Как привлечь финансирование для бизнеса на разных этапах
Статья

Как привлечь финансирование для бизнеса на разных этапах

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Сервис

Зарегистрируйте бизнес бесплатно и без визита в налоговую

Подать заявку

Зачем нужны инвестиции

Инвестирование — это внешний финансовый поток, который поддерживает бизнес на старте, на стадии развития и до момента, когда он начнет приносить стабильную прибыль. На деньги инвесторов можно покупать оборудование, арендовать помещения или нанимать персонал.

Нередко финансовая поддержка извне требуется бизнесу и в период стабильной работы. Однако многие инвесторы отказываются вкладывать деньги в проект, пока он не раскрыл свой потенциал.

По данным Федерального бюро статистики труда США и исследовательской компании Startup Genome, до 75 % вновь созданных организаций не доживают до стадии воплощения идеи в жизнь. В 30–40 % случаев вложенные в них средства полностью теряются.

Между тем привлечение финансирования из внешних источников помогает поддержать бизнес в период становления и развития.

Этапы развития компаний

Вне зависимости от рода деятельности компании проходят через:

  • начальный этап — на нем идет разработка и вывод продуктов на рынок; на этой стадии, по статистике от исследователей из Startup Genome, закрывается до 90 % стартапов с убытками для инвесторов;

  • этап расширения, который наступает после разработки и внедрения бизнес-модели; для него характерны рост продаж и постоянный денежный поток;

  • этап роста, когда предприятие получает стабильный доход, укрепляет позиции на рынке.

На каждом этапе не обойтись без финансирования. На старте оно помогает компании создавать первые образцы продукта или тестировать выбранную бизнес-модель. На этапе расширения — продвигать продукт или выходить на зарубежные рынки. Инвестиции в зрелое предприятие обеспечивают модернизацию производства, поглощение конкурентов либо поиск и развитие новых направлений.

Кредиты от Сбербанка

Получите кредит для бизнеса в Сбербанке на выгодных условиях

Подать заявку на кредит онлайн

Типы финансирования бизнеса

Существует два способа привлечения средств:

  1. Долевое инвестирование. Подразумевает передачу части бизнеса финансовому партнеру. Он становится совладельцем предприятия, влияет на организационные или рабочие процессы и получает часть прибыли.

  2. Долговое финансирование. Речь о получении кредита, который гасят в оговоренные сроки с выплатой процентов. Собственник бизнеса сохраняет контроль над предприятием. Однако банки часто отказывают в займах компаниям, которые находятся на начальном этапе, из-за высоких рисков. На двух следующих этапах финансированием такого типа можно активно пользоваться.

Как выбрать тип финансирования

При привлечении финансирования нужно определиться, будет ли это заем под проценты или долевое участие инвестора. Для этого взвесить плюсы и минусы каждого варианта.

Долевое партнерство менее выгодно для собственника компании, поскольку ему придется постоянно отдавать часть прибыли инвестору. В то же время участие в бизнесе сторонних людей или компаний позволяет оптимизировать рабочие процессы, наладить связи с другими участниками рынка.

Если предприниматель планирует привлечь заемный капитал, то ему придется выполнять условия кредитора, например банка. При этом важно оценить потенциал и доходность бизнеса; учесть стоимость активов и размер дебиторской задолженности.

Кредиты от Сбербанка

Подайте заявку на кредит для бизнеса, не выходя из дома

Подать заявку на кредит онлайн

Принципы поиска инвесторов

У бизнеса на разных стадиях развития могут быть разные источники финансирования. Так, на начальном этапе обычно используют собственный капитал, средства знакомых или друзей либо помощь частных инвесторов.

На этапах расширения и роста привлекают венчурные фонды, прямые либо стратегические инвестиции, банки. Зрелым компаниям помогают банки или фонды прямых инвестиций.

Источники финансирования для стартапов

Вновь созданные компании могут рассчитывать на такие источники средств:

  1. Друзья или знакомые. Эти деньги привлечь проще и быстрее. Но у способа есть минус: если предприятие провалится и возникнут сложности с возвратом долгов, отношения с близкими людьми могут испортиться.

  2. Частные инвесторы, которые занимаются финансированием компаний на ранних стадиях развития, — бизнес-ангелы. Одни вкладывают в предприятие деньги, а взамен получают его часть. Затем перепродают ее ради прибыли. Другие выбирают дивидендную модель, и получают фиксированную долю от растущей доходной части. Развитие проекта можно ускорить, если привлечь партнера с опытом или связями.

  3. Бизнес-инкубаторы. Предлагают создателям стартапов учебные курсы или услуги по поиску клиентов. Помогают построить бизнес-модель будущего предприятия. Правда, искать источники финансирования собственнику компании приходится самому.

  4. Корпоративные акселераторы роста. Заинтересованы в поиске и развитии стартапов для внедрения идей в рамках корпорации. После запуска пилотного проекта появляется возможность начать работать с крупным заказчиком.

  5. Гранты от государственных и коммерческих фондов. Их выделяют по результатам конкурсов. Потратить деньги можно на заранее оговоренные цели, это необходимо подтверждать отчетами. Для участия в конкурсе нужно подать заявку и подготовить пакет документов.

  6. Инвестиционные клубы. Объединяют частных инвесторов, которые ищут стартапы и представляют их на встречах сообщества. Связаться с клубом можно через заявку на сайте или социальные сети.

  7. Краудфандинг. Позволяет привлечь средства от нескольких частных инвесторов через специальные площадки. Распоряжаться полученными деньгами бизнес может по своему усмотрению. 

  8. Венчурные фонды. Распределяют средства инвесторов, ориентированы на международный рынок. Чтобы подать заявку на финансирование, нужно отправить презентацию проекта с пояснениями на электронную почту фонда.

Источники финансирования на этапах расширения и роста бизнеса

Предприятия нередко проходят начальный этап за счет собственных средств владельца или учредителей. Однако финансирование требуется и дальше. Деньги нужны, чтобы масштабировать проект или увеличить объем выпуска востребованных на рынке товаров.

Финансированием зрелых компаний занимаются, как правило, юридические лица. Они получают проценты по займам или прибыль от долевого участия в бизнесе.

Бизнес, который уже работает, может использовать такие внешние источники средств:

  1. Инвестиционные фонды. Вкладывают средства в прибыльные проекты. Получают долю в бизнесе, которую затем продают стратегическим партнерам по повышенной ставке. На сайтах этих фондов обычно есть перечень услуг, условия сотрудничества и форма обратной связи.

  2. Стратегические инвестиционные фонды. Покупают компании, чтобы получить прибыль. Такие инвесторы самостоятельно ищут интересные им проекты.

  3. Банки, которые занимаются финансированием частных лиц и компаний. Отличаются консервативным подходом, работают с организациями, способными погасить кредит с выплатой процентов. Чтобы получить заем на выгодных условиях, сначала можно открыть в выбранном банке расчетный счет или подключить зарплатный проект. Это повысит шансы на успех, но не гарантирует его.

Бонусы для бизнеса

Откройте расчетный счет в Сбербанке и получите бонусы на развитие бизнеса

Открыть расчетный счет

Поиск инвесторов в интернете

Для поиска людей или компаний, готовых вложить деньги в бизнес, владельцы используют и другие инструменты. Среди них — ведение блога в социальных сетях или на специальных ресурсах для предпринимателей. Обмениваться информацией с партнерами можно на платформах Vc.ru или Spark, для популяризации новой идеи в сфере IT подойдет площадка Habr.

Стартапы могут найти инвесторов, регулярно участвуя в конкурсах. Помощь в организации и проведении таких мероприятий оказывают «Стартап-кафе», Web Summit и Slush.

Публикация экспертного контента в сетевых изданиях также позволяет компаниям заявить о себе и привлечь финансирование. Запросы на комментарии от специалистов из разных сфер удобно искать, например, через Pressfeed.

Ошибки при поиске финансирования

Отсутствие четкого плана развития. Если у предпринимателя нет ясной бизнес-модели, заниматься привлечением финансирования рано. Инвесторы не согласятся вкладывать средства в проект с туманными перспективами, поскольку их цель — защитить свободный капитал от инфляции и получить прибыль.

Попытка реанимировать компанию, потерявшую рынок или крупных заказчиков. Вряд ли в подобной ситуации стоит думать о внешнем финансировании как о спасении. Нередко у такого бизнеса есть долговые обязательства, предприятие работает на устаревшем оборудовании или выпускает продукцию, которую не удается реализовать.

✅ Инвесторам интересны:
• проекты, у которых есть стратегия развития и продукты, пользующиеся спросом;
• предприятия, владеющие производственной базой, патентами или другими востребованными на рынке активами.

Как подготовиться к переговорам с инвесторами

Перед привлечением финансирования и началом переговоров с потенциальными партнерами необходимо разработать бизнес-модель и финансовый план. В нем указать статьи расходов и срок окупаемости предприятия.

На этапе согласования оценивают долю бизнеса, передаваемую инвестору. Результат переговоров зависит от интереса партнеров к компании. Когда доля и размер заемного капитала определены, составляют предварительное соглашение. В нем прописывают детали финансовой поддержки и условия взаиморасчетов.

Методы оценки бизнеса

Оценить рентабельность и перспективность проекта позволяют следующие способы:

  1. Метод фиксированной стоимости. Используется для привлечения ресурсов на ранних этапах развития бизнеса, когда его будущее максимально неопределенно. Компании, занимающиеся финансированием подобных проектов, вкладывают фиксированную сумму в обмен на оговоренную долю в бизнесе.

  2. Метод венчурного капитала. Базируется на оценке текущего положения дел и теоретической доходности, которую хочет получать инвестор. Например, компания планирует за пять лет достичь рыночной стоимости х рублей, а инвестор ожидает 20-кратную прибыль. Стартовая цена бизнеса принимается за х/20, соотношение суммы привлеченного капитала к исходной стоимости проекта определяет долю инвестора.

  3. Метод дисконтирования денежных потоков. Базируется на детальном финансовом прогнозе развития с горизонтом не меньше трех лет. Срок планирования соответствует периоду окупаемости и зависит от особенностей бизнеса. Например, прогноз для небольшого магазина или учебного центра составляют на три года, для проектов, нуждающихся в больших вложениях, модель рассчитывают с перспективой на пять-семь лет.

Привлечение инвестиций в бизнес: ключевые моменты

  1. Круг доступных источников финансирования определяется этапом, на котором находится компания. Эти источники отличаются на старте и на стадиях расширения и роста бизнеса. 

  2. Когда встает вопрос о том, чтобы привлечь внешние средства, нужно выбрать тип финансирования — заем под проценты или участие инвестора в обмен на долю в бизнесе. 

  3. Взять кредит сложнее вновь созданным компаниям. К долговому финансированию с залоговым обеспечением и погашением займа за счет части прибыли лучше переходить после стабилизации бизнеса.

  4. На привлечение инвесторов работают и активности в интернете. Компания может вести блог о своей деятельности, участвовать в профильных мероприятиях или размещать в сетевых изданиях экспертные комментарии своих специалистов.

  5. Заинтересовать инвесторов помогают расчет доходности предприятия, который позволяет обосновать объем вложений и оценить срок возврата средств, и пошаговая стратегия развития.  Получить деньги по нечетким формулировкам — «на маркетинг» или «для привлечения квалифицированных работников» — вряд ли удастся.

Кредиты от Сбербанка

Выберите кредит для бизнеса с учетом приоритетных целей

Подать заявку на кредит онлайн

Поделиться

Оценить

1 балл

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии