Как извиниться перед клиентом: рабочий сценарий для бизнеса
Статья

Как извиниться перед клиентом: рабочий сценарий для бизнеса

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Не спешите списывать со счетов недовольного клиента. Если он потратил время на рассказ о негативном опыте, значит внутренне готов к диалогу. Арсений Катков, эксперт в области защиты репутации, рассказывает, как правильно извиниться перед клиентом, и приводит сценарии ответа и примеры из реальной жизни.


Основатель группы компаний Reputation Earth

Конечно, бывают случаи потребительского экстремизма — когда клиенты сознательно используют лазейки в правилах и законах, чтобы «вытрясти» побольше выгоды. От этого никак не защититься, бизнес научится распознавать его с опытом.

Но Россия в 2021 году — страна недообслуженного клиента, особенно за пределами МКАДа. Вежливое общение способно вернуть клиента, в некоторых случаях они могут удалить негативный отзыв или исправить его на позитивный. Поэтому не стоит пренебрегать вежливостью.

Курс

Учитесь на чужих ошибках! Смотрите курс «Академия провалов»

Смотреть курс

🖖 Приветствие + благодарность

Такой алгоритм — «Приветствие и благодарность» — хорошо работает во всех случаях.

Вежливое приветствие. Бизнес держит ситуацию под контролем, а лучший способ подчеркнуть это — оставаться вежливым. Конечно, отвечает человек, но текст будет проецироваться на всю компанию. Значит, нужно сразу показать высокие стандарты в коммуникации.

Обращаться к автору стоит по имени профиля. Если человек назвал себя Мартин Алексеевич, значит так и пишем: «Здравствуйте, Мартин Алексеевич!».

Пример 1. Так может выглядеть нормальный ответ компании:

Скриншот google.com.

Пример 2. Здесь заведение обратилось по имени, и это здорово — сообщение сразу воспринимается более живым. Даже если текст ответа стандартный, специалист потратил время, чтобы остаться вежливым. Возможно, здесь перебор с восклицаниями.

Скриншот flamp.ru.

Пример 3. Обращаться к клиентам «сударь» и «сударыня» — фишка сети «Теремок», поэтому в ответах на отзывы она тоже уместна. Однако этот пример скорее исключение из правил:

Скриншот flamp.ru.

Не всегда обращение по никнейму пользователя хорошая идея.

Пример 4. В Black Star Burger обратился пользователь под никнеймом «Коза - дереза». В этом случае действительно лучше обойтись без имени.

Скриншот flamp.ru.

Благодарность. Человек же не просто так написал отзыв — он хотел быть услышанным. Поэтому логично показать клиенту, что его слова на что-то повлияли, как минимум их посчитали достойными внимания.

Не все негативные отзывы основаны на проблеме. Возможно, у автора есть замечания по работе бизнеса. В этом случае стоит поблагодарить клиента за отзыв и принять предложения к сведению. Конечная цель — оказать внимание, а для этого достаточно фразы «благодарим за ваш отзыв» или «спасибо за отзыв».

🤭 Извинение (опционально)

Это может прозвучать странно, но чтобы извиниться перед клиентом за ошибку, необязательно извиняться. Зачастую человеку нужно решение проблемы, поэтому нормально, когда компания переходит сразу к делу.

Использовать извинения рекомендуем в двух случаях: бизнес ощутимо «накосячил» или описанную в отзыве проблему нельзя решить. Например, клиент недоволен состоянием номера в гостинице. В качестве компенсации отель предлагает промокод. Но гость уже уехал, и ему все равно на промокоды.

Тут нужно пояснить — у предпринимателей бывшего СНГ есть предвзятое отношение к извинениям. Якобы если извиниться перед клиентом, то тебя моментально съедят конкуренты или регуляторы. Умение признавать ошибки — признак сильного. Слабый будет скрывать проблемы до конца. Однако здесь тоже нужно не переборщить.

Пример. Гость был недоволен проблемами при заселении и выезде. Нормально, когда представителю гостиницы очень жаль, он приносит извинения и искренне надеется на повторное посещение. Видеть подобное желание извиниться перед клиентом от интернет-магазина странно, но в индустрии гостеприимства это уместно.

Скриншот booking.com.

💁🏼‍♀️ Отработка негатива

Здесь действия компании зависят от описанной в отзыве проблемы. Всего будет три сценария. Рассмотрим каждый.

Сценарий1. Проблему можно решить быстро. Переустановить оборудование, заменить деталь и вернуть доступ к сервису — все это не требует сверхусилий.

Как действовать:

  1. Конструктивно ответить на все описанные в отзыве проблемы. Нельзя осветить часть претензий, а об остальных забыть.

  2. Упомянуть о достоинствах компании, сценарии обращения. Важно показать: автор столкнулся с плохой стороной бизнеса, но это не норма, и позитивного гораздо больше.

  3. Рассказать, как будет решаться проблема клиента. Извинение перед клиентом ничего не стоит, если бизнес не планирует устранять недоработки.

Пример

Допустим, пользователь пожаловался на агрессивную рассылку даже после отключения от нее. Ситуация понятная — этим иногда грешат даже крупнейшие маркетплейсы и онлайн-магазины. Все-таки сбои бывают у всех.

Мы информируем о предложениях через рассылку сообщений. Если вы отказывались от нее, давайте все проверим. Напишите в личные сообщения адрес почты, на которую приходят сообщения, и контактный телефон на всякий случай.

Сценарий 2. Если проблема решается, но не сразу. Найти нового сотрудника или ждать, пока привезут новую деталь — все это требует времени. Здесь главное — дать понять клиенту, что его услышали и проблема решится в обозримом будущем.

Как грамотно извиниться перед клиентом в этом случае:

  1. После конструктивного ответа на претензии следует объяснить, что компания будет меняться к лучшему благодаря комментарию клиента. Еще раз сказать спасибо его за обратную связь. 

  2. Крайне желательно спустя время написать, как разрешилась ситуация. Можно дополнить старый ответ или написать новый.

Пример

Выдержка из реального ответа кофейни в Екатеринбурге (да, иногда компании идут даже на такие решительные меры):

Мы поменяли весь коллектив бездельников и лентяев на трудолюбивых и приветливых бариста. Приглашаем лично вас бесплатно продегустировать наш кофе. Все замечания можете писать в Ватсап +7 909 .. .. .. .

Сценарий 3. Если решить проблему нельзя. Иногда отключают электричество, а поставщик привозит бракованные комплектующие. Однако клиенту все равно — услуга уже оказана, повторно ее не сделать. В этих ситуациях достаточно извиниться перед клиентом и рассказать, почему в будущем форс-мажоров будет меньше.

Как действовать в такой ситуации:

  1. Сначала приводим конструктивный ответ и разбираем достоинства компании. 

  2. Далее даем понять: компания приняла меры, чтобы похожая ситуация больше не повторялась. Либо объясняем, что есть особенности работы, которые могут кому-то не нравиться.

Пример

У нас довольно большой ресторан и огромное разнообразие еды, так что в первый раз немудрено заблудиться, особенно в обеденное время) Предлагаем вам посетить нас в спокойные утренние часы, чтобы вы смогли с чувством, с толком попробовать все варианты еды и воспользоваться утренними (или вечерними) скидками — тогда и стоимость вас удивит и порадует.

Посмотрим, как извинитяется менеджер компании Progulki перед клиентом за некачественную услугу:

Скриншот tripadvisor.ru.

Поездка уже испорчена, и компания выбрала, вероятно, единственно правильную стратегию — продемонстрировать заинтересованность в исправлении услуги.

👋🏻 Закрепить результат

Вежливо завершите разговор. Важно, чтобы последние строки ответа велись в позитивном тоне. Что бы ни произошло, компания уверена в благополучном исходе дела.

В идеале можно указать информацию об акциях и спецпредложениях, чтобы стимулировать повторные обращения (ответ читают и другие пользователи, верно?)

Скриншот flamp.ru.

Иногда краткость — полезное качество. Мы видим, что в случае проблем компания вмешается и все будет хорошо. Обратите внимание на количество лайков — пользователи оценили клиентоориентированность.

Ниже пример грамотного ответа: описаны достоинства, особенности работы, а автору рекомендовали вернуться снова, чтобы оценить заведение еще раз.

Скриншот tripadvisor.ru.

Альтернативная тактика — ответить кратко и перевести общение в офлайн. Например, попросить связаться с компанией или указать контакт.

Курс

Комьюнити-менеджмент: превращение клиентов в адвокатов бренда

Смотреть

🚫 Чего делать не стоит

Ситуации бывают разные, однако есть несколько моментов, которые с 99-процентной вероятностью разозлят клиента.

Шутки. Клиент — не друг бизнеса, он обменивает деньги на услугу. Чем меньше препятствий в этой цепочке, тем лучше. Шутки можно не понять, интерпретировать неправильно, посчитать неуместными и т. д.

Рисков слишком много, чтобы шутить на постоянной основе. Да, есть компании, которые построили публичную коммуникацию на юморе, но они делали это с самого начала, плюс они тоже периодически переходят грань.

Может ли банк шутить? Конечно, но как это будет воспринято аудиторией? Финансовые институты не просто так стараются выстроить репутацию вокруг надежности, профессионализма и сдержанности.

Грубости. Отзыв может быть очень обидным, но это не повод грубить пользователю.

Из уважения не указываем заведение, о котором идет речь. Скриншот Instagram.com*.

* Instagram и Facebook запрещены в РФ; принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.

Как отреагировать на такой отзыв, чтобы моментально испортить репутацию? Вести дискуссию уровня «сперва добейся». Всем иногда хочется выпустить пар, но неужели это того стоило?

Скриншот Instagram.com*

* Instagram и Facebook запрещены в РФ; принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.

Автор может быть эмоциональным, ведь он человек. При этом сказанное представителем компании будет проецировано на весь бренд. Возможно, это нечестно, но таковы правила рынка. По этой же причине мы считаем, что отвечать на отзывы лучше отдельному эксперту, эмоционально не связанному с руководством бизнеса. Иначе извинение перед клиентом рискует обернуться эскалацией конфликта.

Telegram Деловой среды

Еще больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Telegram-канале

Подписаться на Telegram

💡Выжимка всего самого полезного:

  1. Вежливо поприветствуйте клиента по никнейму. Проявите немного внимания. Вы же человек, а не бот-автоответчик.

  2. Поблагодарите за отзыв. Человек мог ограничиться плохой оценкой, но описал проблемы. Значит, он оценит, если его усилия отметят.

  3. Если компания оплошала по-крупному, стоит извиниться. Главное — баланс. Чаще всего фразы «приносим наши извинения за...» будет достаточно.

  4. Прокомментируйте проблему: откуда она взялась, почему обычно все происходит нормально.

  5. Расскажите, как решается проблема. С грубым сотрудником провели разбор полетов? Исправили ошибку в сервисе?

  6. Упомяните достоинства компании. Автор столкнулся с негативной стороной бизнеса, но есть и позитивные.

  7. Вежливо завершите разговор.

Мой личный подход — сказать как есть. Не приукрашивая, а, наоборот, акцентируя внимание на самых неприятных моментах в произошедшем. Так становится легче на душе. В большинстве случаев собеседник принимает извинения, и мы расстаемся на позитивной ноте.

Читайте также

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии