального стажа, выполняемых обязанностей и финансового положения компании.

Рост оклада возможен, если специалист меняет место работы или переходит на более высокую должность внутри своей компании.

Доход владельца бизнеса также зависит от ряда факторов. На этапе становления и развития предприятия ему приходится вкладывать собственные средства или искать внешние источники финансирования. Однако со временем предприниматель начинает получать доход. При удачном стечении обстоятельств он может значительно превысить среднюю ставку наемного работника.

54 649 рублей

таков, согласно данным Росстата, средний доход наемного работника в России по состоянию на октябрь 2021 года.

Сервис

Доверьте онлайн-регистрацию бизнеса профессионалам. Услуга бесплатна

Подать онлайн-заявку

Истории людей, которые ушли из найма и занялись бизнесом

Константин работал на машиностроительном предприятии и получал около 50 000 рублей в месяц. Параллельно решил попробовать себя в бизнесе. Вместе с другом создал сайт, на котором они стали продавать мебель. Сначала с бизнесом помогала жена Константина, но вскоре он ушел с работы, чтобы больше времени посвящать своему делу.

За три года предпринимателю удалось развить бизнес и выйти на стабильный ежемесячный доход на уровне 150 000 рублей. Компания продает мебель в розницу и оптом.

Вадим был сотрудником крупного автомобилестроительного завода, занимался доработкой дефектов на только вышедших со сварочной линии или окрашенных кузовах. Вадиму не нравился сменный график и зарплата на уровне 40 000 рублей. Он ушел из компании, арендовал помещение и открыл свое дело по ремонту деталей кузовов без покраски.

Через год Вадим купил собственное помещение и стал работать с помощником по семь часов в день, пять дней в неделю. Его доход после уплаты налогов составляет от 90 до 120 тысяч рублей в месяц.

Кирилл закончил университет, некоторое время работал по специальности, а потом открыл небольшую фотостудию. Чтобы купить оборудование и арендовать помещение, взял потребительский кредит. Два месяца студия работала в минус, Кирилл расплачивался с поставщиками кредитными средствами. Клиенты появились на третий месяц. Погасить долги и выйти в плюс позволили договоры на съемку в детских садах и школах.

Онлайн-сервис по старту бизнеса

Здесь вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую

Подать онлайн-заявку

Поделиться

Оценить

4.73 балла

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии


СМ
Очень информативно, аж проникся полностью
ИК
Ёмко и по делу!
ЛС
спасибо за нужные советы
ИМ
Истории ребят вдохновляют! Всего лишь два вебинара прошло с начала программы, а я уже ВЕРЮ в свои силы и способности! Благодарю за возможность быть и обучаться с вами)))