Как выбрать место для новой торговой точки: пошаговая инструкция
Статья

Как выбрать место для новой торговой точки: пошаговая инструкция

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Правильное месторасположение – ключевой фактор прибыльности бизнеса. Ведь именно местоположение определяет, сколько людей будет заходить, в какие часы будет пиковая нагрузка. Воспользуйтесь пошаговым алгоритмом, как правильно выбрать место под бизнес. Материал подготовлен экспертами сервиса «Геоаналитика» на платформе «СберАналитика»


Содержание
Шаг 1. Определите потенциальную зону обслуживания вашей торговой точки
Шаг 2. Оцените численность населения в потенциальной зоне обслуживания
Шаг 3. Оцените проходимость места и потенциальный клиентопоток
Шаг 4. Изучите покупательскую способность клиентов будущей торговой точки и оцените общую сумму расходов покупателей
Шаг 5. Определите число конкурентов по соседству (уровень конкуренции)
Шаг 6. Определите средний чек в локации
Шаг 7. Посчитайте общую выручку конкурентов в локации
Шаг 8. Оцените емкость локального рынка, посчитайте потенциальную выручку
Чек-лиcт. Проверьте, все ли вы учитываете при выборе местоположения торговой точки
Задание. Изучите несколько локаций


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Справка
Сервис «СберАналитика» — портал профессиональной аналитики, позволяет получать аналитические и статистические отчёты, основанные на обезличенных и агрегированных данных, путем визуального анализа отображаемых данных на страницах приложения (инфо-панелях) с возможностью управления (фильтрация, сортировка, скрытие/раскрытие частей, группировка) содержимым отчетов.
Услугой могут воспользоваться юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Российской Федерации.
Услуги предоставляются в соответствии с условиями, указанными в направленной ООО «ТОТ» счет-договоре (оферте).
📞 Телефон: 8 (800) 707-00-82

Обычно начинающие предприниматели не слишком тщательно изучают локацию, в которой открывают торговую точку. Те же, кто задумывается о том, где лучше расположить новый объект, полагаются на собственную интуицию и экспертную оценку параметров локации без опоры на данные, что в двух случаях из трех приводит к неправильным выводам относительно будущей прибыли и закрытию бизнеса.

Сомневаетесь в каком месте лучше открыть новую торговую точку? Используйте инструкцию и опирайтесь на реальные цифры при выборе лучшего места.

🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды

Вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Шаг 1. Определите потенциальную зону обслуживания вашей торговой точки

У каждого объекта торговли есть своя «зона охвата» или «радиус охвата». Например, для магазина формата «у дома» и небольших магазинов она составляет 400 метров — расстояние, которое может преодолеть покупатель за 5 минут пешком. В крупные специализированные магазины покупатели могут ехать со всего города.

📌 Совет
Чтобы более точно очертить границы зоны охвата, вы можете также опросить прохожих в интересующем месте и нанести на карту точки, из которых они приходят.

ГЕОАНАЛИТИКА

Понять, как работает сервис, поможет демоверсия

Посмотреть демоверсию

Шаг 2. Оцените численность населения в потенциальной зоне обслуживания

После того как вы определили зону обслуживания, проведите анализ численности населения в этой зоне. Для вашего бизнеса работает следующее правило: чем больше численность населения в зоне охвата, тем выше вероятность, что вы быстрее привлечете большое количество клиентов в новую торговую точку.

В открытых источниках можно найти информацию о численности населения района. Также вы можете посчитать численность населения самостоятельно по количеству подъездов и квартир в жилых домах в зоне обслуживания. Однако эти данные не учитывают людей, которые могут приезжать в анализируемую локацию по работе.

Данные с учетом перемещений жителей города можно получить с помощью специализированных геоинформационных систем. Как это работает, покажем на примере сервиса «Геоаналитика» на платформе «СберАналитика». Так, информация о количестве жителей и работающих в локации содержится в разделе «Геокошелек» в слое «Население». Определив потенциальную зону обслуживания на первом шаге, выберите подходящий размер гексагона (400 м, 900 м и 2,4 км) и посмотрите количество человек в нем. Если зона обслуживания широкая, то сложите данные по нескольким гексагонам.

Гексагон

Территория города в сервисе поделена на микрозоны в форме шестиугольников (гексагонов) трех размеров на выбор: 400 м, 900 м и 2,4 км, для каждой произведен расчет бизнес-метрик.

Шаг 3. Оцените проходимость места и потенциальный клиентопоток

Мало того, что в интересующем месте живет и работает большое количество людей. Важно, чтобы эти люди были заинтересованы в вашем товаре или услугах.

Вы можете:

1. Посетить все торговые точки вашего профиля в окружении и посчитать, какое количество клиентов посещают ваших конкурентов.

🎯 Лайфхак
Чтобы замерить трафик, проведите возле будущей торговой точки по два часа утром, днем и вечером. Запишите, сколько примерно людей проходит мимо в каждый период, чтобы определить пики, и суммарно за день. Считать надо и в будни, и в выходные дни. Стоит учитывать, что трафик может довольно сильно варьироваться в том числе в зависимости от погоды – в дождливую и холодную погоду показатели точно будут ниже.


2. Посчитать и заодно опросить прохожих в интересующем вас месте. Для опроса подойдут вопросы:

  • Как часто за последние 3 (6) месяцев вы пользовались услугой или приобретали товар?

  • Насколько вероятно, что вы посетите или не посетите новую торговую точку в данном месте?

3. Оценить проходимость места по фактическому количеству совершенных покупок во всех торговых точках в рассматриваемой локации. При этом потенциальный клиентопоток для вашей новой торговой точки покажет количество покупок в торговых точках вашего профиля. Например, данная информация доступна в удобном формате также на сервисе «Геоаналитика» в разделе «Бизнес». Кроме того, вы сможете увидеть, где (в каких местах) в городе люди покупают больше всего ваших товаров или услуг.

Шаг 4. Изучите покупательскую способность клиентов будущей торговой точки и оцените общую сумму расходов покупателей

Вы понимаете, откуда будут приезжать к вам потенциальные покупатели, знаете, сколько людей станут клиентами. Теперь важно понять, на что и сколько они тратят, какой сегмент аудитории в локации по уровню расходов, будет ли ваш товар востребован по цене в данной зоне обслуживания. Ваш товар или услуга должны соответствовать спросу, особенно это важно в период экономических спадов.

Оценить покупательскую способность населения в локации вы можете по типу существующего и строящегося жилья, по стоимости нового жилья, качеству торговой недвижимости и брендам, представленным в близлежащих магазинах. Полученная оценка косвенно покажет уровень доходов потенциальных клиентов: низкий, средний и высокий. Вы также можете посмотреть опубликованные данные официальной статистики доходов и расходов населения в целом по городу.

Для лучшего понимания покупательской способности желательно получить реальное представление о расходах и категориях трат жителей в конкретной локации. Сделать это можно в частности с помощью «Геокошелька» на платформе «СберАналитика».

ГЕОАНАЛИТИКА

Понять, как работает сервис, поможет демоверсия

Посмотреть демоверсию

Шаг 5. Определите число конкурентов по соседству (уровень конкуренции)

Может получиться так, что часть вашей зоны обслуживания уже занята конкурентами. Поэтому важно посчитать количество конкурентных торговых точек в рассматриваемой локации. Вы можете собрать эту информацию самостоятельно с помощью открытых источников — по ссылке вы можете скачать таблицу, которая поможет вам провести анализ конкурентов.

Еще один способ — воспользоваться готовыми автоматизированными решениями, которые предоставляют эти данные. Например, раздел «Бизнес» в сервисе «Геоаналитика» содержит информацию об общем количестве покупок в гексагоне во всех отраслях, которое в сочетании с количеством торговых точек и количеством покупок в отрасли дает понимание, насколько свободна ниша в вашей отрасли в этом гексагоне.

Шаг 6. Определите средний чек в локации

Чтобы посчитать потенциальный объем выручки, необходимо знать средний чек в торговых точках вашей отрасли в рассматриваемой локации. Вы можете собрать чеки ваших конкурентов и экспертно оценить размер среднего чека.

А можете просто зайти на сервис «Геоаналитика» в раздел «Бизнес» и посмотреть, какой реальный чек по вашей отрасли в интересующем месте. Дополнительно можно сравнить со средним показателем по городу и понять, насколько в целом выгодно размещать в данной локации торговую точку.

Шаг 7. Посчитайте общую выручку конкурентов в локации

Чтобы посчитать общую выручку компаний из вашей отрасли в локации, перемножьте данные о среднем чеке, количестве покупок и количестве торговых точек вашего профиля. Точные цифры вы уже получили на предыдущих этапах. Это поможет вам понять, насколько сформирован рынок в рассматриваемой локации.

🎯 Лайфхак
Чтобы оценить размер среднего чека, зайдите в интересующую вас торговую точку утром и купите что-нибудь. У вас на руках будет чек с номером. Также вы можете постоять рядом и посмотреть, на какую сумму примерно покупают клиенты — это позволит оценить сумму среднего чека. Затем зайдите в торговую точку вечером и вновь что-то купите. У вас опять на руках будет чек с номером. Теперь вы можете посчитать, сколько за день было покупок. Умножьте эту цифру на средний чек и вы получите примерную дневную выручку.

Шаг 8. Оцените емкость локального рынка, посчитайте потенциальную выручку

Вы уже посчитали общую выручку конкурентов в локации (шаг 7), знаете общую сумму расходов населения в торговых точках вашего профиля по всему городу (шаг 4). Посчитайте разницу между получившейся суммой расходов и общей выручкой – это и будет емкость рынка. Чем выше результат, тем больше дефицит в торговых точках вашего профиля в локации. Оцените потенциальную выручку точки при открытии, перемножив средний чек на потенциальное количество клиентов и примите решение о целесообразности инвестирования в объект в данном месте.

Решения для бизнеса
На платформе «СберАналитика» существуют различные сервисы, которые помогают в работе малого, среднего и крупного бизнеса. Например, сервисе «Геоаналитика» уже сегодня помогает быстро и эффективно оценить привлекательность местоположения, изучить конкурентную среду и рассчитать потенциал будущей торговой точки.

Чек-лист. Проверьте, все ли вы учитываете при выборе местоположения торговой точки

  1. Составить портрет своей целевой аудитории

  2. Определить потенциальную зону охвата торговой точки

  3. Оценить численность населения в потенциальной зоне обслуживания

  4. Оценить проходимость места и потенциальный клиентопоток.

  5. Проанализировать покупательскую способность клиентов

  6. Проанализировать уровень конкуренции

  7. Определить средний чек в локации

  8. Посчитать объем выручки конкурентов

  9. Посчитать сумму расходов населения на покупки у конкурентов в пределах города

  10. Посчитать дефицит торговых точек отрасли

  11. Оценить потенциальный товарооборот новой точки

Вы также можете скачать данный чек-лист по этой ссылке.

Задание
Выберите несколько локаций и сравните их при помощи специального чек-листа, который вы можете скачать по ссылке.

ГЕОАНАЛИТИКА

Понять, как работает сервис, поможет демоверсия

Посмотреть демоверсию

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии